Статистический анализ уровня жизни населения Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание

В современных реалиях такой показатель как уровень жизни является одним из важнейших показателей, формирующий общее представление о развитости социального благосостояния в государстве. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что тема данной курсовой работы весьма актуальна. Различные журналы и организации проводят статистические анализы уровня жизни населения, в результате которых составляют список стран от наиболее благополучной, до наименее благополучной. Уровень жизни стал своего рода общей оценкой благосостояния любого социума.

Содержание

Введение……………………………………...………………………….…..........3
Глава 1. Статистический анализ уровня жизни населения………….…………4
1.1 Уровень жизни населения…………………………………….……....4
1.2 Статистический анализ уровня жизни………………………………16
Глава 2. Методы расчета статистического анализа уровня жизни населения…………………………………………………………………….…...21
2.1 Показатели рядов динамики………………….…………..…….…….21
2.2 Средние величины………………………………………………….…26
2.3 Графическое изображение рядов распределения….…………….….31
Глава 3. Расчет статистического анализа уровня жизни населения РФ…..….37
Заключение…………………………………………………………………..…...44
Список литературы……………………………………………………................45

Работа состоит из  1 файл

Статистика Пассов.doc

— 995.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение……………………………………...………………………….…..........3

Глава 1. Статистический анализ уровня жизни населения………….…………4

  • 1.1 Уровень жизни населения…………………………………….……....4
  • 1.2 Статистический анализ уровня жизни………………………………16

Глава 2. Методы расчета  статистического анализа уровня жизни населения…………………………………………………………………….…...21

  • 2.1 Показатели рядов динамики………………….…………..…….…….21
  • 2.2 Средние величины………………………………………………….…26
  • 2.3 Графическое изображение рядов распределения….…………….….31

Глава 3. Расчет статистического анализа уровня жизни населения РФ…..….37

Заключение…………………………………………………………………..…...44

Список литературы……………………………………………………................45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современных реалиях  такой показатель как уровень  жизни является одним из важнейших  показателей, формирующий общее представление о развитости социального благосостояния в государстве. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что тема данной курсовой работы весьма актуальна. Различные журналы и организации проводят статистические анализы уровня жизни населения, в результате которых составляют список стран от наиболее благополучной, до наименее благополучной. Уровень жизни стал своего рода общей оценкой благосостояния любого социума.

Объектом данной работы является уровень жизни населения.

Предметом данной работы являются статистические методы анализа уровня жизни населения.

Целью данной работы является статистический анализ уровня жизни  населения Российской Федерации. Для  этого необходимо решить следующие  задачи:

    • Определить такие понятия как «статистический анализ», «уровень жизни»;
    • Найти данные, показывающие уровень дохода населения.

В ходе работы применялись такие методы для обработки статистических данных, как:

  • Показатели рядов динамики
  • Средние величины
  • Графическое изображение рядов распределения

 

Глава 1. Статистический анализ уровня жизни населения

  • 1.1 Уровень жизни населения

Уровень жизни (уровень благосостояния) — уровень материального благополучия, который характеризуется объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

В действительности понятие  уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни  является понятием более широким  и характеризуется не только объемом  реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом неденежных факторов. Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др.1

В понятие «уровень жизни» включены различные социальные аспекты общественной жизни: условия труда и быта, формы использования свободного времени, уровень и структура доходов и расходов, уровень развития здравоохранения, культуры, искусства и многое другое. Количественная характеристика этих социальных сторон жизни общества с помощью социально-экономических индикаторов является предметом изучения статистики социального развития и уровня жизни населения.

Возможны три аспекта  изучения уровня жизни:

  • применительно ко всему населению;
  • применительно к его социально-демграфическим группам;
  • применительно к домохозяйствам с различной величиной дохода.

