Статистический анализ туристической деятельности Республики Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание

Целью является рассмотрение структуры туристской деятельности Республики Бурятия. Достижение данной цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
- дать характеристику «туристского рынка» Республики Бурятия;
- рассмотреть структуру туристской деятельности Республики Бурятия;
- сделать сравнительный анализ по ближайшим и отдаленным регионам страны;
- построить кластерный и дискриминантный анализ по туристским фирмам Республики Бурятия;
- построить прогноз на дальнейшее развитие туристской деятельности Республики Бурятия.

Работа состоит из  1 файл

Введение, глава 1.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

   1.2. Туризм как сфера развития малого бизнеса и обеспечения занятости населения.

   Туризм  является важной сферой обеспечения занятости населения, особенно на слаборазвитых в промышленном отношении территориях. Особую роль выполняет сфера малого предпринимательства, поскольку она наиболее легко адаптируется к быстро изменяющимся условиям внешней среды, стимулирует развитие организационного потенциала населения территории, закладывает базу для решения социальных вопросов, снижает уровень затратности экономики.

   Развитие  сферы туризма в рамках малого предпринимательства обеспечивается следующим:

   - совершенствованием законодательства в области малого предпринимательства;

   - развитием инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства;

   - совершенствованием системы инвестиционной, финансово-кредитной, имущественной  поддержки малого предпринимательства;

   - созданием системы социальной защиты малого предпринимательства.

   Туристская  деятельность коммерческого характера  осуществляется в республике (по данным 2002 года) 33 туристскими организациями, имеющими лицензию на ведение турагентской и туроператорской деятельности. Из них 70% сосредоточено в г. Улан-Удэ. Ежегодно в республике регистрируется 1 - 3 новые туристские организации, что характеризует туристский бизнес как молодой, но развивающийся медленными темпами по сравнению с другими отраслями экономики.

   Доля  местного рынка Республики Бурятия, которым владеют туристские организации, организующие прием на ее территории, составляет 14,7% всего рынка, остальные 85,3% рынка функционируют в неорганизованной форме. Из данных 14,7% организациями Иркутской области охватывается 38,3%, организациями Республики Бурятия - 33%, организациями Москвы - 9,5%, организациями Новосибирской области - 4,8%, организациями Омской области - 4,8%, организациями Читинской области - 4,8%, организациями Республики Саха-Якутия - 4,8%. Организации из других регионов, а также из зарубежных стран владеют незначительной долей рынка. Доля рынка туризма республики, которой владеют организации, зарегистрированные в Республике Бурятия, при этом составляет 4,8%.

   Данное  соотношение выражает особенности  туристского процесса на территории республики и определяется тем, что она входит в состав Байкальского региона, где туристский рынок формирует спрос и предложение, относящиеся ко всему региону, независимо от его разделения на административные единицы. Особым фактором является наличие крупных природных и историко-культурных ресурсов, рассредоточенных по территории всего региона, но вместе с тем представляющих наибольший интерес в своей совокупности. При этом деятельность туристских организаций из других регионов России и зарубежных стран имеет тенденцию к активизации, что обуславливается увеличением привлекательности озера Байкал как объекта туризма.

   Следствием  малого охвата местного рынка туристскими  организациями Республики Бурятия  является небольшой объем их доходов  от самой туристской деятельности, ограниченное количество в них рабочих мест. Доля доходов, получаемых туристскими организациями от основной профильной деятельности, не всегда обеспечивает их производственные и социальные нужды, в связи с этим организации занимаются комиссионной продажей авиационных и железнодорожных билетов, реализуют дополнительные услуги. Слабая конкурентоспособность местных туроператоров, недостаточная рекламная деятельность являются причиной небольшой известности Республики Бурятия на рынке туризма и недостатка клиентов.

   Туристская  деятельность некоммерческого характера  осуществляется рядом организаций, осуществляющих эту деятельность за счет бюджетных, спонсорских, а также  собственных средств. В основном эта деятельность направлена на реализацию экологических, спортивно-оздоровительных и социальных программ.

   Система подготовки кадров для сферы туризма  в республике развивается с 1995 года. Участие в формировании кадровой базы туризма принимают высшие и  средние специальные учебные  заведения, а также общественные организации, осуществляющие курсовое обучение. По данным Комитета государственной статистики Республики Бурятия, за 2002 год численность работников, работающих в сфере туризма, составила 2492 чел.

