Статистическое исследование безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 10:14, курсовая работа

Описание

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Содержание

Введение
1. Теоретические проблемы регулирования безработицы............................ 5
1.1. Виды безработицы.............................................................................. 5
1.2. Причины безработицы ......................................................................10
1.3. Методы борьбы с безработицей ......................................................12
2. Статистическое исследование безработицы .............................................16
2.1. Безработица – общие данные...........................................................16
2.2. Регистрируемая безработица ...........................................................23
2.3. Занятость и безработица по регионам России ................................27
2.4. Экономическая неактивность ...........................................................29
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Кур.р Статистика.docx

— 75.92 Кб (Скачать документ)

 Материалы обследования населения  по проблемам занятости и данные  Минтруда России позволяют сравнить  состав безработных, зарегистрированных  в органах ГСЗ в качестве  безработных, и тех, кто не  имеет статуса зарегистрированного  безработного. Сравнение проводилось  по сопоставимым категориям населения,  то есть по безработным в  трудоспособном возрасте, без учета  студентов, ищущих работу и  готовых приступить к ней.

Результаты анализа возрастной структуры безработных  показывают что лица, не зарегистрированные в  органах службы занятости, имеют  более молодой состав – среди  них 39,5% находятся в возрасте до 30 лет (среди зарегистрированных – 32%).

Значительные отличия рассматриваемых  категорий безработных имеются  в их составе по полу. Если среди  зарегистрированных безработных преобладают  женщины (68%), то среди тех кто не зарегистрирован, удельный вес женщин значительно меньше и составляет 43,5%.

Таблица 8. - Состав зарегистрированных и незарегистрированных безработных по полу и возрастным группам в 2010 г.

 

Численность зарегистриро-ванных в органах ГСЗ*

Численность незарегистри-рованных в органах ГСЗ**

по полу, в %:

   

мужчины

32,0

56,5

женщины

68,0

43,5

по образованию,

в %:

   

высшее профессиональное

 

12,4

 

10,3

неполное высшее профессиональное

 

0,4

 

2,5

среднее профессиональное

 

24,3

 

24,8

начальное

профессиональное

 

18,6

 

14,5

среднее (полное) общее

 

30,6

 

33,9

не имеют среднего (полного) общего

 

13,7

 

14,1


*по данным Минтруда России; на конец года.

**по данным обследования населения по проблемам занятости; на конец ноября.

2.3. Занятость и безработица по регионам России

Показатели, характеризующие экономическую  активность населения, имеют большую  территориальную дифференциацию, обусловленную  сложившейся структурой размещения производительных сил, историческими  и природно-климатическими особенностями. Разница между самым высоким  и самым низким уровнем занятости  и безработицы между регионами  России составляет два раза и 17 раз.

В ряду ранжирования всех регионов России  по показателям уровня занятости  и безработицы самые низкие показатели по уровню занятости и самые высокие  по уровню безработицы приходятся на республики Южного федерального округа, Агинский Бурятский автономный округ, Республику Тыва.

Высокий уровень занятости сложился в автономных округах Уральского и Сибирского федеральных округов, Чукотском и Ненецком автономных округах, Магаданской области.

По уровню безработицы наиболее низкие показатели (менее 7%) имеют Москва, Санкт-Петербург, Белгородская, Тульская, Московская, Костромская, Калужская, Самарская, Новгородская, Липецкая, Пермская, Ленинградская, Ивановская области, Эвенкийский автономный округ, Республика Татарстан.

Межрегиональные различия имеются  в возрастном составе занятых  и безработных. Наиболее молодой  возрастной состав занятого населения  в Республике Ингушетия и Агинском Бурятском автономном округе – здесь  средний возраст занятых составляет 37 лет и на два года ниже, чем  в среднем по России. Свыше 40 лет  средний возраст занятого населения  в городах Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Калининградской, Липецкой областях, что связано с наличием в составе занятых сравнительно многочисленной группы лиц в возрасте старше 60 лет. В этих регионах удельный вес возрастной группы 60-72 года в  общей численности занятых составляет 5,2-7,3% (по России – 4,4%).

Таблица 9. - Группировка субъектов Российской Федерации по уровням безработицы в 2010 г.

Уровень безработицы, в % к  экономически активному населению

Количество регионов в  интервале

В % к общему числу регионов

Численность безработных  попавших в интервал, тыс. человек

В % к общей численности  безработных

до 5,0

3

3,4

189

2,9

от 5,1 до 10,0

49

55,7

3459

53,9

от 10,1 до 12,0

13

14,8

1147

17,9

от 12,1 до 14,0

9

10,2

884

13,8

от 14,1 до 16,0

4

4,5

70

1,1

от 16,1 до 20,0

6

6,8

342

5,3

более 20,0

4

4,5

324

5,0

итого

88

100

6416

100


 

Среди безработных наиболее молодой  возрастной состав отмечается в республиках  Тыва, Марий-Эл, Дагестан, Ингушетия, Чувашской  Республике, Агинском Бурятском и  Корякском автономных округах.

