Шпаргалка по "Предмету и методу правовой статистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 16:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Предмету и методу правовой статистики"

Работа состоит из  1 файл

1233_189263_A5366_sh.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

 

58. Осн  черты романо-германской прав. семьи. Сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в 12-16 вв. и получила распространение в континентальное Европе. (Германия, Франция, Россия, Испания, Польша и др.) Особенности: 1) осн источником права служит – НПА (закон); 2) единая иерархарическая сист источников права; 3) сист признает деяние на публичное и частное право, а также на отрасли права; 4) зак-во носит кодифицированный хар-р; 5) сходство основных понятий и категорий; 6) единая сист прав. принципов; 7) в законодательстве ведущая роль принадлежит К., обладающей высшим юр-ким авторитетом. Сущ и сист кодексов, например, гр-кий, уг-ый, процессуальный. Среди источников права отводится подзаконным актам, обычаям, судеб. практики.

 

59. Осн  черты англосаксонской прав. семьи. Главный источник – судебный прецедент, т.е. норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела (главные творцы права – судьи). (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия) Особенности: 1) своеобразное поним норм права – они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический хар-р. Создавать прецеденты вправе ВС Англии, состоящий из Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда. Также прецеденты может создавать палата лордов, выполняющая и судебные функции. 2) специфика структуры права: ей не известно деление на частное и публичное, а отрасли права не выражены четко. В структуре английского права выд: 1) прецедентное право; 2) право справедливости 3) статусное права (это право парламентарного происхождения). 3) Придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств; 4) большая автономия суд. власти по отн к другим ветвям власти (отсутствие прокуратуры и адм-ой юстиции); 5) некодифицир хар-р зак-ва.

 

60. Осн  черты мусульманской прав. семьи. отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов и т.д. и включает в себя не только юр. нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи. (Ирак, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Ливан, Судан). Особенности: 1)Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, кот открыл его человеку через пророка Мухаммеда. Оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. Нормы МП предст собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. МП определяет мотивы, кот мусульманин должен знать: посты, милостыни, паломничества. 2)Выделяют 4 гл. источника МП: 1) Коран – священная книга мусульман; 2) Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий; 3) Иджма – согласие мусульманского общества об обязанностях мусульманина; 4) Кияз – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой. 3) В структуре МП отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяют в качестве основных отраслей: уголовное, судебное и семейное право

 

61. Понятие  и общая хар-ка юр коллизий. Юр. коллизии – это расхождения или противоречия м/у отдельными НПА, регулирующими одни и те же либо смежные общств отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осущ компетентными органами и должностными лицами своих полномочий. 1) Коллизии м/у законами и подзаконными актами – разрешаются в пользу законов, т.к. они обладают верховенством и высшей юр. силой. 2) Коллизии м/у К. и всеми иными актами, в т.ч. законами - разрешаются в пользу К. 3) Коллизии м/у общефед. актами и актами субъектов Федерации, в т.ч. м/у конституциями и уставами – приоритет имеют общефед.. 4) Коллизии м/у К. РФ и Фед договором, а также двусторонними договорами м/у федер центром и отд. территориями, равно как и расхождения м/у договорами самих субъектов – разрешаются на основе положений общефед. К. 5) Коллизии м/у наци м/ун правом – приоритет имеют межд. нормы. Под способами разреш коллизий понимконкретные приемы, средства, мехы, процедуры их устранения. Наиболее распростр способы разрешколлизий: 1) толкование; 2) принятие нового акта; 3) отмена старого; 4) внесение изменений или уточнений в действующие; 5) судебное, адм-ое, арбитр. и третейское разбир-во;6) систтизация зак-ва, гармонизация юр-ких норм;7) переговорные процесс, создание согласительных комиссий;8) констит. правосудие;9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;10)м/унар. процедуры.

 

62. Пробелы  в праве: пон. и способы преодоления. Пробел в праве – это отсутствие прав. нормы, кот могла бы урегулировать фактически возникшие общств отношения, кот относятся к сфере прав. регул-я. Пробел может быть: реальным и мнимым. реальный пробел имеет место, если данное отн действительно должно быть урегулировано правом, т.е. когда оно входит в сферу прав. регул-я. Мнимый пробел имеет место, если данное отн в силу его специфики вообще не м.б. урегулировано правом, т.е. когда оно не входит в сферу прав. регул-я. С точки зрения причин возникновения пробелов в законодательстве пробельность может быть первоначальной и последующей. Первоначальная имеет место в том случае, когда обст-ва, требующие прав. урегул-я, уже существовали, но законодатель их упустил, не охватил формулировками НПА. Последующая явл. следствием появления новых отношений в предмете прав. рег в результате развития рег социальной сферы. 2 способа.Аналогия закона предполагает соблюдение ряда условий: 1) наличие общей прав. урегулированности данного случая; 2) осутствие адекватной юр. нормы; 3) сущ-ие аналогичной нормы, то есть нормы, в гипотезе кот указаны обст-ва, аналогичные тем, с коти столкнулся правоприменитель. Аналогия права предст менее точный прием решения юр. дела по аналогии и предполагает соблюдение следующих условий: 1) наличие общей прав. урегулир данного случая; 2) отсутствие адекватной юр нормы; 3) отсутствие аналогичной нормы.

