Современные методы статистики финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:52, реферат

Описание

Финансы - реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие денежную форму выражения. Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение.
Финансы - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно инструмент государственного регулирования. В рамках курса национального счетоводства и макроэкономической статистики особое внимание следует обратить на статистику государственных финансов, денежного обращения и кредита, которые являются взаимосвязанными процессами на макроуровне.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. Методы статистики государственных финансов и налогообложения …………3
1.1. Задачи статистики государственных финансов и налогообложения ……….. 3
1.2. Определения и показатели статистики государственного бюджета …………5
1.3. Бюджетная классификация и особенности статистики
государственного бюджета Российской Федерации ………………………..10
2. Статистика денежного обращения и кредита ………………………………….. 12
2.1. Задачи статистики денежного обращения и кредита …………………………12
2.2. Категории, классификации и система статистических
показателей денежного обращения ………………………………………… 13
2.3. Категории, классификации и система статистических
показателей кредита ………………………………………………………….. 15
Заключение ………………………………………………………………………… 20
Список использованной литературы ……………………………………………… 21

Работа состоит из  1 файл

Современные методы статистики финансов.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение  ……………………………………………………………………………..3

1. Методы статистики  государственных финансов и налогообложения  …………3

1.1. Задачи статистики  государственных финансов и налогообложения  ……….. 3

1.2. Определения  и показатели статистики государственного бюджета …………5

1.3. Бюджетная  классификация и особенности  статистики 

        государственного бюджета Российской  Федерации  ………………………..10

2. Статистика  денежного обращения и кредита  ………………………………….. 12

2.1. Задачи статистики  денежного обращения и кредита  …………………………12

2.2. Категории,  классификации и система статистических 

       показателей   денежного обращения   ………………………………………… 13

2.3. Категории,  классификации и система статистических 

        показателей кредита ………………………………………………………….. 15

Заключение  ………………………………………………………………………… 20

Список использованной литературы ……………………………………………… 21

Приложение

Введение

 

       Финансы - реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие  денежную форму выражения. Распределение  и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Объект статистического изучения финансов включает образование и использование финансовых ресурсов, кредит и денежное обращение.

       Финансы - неотъемлемая часть рыночных отношений  и одновременно инструмент государственного регулирования. В рамках курса национального  счетоводства и макроэкономической статистики особое внимание следует  обратить на статистику государственных финансов, денежного обращения и кредита, которые являются взаимосвязанными процессами на макроуровне. 
 

1. Методы статистики  государственных  финансов и налогообложения. 

1.1 Задачи статистики  государственных финансов и налогообложения.

       Государственные финансы - важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами понимаются денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программы. Согласно отечественным традициям государственные финансы включают бюджеты различных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.

       Важную  роль в составе государственных финансов играют бюджетные взаимосвязи на федеральном, территориальном и местном уровне. С помощью бюджетных отношений в распоряжение государственных структур мобилизуется значительная часть национального дохода. Отдельное звено в составе государственных финансов образуют внебюджетные фонды.                                                            Внебюджетные фонды различают по функциональному назначению (имеющие экономический, социальный или природоохранный характер) и по уровням управления (общегосударственный, территориальный и региональный). Тенденции развития статистики государственных финансов таковы, что показатели собственно бюджета и показатели внебюджетных фондов могут отражаться в едином блоке - статистике государственного бюджета. Так как в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета - это налоговые поступления, то имеет смысл рассмотреть статистику государственных финансов под углом зрения бюджета.

       Государственный бюджет - важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика основных его параметров, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно эта задача состоит в том, чтобы определить:

- общую  величину доходов и расходов  государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

- структуру  доходов государственного бюджета; 

- структуру  расходов государственного бюджета; 

- источники  финансирования бюджетного дефицита;

- размеры  государственного внутреннего долга;

- размеры  и структуру налогообложения,  эффективность проведения государством  фискальной политики;

- влияние фискальной  политики на экономический рост  и уровень жизни; 

- эффективность  проведения государством фискальной  политики.

       Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности органов государственного управления и выработки экономической политики. Несмотря на важную роль международных стандартов в реформировании отечественной статистики вообще и статистики государственного бюджета в частности, организационно-ведомственная структура экономики и особенности практической деятельности органов государственного управления отражаются в отечественной статистике. 

1.2. Определения  и показатели статистики государственного  бюджета.

       Одной из важнейших категорий, применяемых  в статистике государственного бюджета, является "сектор государственного управления". Важность этой категории  состоит в том, что определение сектора позволяет установить тот круг институционных единиц - государственных организаций и учреждений, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете. В этот сектор входят единицы, деятельность которых связана с выполнением государством функции управления. Эта функция заключается в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства.