   Ежегодно  высшее и среднее специальное  образование в области туризма и гостиничного бизнеса получают около 60 человек, около 40 человек проходят курсовую подготовку. В результате этого происходят качественные изменения кадровой базы, а также ротация работников, не имеющих специального туристского образования, на дипломированных специалистов. Более 20% работников туризма и гостиничного бизнеса имеют специальное образование.

   Вместе  с тем, развитие кадровой базы сопряжено  с рядом проблем. В Республике Бурятия пока нет достаточного количества квалифицированных преподавателей туристских дисциплин. Программы обучения мало адаптированы к местным условиям. Обучение в сфере туристского и гостиничного бизнеса часто осуществляется на коммерческой основе. Рост количества квалифицированных специалистов, играющий положительную роль в расширении предложений на рынке туризма и повышении качества услуг, пока кардинально не изменил ситуацию в целом. Кадровая база туризма формируется без определения потребности в специалистах, так как рынок труда в сфере туризма не изучен, на нем не проводятся маркетинговые исследования. В высших учебных заведениях готовятся менеджеры-управленцы, тогда как отрасли необходимы в первую очередь менеджеры низшего и среднего звена, а также обслуживающий персонал. Не сформирована единая республиканская система подготовки и переподготовки кадров для туристского и гостиничного бизнеса. Отрицательную роль играют такие факторы, как низкая средняя заработная плата персонала в туризме, недостаток заинтересованности владельцев объектов размещения туристов, относящихся к категории ведомственных, к привлечению дипломированных специалистов.

   1.3. Виды туристического отдыха.

   Предполагается, что наиболее быстро будут развиваться  следующие сегменты туристского рынка:

   - экологический туризм;

   - культурно-познавательный туризм;

   - приключенческий туризм;

   - тематический или специализированный  туризм;

   - круизы.

   1) Рекреационный (оздоровительный) туризм. Лечение и отдых можно совместить. Курортные ресурсы региона и уже сформированная на их базе инфраструктура (санатории, профилактории, дома отдыха), а также более чем вековой опыт использования местных природных ресурсов с целью оздоровления и восстановления активности могут стать основой для формирования современных видов рекреационно-восстановительного туризма.

   Данный вид туризма может развиваться как в пределах Республики Бурятия, так и на прилегающих к ней территориях, в местах, где имеются высокоэффективные природные лечебные факторы — в Тункинской долине (Аршан, Нилова Пустынь), на восточном побережье Байкала (Горячинск), в Забайкалье (Кука). Рекреационный туризм может включать в себя также зрелищно-развлекательные и спортивные мероприятия (различные спартакиады, фестивали и др.), занятия по интересам (охота, рыбная ловля), отдых от городской суеты в окружении дикой природы.

   Одним из важных для человека компонентов  ландшафта, определяющим качество его отдыха, является вода. В теплые месяцы, когда вода в водоемах прогревается до 18-24 °С, в регионе распространен пляжный отдых. Наиболее привлекательные территории для этого песчаные бухты и заливы о. Ольхон, некоторые бухты западного побережья Байкала (начиная от бух. Ая до зал. Сарма). Кроме того, для летнего пляжного отдыха используются песчаные пляжи Братского и Иркутского водохранилищ, долины Иркута, Китоя, Белой, Лены, некоторых других рек и озера области.

   2) Природно-познавательный туризм

   Природно-познавательный туризм. Наиболее успешно он развивается в Прибайкальском, Баргузинском и в других районах Республики Бурятия. Здесь имеются живописные ландшафты, особо охраняемые территории, памятники природы и истории, проложены маршруты разных категорий сложности, формируется туристская инфраструктура.

   Одним из элементов познавательного туризма  является посещение краеведческих, исторических и этнографических  музеев, где можно познакомиться с историей Восточной Сибири, с бытом и культурой проживающих здесь народов.

   Такого  рода путешествия могут осуществляться водным и автомобильным транспортом.

   3) Спортивные сплавы по рекам. Высокая густота речной сети, большие уклоны делают данный вид отдыха особенно увлекательным. Интерес представляет сплав по горным рекам с преодолением каньонов, скальных прижимов, шивер и перекатов.

