Шпаргалка по "Предмету и методу правовой статистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 16:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Предмету и методу правовой статистики"

Работа состоит из  1 файл

1233_189263_A5366_sh.doc

— 265.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

16. Республика  как форма гос. правления: понятие,  признаки, виды. - это такая форма правления, при кот верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Различают 2 основных вида правления: - презид и парл республики. През респ – соединение в руках президента полномочий главы гос-ва и главы прав-ва; - выборы президента на основе всеобщих выборов; - президент обладает значит полномочиями, он самост формирует прав-во, кот несет отв-ть перед президентом. Парламентарная республика – прав-во формируется парламентом из числа депутатов партии, им большинство в парламенте; - прав-во несет отв-ть перед парламентом; – верховная власть принадлежит парламенту; - президент избирается не всенародно, а парламентом; - глава прав-ва не президент, а лидер правящей партии. Парламентарная республика харся сильной законодательной властью и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило в парл респ президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения ЧП.

 

17. Форма  гос. (гос.-терр.) устройства: пон., признаки, класс-я. Форма гос. устройства – это политико – терр.организация гос-ва, Сущ 2 разновидности гос. устройства: Унитарное гос-во – единое, гос-во, не имеющее в своем составе гос-х образований. Черты: - единый центр гос. власти (парламент, прав-во, верховный суд); - одна сист зак-ва; - единое гражданство; - единая судебная сист; - одноканальная сист налогов, - адм-но-террит. единицы не обладают полит.сам-тью, Унитарные гос-ва м.б. централиз – отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники; и децентрализ – местные органы власти избираются населением Ф – сложное гос. устройство, для кот характерно наличие в составе гос-ва других гос-х образований. Черты: - полит. и юр. Самост-ть субъектов 2хуровневая сист органов гос. власти (наряду с фед. органами имеются органы власти субъектов Ф); - 2 системы зак – общ федеральная и субъектов; - в двухпалатном парламенте одна из палат предст интересы субъектов; - двухканальная сист налогов; -разграничение предметов ведения Ф и ее субъектов. Входящие в Ф субъекты не обладают суверенитетом, Различ национальную - считаются непрочными (СССР,); и террит Ф - способствует укреплению госуд-ти, стимулирует процессы интеграции (США) ; Симметричные – это Ф, где субъекты имеют одинаковое прав. положение и полномочия; и асимметричные Ф – субъекты имеют разный прав.статус. (Россия)

 

18. Пон.  и признаки унитарного гос-ва.Унитарное гос-во – единое, слитное гос-во, не имеющее в своем составе гос-х образований. Признаки унитарного гос-ва: - единый центр гос. власти, т.е. единая, общая для всей страны сист высших и центральных органов власти (парламент, прав-во, верховный суд); - одна сист зак-ва; - единое гражданство; - единая судебная сист; - одноканальная сист налогов, т.е все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;- адм-террит единицы не обладают полит. самостоятельностью, но наделяются компетенцией в эк-кой, соц., культурной сферах. Унитарные гос-ва м.б. централизованными – отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники; и децентрализованными – местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.

 

19. Понятие  и признаки федер.гос-ва. Федерация – сложное гос. устройство, для кот характерно наличие в составе гос-ва других гос-х образований. Гос-ые образования, входящие в федерацию, носят название субъектов. признаки федерации: - полит. и юр. самостоятельность субъектов - двухуровневая сист органов гос. власти (наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации); - две системы зак-ва – общефедеральная и субъектов; - в двухпалатном парламенте одна из палат предст интересы субъектов; - двухканальная сист налогов; -разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Различают национальную - считаются непрочными (СССР); и террит - способствует укреплению гос-венности, стимулирует процессы интеграции (США) ; Симметричные – это федерация, где субъекты имеют одинаковое прав. положение и полномочия; и асимметричные федерации – субъекты имеют разный прав. статус. (Россия)

 