В республиках Тыва, Дагестан, Ингушетия, а также в Таймырском и Усть-Ордынском  Бурятском автономных округах, Республике Адыгея и Кабардино-Балкарской Республике в составе безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, составляет одну треть или более (в среднем  по России – 21%).

Самое длительное время поиска работы безработными среди регионов  России в Карачаево-Черкесской Республике и Агинском Бурятском автономном округе, где три четверти безработных  ищут работу год и более. В республиках  Северная Осетия-Алания и Дагестан около двух третей безработных являются длительно безработными.

 

2.4. Экономическая неактивность

Среди населения в возрасте 12-72 лет 39,4 млн. человек, или 35,7% составляют лица, отнесенные к экономически неактивному  населению (то есть не являются ни занятыми, ни безработными), из них 19,8 млн. человек, или половину, составляют лица в  трудоспособном возрасте. Средний возраст  экономически неактивного населения  – 43,8 года.

Таблица 10. - Состав экономически неактивного населения по отдельным категориям в ноябре 2010 г.

 

Возраст 15-72 года

Трудоспособный возраст

всего

мужчины

женщины

всего

мужчины

женщины

Экономически неактивное насе- ление, млн. человек 

 

 

 

39,4

 

 

 

15,5

 

 

 

23,9

 

 

 

19,8

 

 

 

8,7

 

 

 

11,1

из них, в %:

           

студенты, учащиеся

 

29,4

 

36,8

 

24,5

 

47,1

 

52,5

 

42,8

пенсионеры по воз-расту  и инвалиды

 

52,8

 

40,2

 

55,2

 

17,7

 

22,8

 

13,6

лица, ведущие дом. хозяйство

 

8,4

 

0,9

 

13,3

 

16,7

 

1,5

 

28,7

другие

9,4

13,1

7,0

18,5

23,2

14,9


 

Среди экономически неактивного населения  в трудоспособном возрасте 0,5 млн. человек  составляют лица, не имеющие работы, ищущие работу, но не готовые приступить к ней, то есть не отвечающие категории  готовности к работе, и по этой причине  не отнесенные к безработным, и 1 млн. человек – лица, отчаявшиеся найти  работу и отказавшиеся от ее поисков. По сравнению с ноябрем 2009 г. количество отчаявшихся найти работу несколько уменьшилось – 53 тыс. человек, или на 5%.

В численности экономически неактивного  населения 8,4%составляют лица в трудоспособном возрасте, не занятые учебой и ведением домашнего хозяйства, которые при  проведении опроса не выразили желание  иметь работу. В целом по России это 1,7 млн. человек, в их числе 52% мужчин. По сравнению с ноябрем 2009 г. количество лиц в трудоспособном возрасте, не занятых экономической деятельностью, учебой и ведением домашнего хозяйства и не желающие иметь работу, практически не изменилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Важным принципом с позиций  обеспечения занятости населения  при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно  оцениваться по их влиянию на рынок труда и  корректироваться, если возникнет в  этом необходимость.

При выборе путей формирования рынка  труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих  развитию занятости и  сохраняющихся в условиях рыночной экономики,  поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры  занятости, зависят непосредственно  от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

Одним из основных элементов формирования политики эффективной  занятости  является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда. В  этой связи следует выделить два  блока проблем:

  • оживление экономической ситуации и инвестиционной активности  в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
  • совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей  получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных  пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров.

В реализации первого направления  большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения  в условиях структурных сдвигов  в экономике и развития новых  форм собственности.

Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый  характер. Другими словами, государство  должно стимулировать создание и  преобразование рабочих мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в  технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать  проток децентрализованных средств (предпринимателей,  населения, западных инвесторов и т.д.).

Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и  предложения рабочей силы на рынке  труда, следует отметить, что предварительное  рассмотрение демографических факторов, определяющих  формирование экономически активного населения и их возможное  воздействие на рынок труда в  конце 90-х годов, показывает, что  при разработке и реализации мер  по регулированию занятости населения  в условиях существенных инвестиционных ограничений надо особое внимание  уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных  социально-демографических групп  населения.

Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное  решение проблем подготовки и  переподготовки кадров. На данном этапе  перехода к рыночной экономике следует  акцентировать внимание на двух взаимосвязанных  вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных  интересов.  Ведь возникает очередное  противоречие между формальным и  реальным образованием. Учебные заведения  готовят кадры, практически не интересуясь  ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой  у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

В настоящее время возникает  необходимость активизации деятельности  федеральных и региональных органов  по прогнозированию, постоянному  учету  и анализу в территориальном  и отраслевом разрезах потребностей  предприятий, учреждений и организаций  в квалифицированных рабочих  и специалистах и созданию соответствующих  условий для их подготовки. Одновременно следует шире развивать дуальную форму получения  образования, основанную на периодической смене учебного процесса  и производственной практики (опыт Германии), что позволит устранить  определенные противоречия между формальным образованием и реальным содержанием  учебного процесса с учетом потребностей производства.

Информация о работе Статистическое исследование безработицы