   4) Автомобильные путешествия. Они становятся все более доступными для населения. Разветвленная сеть дорог позволяет доехать на автомобиле до большинства интересных географических и культурно-исторических объектов региона. Это самый простой и мобильный способ отдыха и знакомства с краем. Кроме того, рост достатка и увеличение числа автомобилей делают такой вид отдыха очень популярным. Автотуризм все больше вытесняет традиционный «дикий» туризм (пешие путешествия с рюкзаком и палаткой). Автомобиль позволяет многим семьям и молодым людям самостоятельно выбирать маршрут, менять место стоянки. Автотурист, в отличие от пешего туриста, может взять с собой больше продуктов и снаряжения, при этом автомобиль зачастую выступает своеобразным мини-домом на колесах, оберегает от дождя, зноя и холода. Наиболее популярными среди автотуристов являются поездки на Байкал, в Тункинскую долину (Аршан, Жемчуг, Нилову Пустынь), в соседние регионы. Вдоль оживленных автомобильных трасс формируется новая инфраструктура обслуживания автотуристов — открываются уютные кафе и столовые, строятся мотели и т.д.

   5) Экологический туризм. Начал развиваться в регионе как разновидность природно-познавательного туризма. Сейчас он все больше превращается в самостоятельный вид туризма. Для этого есть все условия: не тронутые промышленной деятельностью территории с красивейшими ландшафтами и первозданной природой, в том числе государственные заповедники, являющиеся хранителями генофонда растительного и животного мира; много уникальных памятников природы; разнообразные гидроминеральные ресурсы, среди которых встречаются очень редкие, не имеющие аналогов в России.

   Быстрому  распространению экотуризма способствуют общемировые тенденции (в мире на долю этого вида отдыха приходится уже треть доходов от международного туризма). Опыт многих стран свидетельствует, что развитие экотуризма дает возможность сохранять природную среду и социальные ценности общества и при этом содействовать экономическому росту территории и подъему уровня жизни местного населения. По прогнозам ООН и Всемирной туристской организации, в ближайшие 20 лет ожидается стабильное увеличение потока туристов в те страны и регионы, которые отличаются неповторимыми ландшафтами, разнообразием экосистем, богатством флоры и фауны.

   Наиболее популярным для экотуризма является Прибайкальский национальный парк, протянувшийся вдоль побережья Байкала почти на 500 км. Здесь проложено около 20 туристских маршрутов, обустраиваются экологические тропы, создаются базы отдыха, палаточные стоянки и лагеря. Популярными местами отдыха на территории парка являются Малое Море и о. Ольхон. Байкал здесь особенно прекрасен и наделен космической силой. Вода очень чистая, много рыбы, а на островках Малого Моря расположены крупнейшие на озере колонии серебристой чайки. Ежегодно парк посещают свыше 30 тыс. организованных туристов. С учетом «дикарей» эта цифра увеличивается до 100 тыс. чел. Доход национального парка от туризма оценивается в 10-15 млн. руб. С увеличением числа отдыхающих он тоже будет расти.  

   6) Культурно-познавательный туризм.

   7) Научный туризм. Сформированный в области крупный научно-образовательный комплекс, а также наличие уникальной экосистемы Байкала, разнообразие флоры и фауны, своеобразное строение земной коры и т.д. — все это создает благоприятные условия для распространения различных видов научного туризма. Например, в регионе может развиваться туризм орнитологический, ботанический, лимнологический, геологический, археологический и др. Только на Байкале объектами научного туризма могут быть 2,5 тыс. видов и разновидностей животных и более 1 тыс. видов растительных организмов, из которых две трети являются эндемиками. Кроме того, научными организациями региона систематически проводятся представительные семинары, конференции, симпозиумы, в том числе международные, собирающие ученых со всего мира. Подобные мероприятия также содействуют становлению научного туризма.

   8) Альпинизм и горный туризм. Для любителей путешествий в горы регион предоставляет поистине королевские возможности — от походов одного дня до многонедельных сложных переходов и альпинистских маршрутов четвертой категории сложности в горах Восточного Саяна, Хамар-Дабана, Прибайкальского хребта, Станового и Патомского нагорий.

   9) Религиозный туризм. Бурятия многоконфессиональна. Здесь представлены русское православие, католицизм, бурятский шаманизм и ламаизм, иудаизм, ислам, другие конфессии. Многие туристы приезжают для того, что бы познакомиться с культурой, традициями, обычаями живущего населения. Таким образом, туристы могут посещать дацаны, храмы и т.д. В деревнях и в районах можно изучать различные обряды, в том числе шаманские. 

   10) Деловой и коммерческий туризм. Бурятию регулярно посещают представители различных дипломатических миссий, бизнесмены, деловые люди. В областном центре проводятся крупные всероссийские, региональные и международные мероприятия. 

Информация о работе Статистический анализ туристической деятельности Республики Бурятия