20. Политич.режим: понятие, признаки, класс-я..— это методы осуществления пол власти, итоговое пол состояние в обществе, кот складывается в результате взаимодействия и противоборства разл. пол сил, функционирования всех пол институтов и хар демокр или антидемокр. Для демокр режима хар-ны след. черты: - народовластие; свобода личности в эк. сфере; гарантированность прав и свобод чел-ка и гражданина; осущ гос. власти на основе принципа разделения властей; выборность и сменяемость органов гос. власти; наличие политико-прав. мехов; наличие различают либерально – дем и собственно дем режимы. Либерально-дем режим харся плюрализмом во всех сферах общ жизни. Собственно дем режим – исходит из признания равенства и свободы всех людей. Среди антидем режимов выделяют тоталитарный и авторитарный. Тотал режим – предст собой всеобъемлющий контроль гос-ва над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на применение насилия или угрозу его применения. Авторитарный режим – главная специфика состоит в том, что гос-вом руководит узкий круг – правящая элита, кот возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

 

21. Демократические  полит.режимы и их хар-ка. Демократия – народовластие, власть народа. Демокр режим – это такой режим, кот обеспечивает широкое участие населения в управлении делами общества и гос-ва. Признаки: 1) народовластие, 2) свобода личности в эк. сфере, т.е. свобода предпринимательства и признание частной собственности; 3) гарантированность прав и свобод чел-ка и гражданина; 4) осущ гос. власти на основе принципа разделения властей; 5) выборность и сменяемость органов гос. власти; 6) наличие политико-прав. мехов, обеспеч возможность участия граждан в формировании, деят-ти органов гос-ва и контроле над ними; 7) наличие легальной оппозиции; 8) политический плюрализм (т.е. отсутствие единой общеобяз идеологии; свобода мнений, убеждений, многопартийность); 9) децентрал гос. власти; 10) учет интересов меньшинства, исп метода согласования при принятии решений Среди демократических режимов различают либерально – демокр и собственно демокра режимы.

 

22. Антидемокр  полит режимы и их хар-ка. Среди антидем-х режимов выделяют тотал и автор. Тотал режим – предст собой всеобъемлющий контроль гос-ва над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на применение насилия или угрозу его применения. Тоталит режиму характерны след. черты: - идеологизация всей общественной жизни; - нетерпимость ко всякому инакомыслию; - монополия на информацию; - подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения; - слияние гос-го и партийного аппарата; - жесткая централизация власти; упразднение местного самоупр-я;- отрицание частной жизни и частной собст-ти. тоталитаризм имеет 3 разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). Авторитарный режим – главная специфика состоит в том, что гос-вом руководит узкий круг – правящая элита, кот возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. ар-но:- власть элиты не ограничена законом; - народ отстранен от управления гос-м и не может контролировать деят-ть правящей элиты; - в полит. жизни допускается многопартийность, оппозиционнные партии запрещены; - имеются сферы, свободные от полит контроля – эк-кая,и частная жизнь. Контролю подлежит – полит. сфера жизни общества; - устан-ся приоритет интересов гос-ва перед личными интересами;- принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя.

 

23. Полит  сист общества: понятие, призн., элем.. Место и роль гос-ва в полит системе общества.– это совокупность гос-х и негос-х институтов, посредством которых осущ полит власть и управление обществом. Осн место и роль гос-ва в полит. системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что гос-во – основной элемент системы. 1) гос-во выступает в качестве единственного представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) явл. единственным носителем суверенитета;3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры 4) обладает монополией на правотворчество; 5) владеет специфическим набором материальных ценностей (гос. собст-ть, бюджет,.);6) определяет главные направления развития общества. Гос-во выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов полит отношений. Таким образом, гос-во занимает особое место в полит. системе общества и играет в ней осн роль.

