Статистический анализ туристической деятельности Республики Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание

Целью является рассмотрение структуры туристской деятельности Республики Бурятия. Достижение данной цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
- дать характеристику «туристского рынка» Республики Бурятия;
- рассмотреть структуру туристской деятельности Республики Бурятия;
- сделать сравнительный анализ по ближайшим и отдаленным регионам страны;
- построить кластерный и дискриминантный анализ по туристским фирмам Республики Бурятия;
- построить прогноз на дальнейшее развитие туристской деятельности Республики Бурятия.

Работа состоит из  1 файл

Введение, глава 1.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

   Введение

   Одна  из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутствующая  формированию и развитию мирового хозяйства, - неуклонный рост влияния туризма  как на мировую экономику в  целом, так и на экономику отдельных  стран и регионов. Становится очевидным превращение туризма в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими предприятиями, но и предприятиями других отраслей, что обусловливает значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики.

   В научном понимании рынок - это органическая часть капиталистической системы товарного хозяйства, основой которого является производство продукта как товара.

   Исследование  туризма требует расчета и  анализа количественных показателей, в основе которых лежат статистические данные. Поэтому проблемы статистического учета являются центральными в исследованиях туризма. Первая из них - сопоставимость баз данных. Она предполагает возможность сравнения информации в целях выявления тенденций, закономерностей развития туризма; изменений, происходящих в нем, в пространстве и во времени; оценки соотношения величин одноименных показателей, относящихся к разным странам, и т.п. Статистические данные часто оказываются несопоставимыми в силу различий их методики расчета или единиц измерения.

   Другая  проблема статистики туризма - отсутствие полной и детальной статистической информации. В настоящее время  ни одно государство не ведет систематического наблюдения за туризмом в полном объеме. В статистике туристских потоков информация об экскурсионных и деловых краткосрочных поездках носит фрагментарный характер; статистика туристских расходов также не является исчерпывающей. Важной проблемой остается своевременность предоставления информации, поскольку участники рынка - турфирмы, гостиничные предприятия, санаторно-курортные учреждения — проводят договорную кампанию и начинают продажи раньше, чем поступают статистические данные о текущей конъюнктуре рынка и результаты предыдущего сезона.

   Проблемы  полноты и сопоставимости статистической информации предстают в новом свете при проведении исследований макроэкономического воздействия туризма. Оценить значимость туризма как важной отрасли, обеспечивающей ускоренный экономический рост и более высокий уровень занятости населения России, - важнейшая задача статистики туризма. Ее решение затруднено из-за несовершенства методологии статистического учета, причина которого коренится в самой индустрии туризма, ее сложной и нетипичной для отраслей природе.

   В России вопросы статистики туризма изучены слабо, хотя известны работы российских ученых в этом направлении. Несовершенна методология оценки рынка туристских услуг, нет единой системы статистических показателей рынка туристских услуг. Самый существенный недостаток отрасли туризма - отсутствие стабильной, понятной и унифицированной в международном масштабе информационной базы, касающейся экономического воздействия туризма. Узость информационной базы, отсутствие методологического единства и сопоставимости с показателями других отраслей привели к недооценке экономической роли туризма. Хотя значимость туристского сектора для экономики России очевидна, она не нашла должного отражения в статистике.

   Таким образом, актуальность данной темы обуславливается  тем, что туризм, действительно развивается, его развитие происходит настолько быстро, что невозможно уследить за его экономической сущностью. Туристская деятельность требует тщательной диагностики, контроля, в том числе статистического анализа, без него некоторые туристские компании не смогли бы продолжать длительного существования на рынке туристских услуг.

   Из  этого можно определить цель данной курсовой работы. Целью является рассмотрение структуры туристской деятельности Республики Бурятия. Достижение данной цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:

   - дать характеристику «туристского  рынка» Республики Бурятия;

   - рассмотреть структуру туристской  деятельности Республики Бурятия;

   - сделать сравнительный анализ  по ближайшим и отдаленным  регионам страны;

   - построить кластерный и дискриминантный  анализ по туристским фирмам  Республики Бурятия;

   - построить прогноз на дальнейшее  развитие туристской деятельности  Республики Бурятия.