 

63. Пон., формы и объект толк-я права. Толкование права – это уяснение, а иногда и разъяснение смысла закона или иного НПА. Толкование – сложный интеллектуально-волевой процесс, направленный на установление точного смысла прав. нормы, раскрытие выраженной в ней воли законодателя. Осн объектом толкования явл. текст нормы или толкуемого акта. Толкование состоит из 2-х сторон: - уяснение); - разъяснение Выделяют 2 главных вида толкования Официальное– дается уполномоченным на то гос. органам или долж. лицам, имеет обязательное значение для других субъектов, явл. юрид-и значимым. Неофициальное – дается субъектам, не имеющим официального статуса. Офиц. толкование делится на: нормативное и казуальное (дается компетентным органам по конкретному случаю). Нормативное делится на: аутентичное (авторское) – исходит от органа, издавшего данный акт; и легальное (разрешенное) – носит подзаконный хар-р и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт .Неофициальное толкование может быть устным и письменным. Различают 3 разновидности этого толкования: обыденное; професс.; доктринальное (научное).

 

64. Способы  толкования права. Толк. права – это уяснение, а иногда и разъяснение смысла закона или иного НПА. Толкование – сложный интеллектуально-волевой процесс, направленный на установление точного смысла прав. нормы, раскрытие выраженной в ней воли законодателя. Осн объектом толкования явл. текст нормы или толкуемого акта. Способы Грамматический– основан на анализе отдельных слов. Логический– исследование логич связи м/у отд положениями нормы права или акта на основе правил логики. Систтический. – каждая норма права есть часть системы права, след-но, взаимодействует с множеством норм. Историко – политический. - состоит в определении тех или иных условий и обстоятельств (эк-ких, политических, соц. и др.) Специально – юрид-ий– предст собой изучение технико – юр-ких приемов выражения воли законодателя. Базируется на правилах юр. техники.

 

65. Виды  толкования права и их хар-ка. Толкование права – это уяснение, а иногда и разъяснение смысла закона или иного НПА. Толкование – сложный интеллектуально-волевой процесс, направленный на установление точного смысла прав. нормы, раскрытие выраженной в ней воли законодателя.Осн объектом толкования явл. текст нормы или толкуемого акта. 2 главных вида толкования. Официальное толкование права – дается уполномоченным на то гос. органам или долж. лицам, имеет обязательное значение для других субъектов, явл. юрид-и значимым. Официальное толкование делится на: нормативное (это разъяснение общего хар-ра, имеющее силу для всех возможных в будущем случаев применения норм права) и казуальное (дается компетентным органам по конкретному случаю). Нормативное толкование делится на: аутентичное (авторское) – исходит от органа, издавшего данный акт; и легальное (разрешенное) – носит подзаконный хар-р и осуществляется по поручению органа, издавшего конкретный акт. Неофициальное – дается субъектам, не имеющим официального статуса. может быть устным и письменным. Различ 3 разновид этого толкования: обыденное; професс; доктринальное (научное).

 

66. Понятие  и формы реализации права. Под реал.права поним. факт-е осущест-е их предписаний в поведении субъектов. Реал.права. предст.собой необх.сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой соц.смысл. Реализация права – это претворение, воплощение предписаний юр-ких норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общест. отношений По хар-ру действий субъектов, степени их активности, выделяют 4 формы. Соблюдение права – означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами права. Здесь реализуются в основном запреты. Пассивная форма действия. Исп права – предполагает активные действия по выполнению субъектом возложенных на него обязанностей. Реализуются обязывающие формы. Исп права – выражается в осуществлении возможностей, предоставленных нормами права. 3.Использ.права. 4.Применение права. Реализуются управомочивающие нормы права избирательное, право на жилище, на ч/собств-сть и т.д. Для реализации юр. норм требуется вмешательство гос-ва, в этих случаях исп правоприменение. Правоприменение права-это властная деят-ть компетент.органов по разрешению кокр.юр.дела, в рез-те чего выносится соотв.индив.акт.