 

 

24. Полит  партии: пон., функ. класс-и. Пон. и  виды парт. систем. - это полит. общств организация кот борется за власть или за участие в осуществлении власти. Каждая партия создавалась для защиты интересов опр. соц. групп. По характеру доктрин: революц, реформ, консерват, реакц По месту и роли партий в полит. системе: гос (партийная идеология становится гос, партия формирует гос. систему управления); авторитарные (не сливающиеся с гос-вом, но составляющие основу полит режима и пользующиеся его поддержкой); парламентские) Организация избир процесса, отбор и выдвижение политических лидеров. служить началом связи м/у гражд.обществом и гос-вом – фуекц . Полит партии, кот имеют реальные возможности участвовать в формировании гос органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, в совокупности составляют партийную систему общества. осни типами партийных систем явл: 2хпартийная и многопартийная системы.. три типа партийных систем: буржуазно-демок: в обществе идет легальная борьба за власть; власть осущ.партия или группа партий, кот обеспечили себе поддержку парламентского большинства; постоянно сущ легальная оппозиция; м/у партиями внутри партийной системы сущ согласие относительно соблюдения этих правил. В буржуазной системе сформир множество видов партийных коалиций социалист. сущ только одна легальная партия; партия руководит гос-вом на всех уровнях гос-венного аппарата; Возникновения такой полит. системы связано с кризисом демократ или авторитарных систем правления. авторитарная здесь доминирующим фактором выступает гос-во, а не партия, кот играет второст. роль в процессе осущ власти.

 

25. Сущность  и хар-ка теории разделения  властей. (Учение Монтескье— одна из ведущих полит доктрин и принципов буржуазного конституционализма. Гос власть понимается не как единое целое, а как совокупность разл. властных функций (законод-й, исп. и суд.), осущ-ых независимыми друг от друга гос органами. Теория раздел-я властей противопоставлялась концепциям единовластия, сосредоточения власти в руках одного лица или органа. Учение Монтескье возникло в середине 18 в. Цель учения — гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечить полит. свободу. Вместе с тем разделение властей в рассматриваемой теории — не только полит разделение труда, закрепленное в конституциях, но и распределение ее м/у разл. соц. слоями, отражающее сложившееся их соотн. Ее осн назначение — выявить право и сформулировать его в виде полож. законов гос-ва, обязательных для всех граждан. Законод. власть целесообразно вручить собранию представителей народа и собранию знатных. Исполн. власть в рассматриваемом проекте выступает в качестве органа, реализующего общую волю гос-ва, касается всех граждан. Ее предназначение — лишь исп законов, устан-х законодат.властью. Монтескье предлагает передать суд. власть лицам, из народа, кот созывались бы по мере необх-ти для осуществления суд. полномочий. Последние не д.б. связаны с профессией, богатством, знатностью.

 

26. Гражданское  общество: понятие, сущность, признаки, структура.– это совокупность общест отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от гос-ва. Гражданским явл. Общество способное противостоять гос-ву, контролировать его и заставить служить обществу. Это общество, кот может сформировать прав. гос-во. Признаки гр. общества: - обеспечение прав и свобод чел-ка и гражданина; - самоуправляемость; - конкуренция образующих его структур и разл. групп людей; - свободно формирующееся общств мнение и плюрализм; - всеобщая информированность и др. Составляющими частями структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения м/у ними. Например: 1) личность; 2) семья; 3)школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) соц. группы, слои, классы; и др.

 

