Состояние уровня и качества государственных районных библиотек Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 13:23, аттестационная работа

Описание

Объект: Набор и качество услуг в районных библиотеках СПб; Состояние технической оснащенности в библиотеках.
Предмет: Способы и средства повышения уровня технической оснащенности и услуг в районных государственных библиотеках, а также модернизация условий размещения посетителей в них.
Описание методов исследования темы: Для того чтобы исследовать данную проблему следует применить некоторые из методов научного исследования, которые будут необходимы в применении именно к данной проблеме, её изучению и решению.

Работа состоит из  1 файл

итоговая работа по МНИ.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики»

Институт туризма и  международных экономических отношений

 

Кафедра «Сохранение и музеефикация культурного наследия» (СиМКН)

 

 

 

 

 

Итоговая работа по дисциплине «Методы научных исследований»

На тему: Состояние уровня и качества государственных районных библиотек          Санкт-Петербурга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 3 курса (ИТиМЭО)

Специальности: 100103.65 (2305)

Капкалюк К.А.

 

 

Проверила:

Мишина И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт- Петербург

2012

Проблема: Посещаемость государственных районных библиотек в Санкт-Петербурге, а также низкий уровень сервиса и технического оснащения в них является актуальной проблемой. Актуальность этой проблемы обоснована тем, что по данным, опубликованным на официальном сайте Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга (ksob.spb.ru) в разделе «Новости» приводится статистика о нынешнем состояние государственных библиотек. В статье сообщается, что примерно 65% районных библиотек в Санкт-Петербурге, находящихся в государственной собственности, имеют низкий уровень посещаемости из-за своего не соответствия современным требованиям и устаревшим правилам работы с посетителями. Конечно, о полном устаревании системы говорить нельзя, но стоить отметить, что оно развивается медленно.

Основной причиной появления  такой проблемы является недостаточное внимание местного самоуправления  к положению районных библиотек и скудное вложение средств в их модернизацию. Сейчас, когда основным источником знаний и информации является интернет, библиотеки теряют популярность, а книги обесцениваются. Это и является самой серьезной и распространенной проблемой.

Объект: Набор и качество услуг в районных библиотеках СПб; Состояние технической оснащенности в библиотеках. 

Предмет: Способы и средства повышения уровня технической оснащенности и услуг в районных государственных библиотеках, а также модернизация условий размещения посетителей в них.

Описание методов  исследования темы: Для того чтобы исследовать данную проблему следует применить некоторые из методов научного исследования, которые будут необходимы в применении именно к данной проблеме, её изучению и решению.

 

Сравнительный метод исследования. Этот метод может использоваться в исследовании поставленной проблемы потому, что он путем сравнения позволяет выявлять общее и различные черты между явлениями, понятиями или объектами исследования. В данном примере этот  метод будет использоваться в качестве способа сравнения двух различных объектов, в ходе которого выяснятся основные различия и сходства, и определение наиболее правильного и наилучшего из них.

Например, сравнивание 2-х определенных государственных районных библиотеки в Санкт-Петербурге: Детская библиотека-филиал №7 Выборгского района и Библиотека-филиал №3 Приморского района.

В основе этих двух объектов лежит предоставление библиотечных услуг для детей дошкольного  и школьного возраста в процессе обучения и самостоятельного образования, а также  деятельность, которая направлена на проведение мероприятий внутри учреждений, соответствующие требованиям работы с детьми. Конечно, эти учреждения является объектами социально-культурного сервиса, и выполняют одинаковые цели и задачи, поставленные перед ними, однако можно выделить несколько критериев для сравнения объектов.

Цель сравнения: Рассмотреть и определить основные различия или сходства между библиотеками, на основе приведенных критериев. 

Критерии сравнения:

  1. Техническая оснащенность библиотек;
  2. Какие залы и отделы, входящие в состав библиотек;
  3. Объем фондов библиотек;
  4. Виды и качество предлагаемых услуг в библиотеках (платные и бесплатные);
  5. Существование дополнительной деятельности кружков или клубов в библиотеках;
  6. Уровень посещаемости библиотек.

 

Структурно-функциональный метод исследования. Данный метод поможет подробно разобрать структуру объекта и его функции. Этот метод формирует (выявляет) важные характеристики (свойства, функции) объекта, совокупность которых обеспечивает существование и функционирование объекта, решение проблемы. Он необходим, чтобы рассмотреть структуру объекта и его функционирование, когда эта цель будет достигнута, можно будет определить какие недостатки или противоречия имеет объект и найти способы разрешения проблемы.

Объект исследования: Детская библиотека-филиал №7 Выборгского района.

Детская библиотека-филиал №7 относится к одной из библиотек, которая входит в централизованную библиотечную систему Выборгского района и находится в государственной собственности. Её основной деятельностью является:  пополнение и обновления фонда библиотеки; обеспечение пользователей (детей, школьников) всеми видами информации для поддержания образования и самообразования; организация содержательного досуга детей, способствующее развитию их творческих способностей и приобщение к культурному наследию; предоставление дополнительных, сопутствующих бесплатных и платных услуг.

