Современные методы статистики финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:52, реферат

Описание

Финансы - реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие денежную форму выражения. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение.
Финансы - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно инструмент государственного регулирования. В рамках курса национального счетоводства и макроэкономической статистики особое внимание следует обратить на статистику государственных финансов, денежного обращения и кредита, которые являются взаимосвязанными процессами на макроуровне.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Методы статистики государственных финансов и налогообложения …………3
1.1. Задачи статистики государственных финансов и налогообложения ……….. 3
1.2. Определения и показатели статистики государственного бюджета …………5
1.3. Бюджетная классификация и особенности статистики
государственного бюджета Российской Федерации ………………………..10
2. Статистика денежного обращения и кредита ………………………………….. 12
2.1. Задачи статистики денежного обращения и кредита …………………………12
2.2. Категории, классификации и система статистических
показателей денежного обращения ………………………………………… 13
2.3. Категории, классификации и система статистических
показателей кредита ………………………………………………………….. 15
Заключение ………………………………………………………………………… 20
Список использованной литературы ……………………………………………… 21

Работа состоит из  1 файл

Современные методы статистики финансов.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

       Влияние первого фактора - размера налоговой  базы на абсолютный прирост величины налога - можно рассчитать по формуле:

Прирост Нб = (Б/1 - Б/О)С/О.

       Абсолютный  прирост величины налога, обусловленный  соответственно изменением налоговой ставки, рассчитывается по формуле:

Прирост Нс = (С/1 - С/О)Б/1,

где  Прирост Нб и Прирост Нс - абсолютный прирост величины налога, обусловленный  соответственно изменением налоговой  базы и налоговой ставки;

Б/1 и Б/0 - размер налоговой базы в отчетном и базисном (плановом) периодах;

С/1 и С/О - уровень  налоговой ставки в отчетном и  базисном периодах.

       Алгебраическая  сумма прироста налогов за счет этих двух факторов должна показать общий  прирост суммы налоговых доходов  по анализируемому виду налогов. 

1.3. Бюджетная  классификация и особенности  статистики государственного бюджета  Российской Федерации. 

       Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления  и использования бюджетов. Регламентация  источников дохода и направлений расходования бюджетных средств - обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения их к той или иной группе. Такая научно обоснованная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов представляет собой бюджетную классификацию. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности органов государственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.

       Общие принципы построения современной российской бюджетной классификации закреплены в законе "О бюджетной классификации  Российской Федерации", принятом Государственной  думой 7 июня 1996 г. Ее внедрение началось с отчетного 1995 г. В дореформенный период государственная статистика финансов отражала нерыночные отношения и сложившуюся структуру управления с централизованно планировавшейся экономикой. Новая российская бюджетная классификация разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций, в частности Международного валютного фонда, анализа существующих бюджетных классификаций других стран, но с учетом российской специфики. В соответствии с законом "О бюджетной классификации Российской Федерации" бюджетная классификация включает:

- классификацию  доходов бюджетов Российской  Федерации; 

- функциональную  классификацию расходов бюджетов  Российской Федерации и экономическую  классификацию расходов бюджетов  Российской Федерации;

- классификацию  источников внутреннего финансирования  дефицитов бюджетов Российской  Федерации; 

- классификацию  источников внешнего финансирования  дефицита федерального бюджета; 

- классификацию  видов государственных внутренних  долгов РФ и субъектов федерации;

- классификацию  видов государственного внешнего  долга и внешних активов Российской  Федерации; 

- ведомственную  классификацию расходов федерального  бюджета.

       Трактовка доходной и расходной частей бюджета  сблизилась с требованиями международных  стандартов, что позволяет в явной форме трактовать категорию бюджетного дефицита. Введены категории налоговых и неналоговых доходов. Международная функциональная бюджетная классификация расходов адаптирована к современным российским условиям и особенностям государственного управления. В частности, изменения в классификации вызваны необходимостью осуществления контроля за привлечением заемных средств, изменением золотовалютных резервов, совокупных долговых обязательств государства, появлением новых расходов, трансфертных отношений с административными территориями.

       Группировка доходной части отечественного бюджета  на налоговые и неналоговые поступления - свидетельство сближения отечественной  классификации с международными стандартами.

       Важно, что российская классификация допускает отклонения от международных стандартов. Согласно последним, доходы должны делиться на общие доходы и полученные официальные трансферты. В свою очередь общие доходы группируются на текущие доходы и доходы от операций с капиталом. Платежи за использование природных ресурсов отражены в группе "налоговые доходы", что не соответствует международным стандартам.

       В части расходов в новой классификации  используются в соответствии с международными рекомендациями функциональный, экономический  и ведомственный принципы группировки бюджетных расходов. Традиционные и приоритетные для конкретного исторического этапа направления деятельности государства вытекают из его основных функций. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней, отражающую направления финансов на выполнение основных функций государства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-экономическое и культурное развитие).

       В функциональной классификации расходов бюджета выделены три группы расходов:

- текущие  (закупки товаров и оплата услуг,  выплаты процентов, субсидии и  текущие трансферты);

- капитальные (капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты);

- предоставление  кредитов за вычетом погашения  (платежи органов государственного  управления, в результате которых у них появляются финансовые требования по отношению к другим экономическим единицам, либо они приобретают долевое участие в акционерном капитале предприятий минус поступления, уменьшающие объем или погашение подобных требований или долевого участия в акционерном капитале).  