       Характер  системы статистических показателей  государственного бюджета определяют категории, которые отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики. Это такие категории, как:

- поступления  или платежи;

- поступления  (платежи) невозвратные или возвратные;

- поступления  (платежи) возмездные или невозмездные;

- текущие или  капитальные поступления (платежи);

- приобретение  финансовых активов или принятие  обязательств;

- приобретение  финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью.

       Определение этих категорий важно для правильного  отражения экономических операций, имеющих различную экономическую  природу, например распределительных  операций и операций, имеющих перераспределительный характер, или для поступления ресурсов в доходную часть бюджета, с одной стороны, и поступления ресурсов, не увеличивающего доходную часть бюджета, а финансирующего бюджетный дефицит, - с другой.

       В действующем международном стандарте по статистике государственных финансов подчеркивается, что в статистике государственного бюджета учет производится на кассовой основе (т.е. на основе регистрации фактических денежных потоков), в то время как в СНС - на основе начисленных сумм или, другими словами, на момент возникновения дебиторской и кредиторской задолженности.

       К основным показателям государственного бюджета относятся:

       Доходы  как поступления в бюджет включают в себя обязательные безвозвратные  платежи, поступающие в бюджет. Доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы включают налоговые и неналоговые поступления.

       Налоги - это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. В  налоги включается также прибыль, переводимая фискальными экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа).

       Налоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления.

       Официальные трансферты в государственном бюджете - это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, которые получены от других органов государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления же безвозмездных, невозвратных, необязательных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов.

       Расходы включают все невозвратные платежи  независимо от того, являются ли они  возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются - текущих или капитальных. Трансфертные платежи другим органам государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

       Кредитование  минус погашение (чистое кредитование) включает операции органов государственного управления с финансовыми требованиями другим секторам, осуществляемые в целях проведения государственной политики. В данную категорию включается предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.

       В статистике государственных финансов чистое кредитование объединяется с  расходами и рассматривается  как фактор, определяющий бюджетный  дефицит. Если кредитование осуществляется между различными структурами или  уровнями государственного управления, то две стороны одной операций кредитования будут отражаться асимметрично, а именно: орган-кредитор показывает кредитование, объем которого определяет дефицит, а орган-заемщик - заимствование с целью финансирования дефицита. Следует отметить асимметричную трактовку в статистике государственного бюджета кредитования и заимствования. Кредитование рассматривается как статья расходов, оказывающая непосредственное влияние на расчеты дефицита в разные годы, тогда как заимствование не включается в доходную часть бюджета, а рассматривается как источник финансирования дефицита.

       Дефицит государственного бюджета исчисляется  как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы  расходов и “кредитования минус  погашение”.

       Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита последний может быть определен:

Дефицит = (Заимствование - Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

       В результате накопления бюджетного дефицита образуется государственный долг. Государственный  долг - неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов  государственного управления перед  другими секторами экономики  и остальными странами мира, которая образовалась в результате их операций в прошлом и должна быть погашена посредством операций этих органов в будущем или переоформлена в бессрочный долг. В государственный долг не включаются: внутриструктурные и межструктурные долги различных подсекторов государственного управления, для которых составляется статистика, и обязательства органов денежно-кредитного регулирования, связанные с эмиссией наличных денежных средств, а также прочие обязательства этих органов; необслуживаемые долги, выплата процентов по которым прекращена на неопределенный срок по договоренности между кредитором и должником или в одностороннем порядке, а также любая текущая задолженность по неоплаченным обязательствам.

       Для аналитических целей наряду с  основными применяются и другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики государства.

       Итог  финансовой деятельности государства  выражается, как указывалось, в превышении расходов над доходами (дефиците). Принято считать нормальным финансовое положение страны, если уровень бюджетного дефицита (к ВВП) не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета (инфляционным или не инфляционным способом), каково соотношение внутренних и внешних источников финансирования бюджетного дефицита.

       Анализ  выполнения бюджета (для России возможны следующие варианты: консолидированный  бюджет, федеральный и территориальные  бюджета) может быть осуществлен  путем исчисления относительных  величин выполнения плана по доходам и расходам в целом, а также в разрезе их видов и целевого использования. Статистика может измерить влияние факторов, обусловивших отклонения от плана. Например, исходными для налоговых доходов могут быть два фактора: изменение налоговой базы и изменение налоговой ставки.

Информация о работе Современные методы статистики финансов