   Таким образом, объектом данной курсовой работы является рынок туристских услуг во всем многообразии и взаимосвязи его компонентов, а также процессы экономической деятельности, оказывающие влияние на его развитие.

   Предметом исследования являются показатели статистики туристской деятельности 
 

Глава 1

   1.1. Туризм сегодня.

   В Законе "Об основах туристской деятельности в РФ" под туризмом понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Данный подход соответствует подходу Статистической Комиссии ООН, которая предложила следующее определение туризма: "Туризм - это путешествия и пребывание в местах, находящихся вне пределов обычного места постоянного жительства путешествующего, на срок не более 12 месяцев с целью получения удовольствия и отдыха в оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально - деловых целях, но без занятия оплачиваемой там деятельностью".

   Во  многих государствах мира туризм развивается  как система, которая предоставляет  все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными  и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Не говоря уже о том, что “кормит” эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.

   В России туристический бизнес развивается  с преимущественной ориентацией  на выезд. Подавляющее большинство  действующих у нас туристических  фирм предпочитают заниматься направлением своих соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей в РФ- т.е. всё делается так, что капитал от тур. бизнеса уплывает за рубеж.

   Россия, несмотря на богатейшие туристские ресурсы, занимает незначительную долю в мировом туристском потоке. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, что в 5 раз больше, чем на сегодняшний день.

   Современная индустрия туризма является одной  из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) доходы туризма достигли 500 млрд. долларов, годовой оборот составляет 3,8 трлн. долларов, капитальные вложения достигают 700 млрд. долларов или 11 % всех инвестиций. На долю туризма приходится 10,8 % мирового валового продукта, до 30 % торговли услугами и 9,4 % мировых капиталовложений. Количество рабочих мест в сфере туризма составляет 192 млн. или 8 % от общих показателей занятости в мире. Туризм занимает первое место в мировом экспорте товаров и услуг, опережая автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания, производство компьютеров и офисного оборудования и топлива. В 83 % стран туризм входит в пятерку ведущих статей экспорта, в 38 % стран туризм является главным источником поступлений в иностранной валюте.

   По  прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО) в ближайшие десятилетия  темпы роста объемов туризма  сохранятся, к 2020 году число международных туристских поездок вырастет практически в 3 раза по отношению к 1995 году. Еще более значительно - в 5 раз - увеличатся доходы от туризма. Ожидается, что на период до 2020 года среднегодовые темпы роста международного туризма останутся на уровне 4,1 %.

   Российская  Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, пока занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1 % мирового туристского потока. Однако рынок туризма России находится в процессе быстрого роста. Начиная с 1999 года, спрос на туристские услуги внутри страны постоянно увеличивается. При этом сохраняются приоритеты на традиционные виды отдыха: пляжный - на юге России, круизный - в Поволжье, активный, оздоровительный и горнолыжный - в горных районах. Постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму и разновидностям специализированного туризма, таким как охота, рыбалка, а также событийный и экологический туризм.

   Развитие  туристско-рекреационного комплекса  Республики Бурятия базируется на крупном рекреационном  потенциале. Ареалы распространения максимального и высокого потенциала ресурсов туризма занимают 45,6 % от общей площади территории республики. При этом наиболее крупные ресурсы находятся в  границах 14 административных единиц (прибрежная зона озера Байкал - Баргузинский, Кабанский, Прибайкальский, Северо-Байкальский районы, г. Северобайкальск;  горные и курортные районы - Тункинский, Окинский, Курумканский районы;  историко-культурные районы – города Улан-Удэ и Кяхта, Мухоршибирский, Тарбагатайский, Иволгинский, Хоринский районы).

   Республика  входит в состав Байкальского региона, являющегося одним из пяти наиболее перспективных для развития туризма регионов России. 