Стоимость жизни представляет собой денежную оценку благ и услуг, фактически потребляемых в домохозяйстве в течение известного промежутка времени. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, быта и досуга, труда и занятости, состояния здоровья, уровень образования, природную среду обитания и т.п. В этом случае чаще всего употребляются понятия «качество жизни» и «образ жизни».2

Понятие уровень жизни населения, как правило имеет три ключевых аспекта:

  • Благосостояние населения;
  • Накопление человеческого капитала;
  • Уровень человеческого развития.

Одной из попыток учесть отмеченную многоаспектность понятия уровня жизни стала концепция «человеческого развития» (Human Development Project), широко применяемая в межстрановых сопоставлениях. Согласно этой концепции уровень жизни определяется не только среднедушевыми объемами доходов и потребления (уровнем благосостояния), но и степенью социального равенства (между социальными группами, полами, поколениями), а также возможностью людей участвовать в процессах принятия экономических и политических решений, затрагивающих их жизнь. Таким образом, в анализ уровня жизни населения включен социальный аспект посредством изучения степени вовлеченности в принятие важнейших решений.

Приведем систему понятий, отражающих содержание каждого из трех отмеченных аспектов уровня жизни и  лежащих в основе системы его  количественных измерителей (индикаторов).

  1. Благосостояние населения, т.е. уровень обеспеченности потребностей человека (семьи) материальными и нематериальными (в т.ч. духовными) благами - как абсолютный, так и относительный, в сравнении со стандартами и нормами, принятыми в данном обществе (социальной группе).

Различают два качественных уровня благосостояния:

  • устойчивое удовлетворение первичных потребностей человека (семьи) в объемах, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности - в питании (прежде всего, по белково-калорийной ценности рациона), одежде, жилье, охране здоровья, личной безопасности и др. В СССР такой уровень благосостояния был в основном достигнут в 60-е гг.;
  • материальный достаток, при котором достигнутый высокий уровень насыщения первичных потребностей позволяет перейти к оптимальному, индивидуально-ориентированному типу удовлетворения разнообразных потребностей семьи и каждого ее члена.

Существуют базовые  понятия, которые используются для развернутой характеристики благосостояния населения с учетом социальной дифференциации.

    1. Уровень душевых доходов, потребления и обеспеченности домашних хозяйств капитальными благами.
    2. Степень дифференциации населения по доходам и потреблению.
    3. Уровень прожиточного минимума (Subsistence Level).

В западной традиции прожиточный минимум отражает такие доходы, которые обеспечивают «достойный уровень жизни» в соответствии со сложившимися стандартами потребления. В российской практике понимание прожиточного минимума заметно отличается от западного. В нашей стране прожиточный минимум отражает уровень доходов, обеспечивающий лишь минимальное (в физиологическом смысле) потребление. То есть, под прожиточным минимумом понимается стоимость набора продуктов питания, отвечающего медико-физиологическим требованиям жизнеобеспечения человека, а также потребление непродовольственных товаров и услуг, характерное для низкодоходных домашних хозяйств.

    1. Уровень бедности (Poverty Level): абсолютный и относительный.

Абсолютная бедность характеризует такой уровень благосостояния (семьи, группы, слоя), при котором доходы не обеспечивают определенного социального минимума потребления, принятого в данном обществе. Относительная бедность характеризуется отклонением уровня благосостояния социальных групп с низкими доходами и потреблением от среднего массового уровня (свойственного наиболее многочисленным группам, или группам со средним достатком и т.д.). Критерий относительной бедности часто задается 50%-м уровнем среднего душевого дохода в данный период времени.

    1. Жизненный стандарт (Standard of Living).

В западной традиции это  понятие характеризует такой  объем и структуру потребления  товаров и услуг, которые «средние»  представители данной социальной группы принимают в качестве ориентира (норматива) потребления (включая затраты  на жилье, транспорт, медицину, образование). В складывающейся российской практике под «жизненными стандартами» понимается тот минимальный объем потребительских благ (услуг), которое общество (государство) гарантирует каждому его члену.