2. Статистика денежного  обращения и кредита.

2.1. Задачи статистики  денежного обращения и кредита.

       Денежное  обращение - это движение денег во внутреннем обороте в наличной и  безналичной форме в процессе обращения товаров, оказания услуг и совершения различных платежей. Денежное обращение обслуживает движение не только товаров и услуг, но и ссудного и фиктивного капитала. Значительная часть платежного оборота в странах рыночной экономики приходится на финансовые операции, т.е. на сделки с различными видами ценных бумаг, ссудные операции, налоговые платежи и прочие финансовые сделки. Большая часть денежного оборота осуществляемся в безналичной форме, что связано с резким увеличением платежно-расчетных операций.

       Денежно-кредитное регулирование - составная и важнейшая часть мероприятий правительства по регулированию рыночной экономики. Это система мероприятий государства, направленных на стабилизацию денежного обращения, валютной системы, улучшение функционирования кредитной системы. Путем изменения денежной массы кредитных ресурсов государство воздействует на экономику.

       Задачи  статистики денежного обращения  сводятся к следующему:

- определение  денежной массы и ее структуры; 

- отображение  денежного обращения и оценка  факторов, влияющих на обесценивание денег;

- характеристика  кредитной политики;

- статистическое  изучение форм кредита; 

- изучение ссудного  процента. 

2.2. Категории,  классификации и система статистических  показателей денежного обращения.

       Система статистических показателей, характеризующих денежное обращение, опирается на категории, связанные с функциями денег, определениями денежной массы и ее структуры.

       Деньги  в качестве меры стоимости используются для измерения, сравнения стоимостей различных товаров и услуг. Деньги выполняют функцию средства обращения, если используются для покупки товаров и оплаты услуг. Являясь всеобщим эквивалентом, деньги позволяют производить куплю-продажу разнообразных товаров, они принимаются каждым продавцом и обеспечивают всеобщую покупательную способность. Деньги являются средством накопления. Эта функция состоит в сохранении стоимости, образующейся после реализации товаров и услуг, для совершения операций в будущем. Во внешнеэкономических отношениях деньги функционируют как мировые деньги.

       В соответствии с указанными функциями  система показателей, отображающих систему денежных отношений, включает следующие показатели:

- денежную массу,  ее структуру; 

- обеспеченность  денежными знаками обращения  общественного производства и  покупательная способность денежной единицы (национальной валюты);

- операции на  счетах, с депозитами, золотым запасом  государства; 

- операции с  валютой в международных экономических  отношениях.

В процессе обращения товаров, оказания услуг  и совершения различных платежей осуществляется движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной форме.

       В России исчисляются четыре показателя. В российской практике категория "совокупная денежная масса" (денежный агрегат  М3) близка международным стандартам, хотя имеются некоторые различия в понимании и в трактовке ее составляющих - денежных агрегатов М1, М2.

       Самостоятельным компонентом денежной массы является показатель “денежная база”. Денежная база включает денежный агрегат М0 плюс денежные средства в кассах банков, обязательные резервы коммерческих банков в Центральном банке. Для контроля за динамикой денежной массы, анализа возможностей коммерческих банков расширять объемы кредитных вложений в экономику используется показатель “денежный мультипликатор”. Денежный мультипликатор - это коэффициент, который служит мерой увеличения денежной массы в обороте за счет роста банковских резервов.

       Предельная  величина денежного мультипликатора  равна величине обратной ставки обязательных резервов, устанавливаемых Центральным  банком для коммерческих банков.

       Вопросы соответствия количества денежных знаков объему обращения и факторов обесценения  денег статистически изучаются  посредством ряда показателей, среди  которых:

- количество  денежных единиц, необходимых в  данный период для обращения;

- масштабы опережения  произведения количества денег  на скорость обращения над  произведением уровня цен на  товарную массу; 

- показатель  инфляции.

       Обесценение денег, проявляющееся в росте  цен на товары и услуги (инфляция), - следствие переполнения каналов денежного обращения деньгами сверх потребностей производства и товарооборота. Инфляция, как правило, измеряется при помощи двух индексов дефляторов: дефлятора ВВП и индекса потребительских цен. Чаще всего для измерения инфляции (в потребительском секторе экономики) применяется индекс потребительских цен. К числу важных показателей статистики денежного обращения относится показатель изменения покупательской силы рубля (IП.С.Р), который измеряется как обратная сторона индекса потребительских цен (IП.Ц). 

2.3. Категории,  классификации и система статистических  показателей кредита.

       Кредит  обслуживает движение капитала и  постоянное движение различных общественных фондов. Благодаря кредиту в хозяйстве  производительно используются средства, высвобождаемые в ходе работы предприятий, в процессе выполнения государственного бюджета, а также сбережения отдельных граждан и ресурсы банков. В состав ресурсов для кредитования (ссудного фонда) входят:

- денежные  резервы предприятий, высвобождающиеся  в процессе кругооборота капитала;

- денежные  резервы, выступающие в виде  специальных фондов, а также фонд  амортизационных отчислений, используемые  для капиталовложений;

- государственный  денежный резерв, состоящий из  сумм текущих денежных ресурсов  бюджета; 

- фонд  денежных средств, специально выделяемый для развития кредитных отношений (например, для долгосрочного кредитования капиталовложений);

- денежные  накопления населения, аккумулируемые  банками; 

Информация о работе Современные методы статистики финансов