27. Возникн.  и развитие учения о прав. гос-ве. Осн приз. прав. гос-ва. Прав.гос-во – это организация полит.власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод чел-ка и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос.власти в целях недопущения злоупотр-й. Сначала человек пытался уяснить и усовершен-ть формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справед. и несправ-ти, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необх-ть ограничения своей свободы, формировались стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные укладом жизни. Предпосылками учения о прав. гос-ве можно считать идеи о верховенстве закона, о его божественном и справед.содержании, о необх-ти соответствия закона праву. Теории:1.Теологическая-Бог создал гос-во (Аквинский и др.)2.Договорная – гос-во – продукт соглашения м/у людьми(Гоббс, Руссо и др.),3.Патриархальгая –гос-во продукт развития семьи(Аристотель и др.), 4.Органическая т.–Гос-во– специф. разновидность биолог. ораганизма (Спенсер и др.)5.Материалистическая т. – Госво продукт соц-эконом.развития (Маркс, Энгельс, Ленин и др.). Психологич.т.- Гос-во возникло в силу особенностей челов.психики (Петражицкий, Фрейд и др.). Признаки прав.гос-ва:1)верховенство права (в прав.гос-ве высшей юр.силой обладает только закон, кот.подчин.граждане гос-во и гос.органы. Конст-я – осн.закон, другие прав.акты д.соотв-ть закону);2)пр.разделения властей, т.е. сам-е и независимое функционирование 3х ветвей власти: законод. исполн., суд. (данное создание необх-мо для исключ-я произвола власти, для создания противовесов);4)и прав. организация системы гос. власти; 3)приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обяза-ей;5)взаимная отв-ть гос-ва и личности.

 

28. Соц.  гос-во: понятие, признаки, функции, типы. Соц. гос-во – хар-ка, относящаяся к конституционно-прав.у статусу гос-ва, предполагающая конституционное гарантирование экономических и соц. прав и свобод чел-ка и гражданина и соотв-ие обязанности гос-ва. Означает, что гос-во служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные соц. различия. условиями существования соц. гос-ва и его характерными признаками являются: 1. Демократ. организация гос власти. 2. Высокий нравственный уровень граждан 3. Мощный экономический потенциал, 4Прав. развитие гос-ва, наличие у него качеств прав. гос-ва. 6. Ярко выраженная социальная направленность политики гос-ва, что проявл в разработке разнообразных соц. программ и приоритетности их реализации. 10. Закрепление формулы «соц. гос-во» в конституции страны. Говоря о функциях 1. поддержка социально незащищенных категорий населения; 2. охрана труда и здоровья людей; 3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 4. сглаживание социального неравенства 5. поощрение благотворительной деят-ти 6. финансирование и поддержка фундам.научных исследований и культ.программ; 7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения и др.

 

29.Прав. статус личности: понятие, структура,  виды.– это юрид-и закрепленное положение личности в обществе. Прав. статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Прав. статус есть признанная Конституцией и зак-вом совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий гос-х органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои соц. роли. Именно права и обязанности составляют ядро прав. статуса. В структуру этого понятия входят след элементы: •права и обязанности; • законные интересы; •правосубъек; •гражданство; •юр. отв-ть; •правовые принципы и т.п. 3 вида: - общим; - специальным; - индивидуальным. Эти виды отражают собой соотн таких философских категорий, как общее, особенное и отдельное. Общий статус – это статус лица как гражданина гос-ва, закрепленный в К. Специальный фиксирует особенности положения определенных категорий граждан Индивидуальный статус – определяется особенностями отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и предст собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

 

30. Понятие  и виды прав чел-ка. Соотн понятий  «права чел-ка» и «права гражданина». Права чел-ка – это соц. и юр-кие возможности пользоваться материальными, соц. и др. благами. Права гражданина – это охраняемая законом мера юр-ки возможного поведения. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно гос-вом декларируется и обеспечивается их защита. Одним из общепринятых критериев их классификации явл. сферы жизнедеят-ти общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают: 1) естественные права, гражданские (личные)- Право на жизнь, право на охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности и ее жилища, частной жизни, свобода передвижения и выбора места жит-ва, свобода совести, право на национальную принадлежность. 2) политические - свобода мысли, слова, информации, право на объединение, 3) социально – экономические – право частной собст-ти, свободу эк. деят-ти, свобода труда, защита от безработицы, право на жилище, на охрану здоровья и благоприятную окруж. среду, право на образование, на свободу творчества и культурную деят-ть.

Информация о работе Шпаргалка по "Предмету и методу правовой статистики"