  1. Накопление человеческого капитала, характеризующее состояние здоровья населения, его образовательный, профессиональный и культурный уровни с экономической точки зрения, т.е. с позиции способностей населения к воспроизводству общественного капитала (включая воспроизводство самого работника как экономического субъекта).

В западной традиции сложились  три подхода к оценке человеческого  капитала.

Первый подход. В соответствии с ним, человек рассматривается не только как носитель профессиональных и трудовых навыков, знаний и способностей, требующих соответствующих инвестиций (т. н. «неосязаемый капитал»), но и как объект вложений в него самого как социально-биологическое существо (т. н. «осязаемый капитал»). Так, Дж. Кендрик оценивает масштабы «осязаемого капитала» как сумму аккумулированных издержек, связанных с содержанием детей до трудоспособного возраста. Альтернативные оценки основываются на накопленных за определенный период времени (например до завершения периода трудоспособности) вложений в медицинское обслуживание населения.

«Неосязаемый капитал» оценивается как накопленная стоимость инвестиций в образование и профессиональные навыки человека. По Дж. Кендрику, интеллектуальный или образовательный капитал уже в конце 60-х гг. в США составлял 86% стоимости «неосязаемого капитала», а весь человеческий капитал обеспечивал около 50% валового капитала страны.

Второй подход состоит в оценке человеческого капитала лишь как накопленных инвестиций (с поправкой на амортизацию) в навыки и образование людей. Такое понимание обусловлено тем, что в условиях рынка человек продает свои способности, но не самого себя, поэтому расходы на воспроизводство семьи не превращаются в капитал.

Третий подход состоит в выделении, наряду с интеллектуальной и социально-биологической («осязаемой») компонентами человеческого капитала, его социальной компоненты. Последняя проявляется в моральном состоянии общества, прочности социальных, в т.ч. семейных отношений, социально-психологическом климате (оптимистичный или депрессивный настрой), что влияет на социальные мотивации, производительность труда, уровень трудовой и предпринимательской активности и проч. Стоимость такого «социального капитала» определяется через оценку капитализации дополнительного дохода, полученного в результате наличия (использования) этого капитала.

  1. Уровень человеческого развития, характеризующий возможности реализации человека как личности и как члена данного общества. Этот аспект уровня жизни включает два элемента:
    • качество жизни людей, учитывающее демографические, медицинские, экологические и интеллектуальные условия их существования и самореализации;
    • интеграцию индивидуумов в общество: их влияние на общественные процессы (участие в управлении, демократических процедурах и т.д.), наличие или отсутствие дискриминации отдельных социальных групп и т.п.

Уровень развития человеческого фактора (качество жизни населения и человеческой самореализации), как правило, оценивается по следующим основным направлениям:

  • индекс качества жизни (HDI), отражающий продолжительность жизни, уровень смертности от заболеваний, экологические условия, а также интеллектуальные компоненты - уровень образования и культурного развития. Образование характеризуется агрегатом, в который включены уровень грамотности взрослого населения и нормы первичного и двух повторных наймов на работу;
  • индекс равенства между полами и поколениями (GDI) - различия в доходах, доступности политических и социальных благ для возрастных групп населения, мужчин и женщин;
  • индекс участия в управлении (GEM), отражающий представительство в органах власти для различных социальных и половозрастных групп и их способность участвовать в управлении.3

Схема 1. Структура понятия  уровня жизни населения

Можно выделить 4 уровня жизни населения:

  • Достаток – пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека;
  • Нормальный уровень представляет собой рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил;
  • Бедность – это потребление благ на уровне сохранения работоспособности как границы воспроизводства рабочей силы;
  • Нищета -  минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека.

В современном быстроразвивающемся  мире повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития. Благо народа – критерий прогресса. Особую значимость данный критерий приобретает в социально ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек.4

Информация о работе Статистический анализ уровня жизни населения Российской Федерации