   Развитию  туризма в республике способствует ряд условий, таких как удобное  географическое расположение и транспортная схема, связывающая республику с регионами России и зарубежными странами, относительно стабильная экологическая ситуация, уникальная культура, растущая популярность Байкала на рынке туризма.

   К 2005 году в сфере туризма отмечена устойчивая положительная динамика роста туристского рынка. Это является результатом увеличения популярности Байкала, а также действий, предпринятых Правительством Республики Бурятия и предпринимательским сектором в предшествующие годы.

   По  данным государственной статистики в 2005 году туристскими организациями республики обслужено 160 тыс. туристов, в том числе 19 тыс. иностранных. Прирост количества туристов по сравнению с 2004 годом составил 6 %. Объем платных услуг составил 441536,1 тыс. рублей - на 38 % больше, чем в 2004 году. Отчисления в бюджеты разных уровней в 2005 году в сфере туризма составили 70121,9 тыс. рублей. За период с 2001 года ежегодные бюджетные отчисления выросли в 2,7 раза. Доля услуг, оказанных туристам, в общем объеме платных услуг составила 5,3 %. В структуре турпотока преобладает внутренний туризм (около 90 %). С 6 до 10 % увеличилась доля въездного туризма. По экспертным оценкам количество туристов, относящихся к категории свободных посетителей, составляет дополнительно к данным статистики не менее 40 %. При этом доля свободных посетителей в общей структуре турпотока ежегодно увеличивается.

   В республике начата работа по инвентаризации лечебно-оздоровительных ресурсов туризма, на основе которых развивается лечебно-оздоровительный туризм и курорты. 

   Продолжается  разработка Генеральной схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма  Республики Бурятия. В республике выделено 46 сложившихся зон туризма и  отдыха, часть которых располагает материальной базой (турбазы, базы отдыха) и инфраструктурой (дороги, объекты связи, канализации, утилизации), часть таковыми объектами не располагает и используется для организации массового самодеятельного отдыха.

   Проводятся  маркетинговые исследования рынка  туризма Бурятии, что позволяет выработать необходимые решения тех или иных проблем.

   Успешно развивается сотрудничество с регионами  России в рамках работы межрегиональных и профессиональных туристских ассоциаций, в которых участвует республика, а также сотрудничество с зарубежными странами.

   В рамках проводимой Правительством Российской Федерации работы по созданию на территории России особых туристско-рекреационных  экономических зон подготовлена заявка на конкурсный отбор по созданию туристско-рекреационной особой экономической зоны в Бурятии, а также предложения в Федеральную целевую программу «Развитие туризма в Байкальском регионе» с целью стимулирования, развития и эффективного использования туристских ресурсов республики.

   Увеличилось количество предприятий и предпринимателей в сфере туризма. Произошли изменения в качестве и количестве объектов размещения туристов.

   В 2006 году на территории республики осуществляло деятельность 45 лицензированных туристских фирм, около 300 объектов размещения туристов (гостиниц, баз отдыха, турбаз, пансионатов, санаториев и других), более 120 сельских гостевых домов, 5 общественных и некоммерческих организаций туризма.

   Развитие  туризма стимулировало увеличение инвестиционной активности. В республике разработано более 60 инвестиционных проектов и предложений по строительству и реконструкции туристских объектов. Потребность в инвестициях по данным проектам составляет около 8 млрд. рублей, привлечено инвестиций на сумму более 400 млн. рублей.

   Развитие  туризма в республике стимулирует  формирование кластера туризма, объединяющего несколько отраслей экономики и социальной сферы, в том числе производство продуктов питания, торговлю, авиационные, железнодорожные и автомобильные перевозки, производство строительных материалов, строительство, охотничий и рыболовный промысел, общественное питание, услуги культуры и спорта, досуга и развлечения, связь, гостиничный бизнес, развитие народных промыслов и другие.

Информация о работе Статистический анализ туристической деятельности Республики Бурятия