 

67. Применение  права кк форма реал. права. Реализация объективного права предст собой деятть, согласную с выраженной в законе волей. Реализация права - это такое поведение субъектов обществен. отношений, к-рое полностью согласуется с предписаниями прав. норм и исходит из них, это практическая деятть людей по приобретению и использова-нию прав и выполнению юр. обязанностей. Прим права - это форма реализации права, субъектами к-рой являются компетентные органы, наделенные властными полномочиями. Исп этих полномочий обеспечивается принудительной силой гос-ва. Здесь немыслимо бездействие, право на правоприм.деят-ть сливается с обязанностью ее осуществить. Правоприменение носит производный характер, поскольку обеспе-чивает реализацию права 3 лицами. Применение одних норм одновременно требует соблюдения, исп и использования других. Отсюда правоприм – комплексная правореал деятть.

 

68. Общая  хар-ка стадий прим. права. Пон.  и виды актов прим. права. Стадии: 1) установление факт. основы дела – исследуются факты и обст-ва, предусмотренные нормой права и являющиеся юр-ки значимыми. 2) стадия юр-кой квалификации – направлена на решение вопроса о том, какая норма права может быть применена в данном случае. Начало стадии состоит в выборе нормы, подлежащей применению. 3) принятие решения по делу – одна из основных. Осуществл правоприменение. При принятии решения абстрактная норма права приобретает индивидуально-властный хар-р. 4) исп правоприме-нительного акта и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом – на этой стадии контролируется достигнутый результат, проверяется правильность установ фактов, юр-кой квалифика-ции, действий правоприменителя, а также опред порядок исп правоприменит акта, лица, ответ-ственные за исп решения. На данной стадии гос-во вправе вмешаться в правоприменит деят-ть для защиты законности, правопорядка и справедливости. На данной стадии реализуется принятое реш. Акт применения норм права – властное предписание уполномоч гос. органа или должн лица, кот выносится им в рез разреш конкр. юр. дела.

 

69. Пон., признаки, состав и виды п/о. П/о – это разновидность общ. отношений, т.е. связь м/у людьми, их поступками, поведением, деяттью. П/о – одно из главных средств реализации права. Осн черты: 1) всегда возникает вследствие воздействия норм зак-ва на поведение людей; 2) это волевое отн; 3) это связь м/у субъектами через субъект. права и обяз-ти. 4) предполагает индивидуализиров связь м/у субъектами; 5) всегда охраняется гос-м. Состав из 4 элем-в – субъекты, объект, право и обязанность. Субъекты п/о – это отд. индивиды и организации, кот. являются носителями субъект. юр. прав и обяз-ей. Объекты п/о – это то на что воздействует п/о, т.е факт.поведение его участников,кот имеет общ. значимость и осущ. в целях удовлетворения закон.интересов общества, гос-ва. Вступая в п/о субъекты удовлетворяют матер., дух. или иные потребности. Объектом п/о выступает поведение людей. Субъек.право – это предоставляемая и охраняемая гос-ом возможность субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, кот. предусм. объект. правом. Обяз-ть состоит в необх-ти сопоставлять свое поведение с предъявленными к нему требованиями. Юр. Обяз-ть – это предусм. зак-ом и охраняемая гос-вом необх-ть должного поведения участника прав. отношения в интересах управом. субъекта. Виды 1) регулятивные функ(служат результатом правомерного поведения субъектов) и охранит-е функ(неправ. поведения субъектов). 2) по отраслям права на: констит-е, адм-е, труд., сем. и др., а также на матер-о-правовые (возникают на основе норм матер. права) и процесс.(возникают на основе процесс. норм).3) На абсолютные (известен управом.субъект, все остальные потенц.участники явл. обязанными, относит-е (определены точно все участники). 4) по хар-ру обязанностей: активные (в обязанности одной из сторон входит совершение полож. действий, а право другой стороны требовать испол-е обяз-ти) и пассивные (обязанность закл в воздержании от действий, запрещ законом).

 

70. Субъекты  правоотн-й: понятие и виды. Понятие  и элем. правосубъектности. Субъекты правоотношений – его участники, имеющие субъективные права и обязанности. Это физ. лица, организации а также соц общности – народ, нации, население. Субъект правоотн должен обладать правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права. Это относится как к физ. так и юр. лицам. Применительно к физ. лицам различают 3 элемента правосубъектности: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правоспособ – это способность лица иметь в силу норм права субъективные права и юр. обязанности. Возник с рождения и прекращается с его смертью. Дееспособ – это способность индивида своими действиями осуществлять права и вып обязанности. Д. связана с возрастными и психическими свойствами чел-ка и зависит от них. Деликтоспособ – это способн лица нести юр. отв-ть за соверш правонаруш. Наступает с разного возраста в зависимости от вида юр. отв-ти. Например, адм отв-ть - наступает с 16 лет, полная гражданско-прав. отв-ть – с 18 лет, уг. отв-ть – с 16 лет, а по отдельным преступлениям – с 14 лет. У юр. лица все 3 элемента правосубъектности возникают одновременно с момента регистрации данной организации в качестве юр. лица.

Информация о работе Шпаргалка по "Предмету и методу правовой статистики"