  В структуру Детской библиотеки-филиала №7 входит несколько отделов (фондов библиотеки), которые разделены по принципу выполнения ими определенных видов деятельности, функций и задач. Эти фонды или отделы соответствуют имеющимся в библиотеке помещениям, которые предназначены для удобства обслуживания, а так же для удовлетворения потребностей посетителей.  Структура детской библиотеки-филиала №7 Выборгского района:

 

  1. Зал художественной литературы (Выполняет функции и задачи, связанные с пополнением и хранением художественной литературы и её доступного использования, чтения посетителями библиотеки.);
  2. Зал отраслевой литературы (Функциями и задачами этого фонда является предоставление свободного доступа к информационным ресурсам библиотеки научно-популярной учебной, справочной литературы по различным отраслям знаний, её обновление и пополнение в фонде библиотеке.);
  3. Зал для маленьких читателей (Этот отдел выполняет задачи, связанные с работой с детьми  дошкольного возраста и школьников не старше 4го класса. Занимается пополнением фона библиотеки детской литературы и предоставлением детям свободного доступа к литературе их возраста.) ;
  4. Читальный зал (В функции и задачи этого отдела входят: предоставление посетителям, читателям организованного и оснащенного пространства для самостоятельной работы с литературой и другими ресурсами библиотеки; предоставление и реализация дополнительных бесплатных услуг: ксерокопирование документов и литературы, их распечатка.);
  5. Уголок краеведческой литературы «Уголок Петербуржца». (Данный фонд выполняет познавательную, воспитательную и учебную функции. Организовывав отдельное пространство для краеведческой литературы и сделав возможным её свободное использование в библиотеке, работники отдела выполнили задачи, которые связаны со знанием своего родного края и проявления интереса к нему у детей и посетителей библиотеки.) ;
  6. Зал для массовых мероприятий (Все функции и задачи, которые уже были приведены выше, библиотека так же выполняет с помощью специально выделенного отдела, который проводит массовые мероприятия (собраний, семинаров, чтений произведений) для читателей, детей в специально отведенном и оборудованном зале.);
  7. Клуб библиотеки (Отдельно созданный отдел библиотеки, который занимается разработкой и проведением занятий по программе «Радуга» для дошкольников и младших школьников по разным темам: от знакомства с библиотекой и историей книги до бесед и игр по творчеству детских писателей.).

В итоге структурно-функционального  исследования объекта можно сделать  следующие выводы: 1. Детская библиотека-филиал №7 Выборгского района обладает объемным фондом литературы для детей и имеет четкое разделение по направлениям в литературе, которое прослеживается в разделении библиотеки по залам и отделам. Такая структура очень удобна для ориентации посетителей и читателей в библиотеке, согласно их интересам и потребностям; 2. В библиотеке не предусмотрена медиатека (компьютерный зал), доступ в интернет и самостоятельный доступ к электронным ресурсам библиотеки. Это может говорить о не достаточной технической оснащенности данной библиотеки; 3. В библиотеке ведется активная деятельность кружков и клуба, которые привлекают детей своей активностью и разнообразностью. Кружки и клубы являются не маловажными составляющими библиотеки, так как их деятельность является  соединяющим звеном  между библиотекой, книгам и детьми.

 

Вербально-коммуникативные методы исследования (анкетирование и интервью). Такой метод исследования используется для изучения характеристик, ценностных ориентаций, сферы восприятия и удовлетворенность личности. При рассмотрении и исследовании поставленной проблемы необходимо будет по средствам интервью и анкет изучить, например, степень удовлетворенности посетителей и клиентов библиотек, их отношение к состоянию библиотек и возможные предложения по модернизации учреждений. Данный метод довольно часто используется и очень распространен, так как он может обеспечить получение полной информации от самих опрошенных людей, которые имеют непосредственное отношение к теме исследования.

 

Пример анкеты:

 

 

Анкета для социологического опроса посетителей Центральной детской государственной библиотеки Выборгского района Санкт-Петербурга.

 

Уважаемые посетители и читатели ЦДБ!

Предлагаем Вам принять  участие в анкетировании с  целью выявления степени удовлетворенности  качеством ресурсов и представляемых услуг в Центральной детской библиотеки Выборгского района.

Наше учреждение заинтересованно в том, чтобы при дальнейшей работе с читателями и посетителями, а также при разработке мер по повышению качества и доступности услуг было учтено Ваше мнение.

Просим Вас ответить на предложенные в анкете вопросы.

 

 

  1. Сколько Вам полных лет?

        ______.

 

  1. Часто ли Вы посещаете библиотеку?

 

      1. Да, часто;
      2. Иногда;
      3. Нет, редко;
      4. Давно её не посещал(а).

 

  1. Целью Вашего посещения районной библиотеки является:

 

      1. Учебный процесс;
      2. Научная работа;
      3. Самостоятельная работа;
      4. Собственный интерес;
      5. Другое: _________________________.

 

  1. Какой отдел библиотеки Вы чаще посещаете?

 

      1. Читальный зал;
      2. Медиатеку (компьютерный зал);
      3. Клуб или кружок библиотеки.

 

  1. Довольны ли Вы качеством обслуживания в библиотеке?

 

      1. Да;
      2. Нет;
      3. Затрудняюсь ответить.

 

  1. Устраивает ли Вас полнота и состав фонда библиотеки?

(если нет- поему?)

_________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

  1. Какие дополнительные услуги Вы хотели бы получить в ЦДБ?

_________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

  1. Ваши предложения по усовершенствованию условий работы и обслуживания посетителей в ЦДБ:

_________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

 

 

Благодарим Вас за участие в опросе!

Ваше мнение очень  важно для нас!

 

 

 

 

Пример интервью:

 

Контрольное интервью будет  проходить в рамках темы «Современное состояние государственных библиотек Выборгского района». Проводимое интервью используется для проверки спорных результатов и пополнения информации. В интервью заранее определены формулировки вопросов и последовательность, в которой они задаются (стандартизированное, полустандартизированое интервью).

Информация о работе Состояние уровня и качества государственных районных библиотек Санкт-Петербурга