Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:23, курс лекций

Описание

Важнейшим этапом исследования социально-экономических явлений и процессов является систематизация первичных данных и получение на этой основе сводной характеристики объекта в целом при помощи обобщающих показателей, что достигается путем сводки и группировки первичного статистического материала.

Содержание

1. Статистическая сводка и группировка
2. Статистические таблицы
3. Формы выражения статистических показателей
4. Показатели вариации и анализ частотных распределений
5. Выборочное наблюдение
6. Экономические индексы
Список литературных источников

Работа состоит из  1 файл

Практикум по статистике.doc

— 990.00 Кб (Скачать документ)

Из табл. 1.3 видно, что в основном преобладают малые банки (60%), на долю которых приходится 42,5% всего капитала. Более конкретный анализ взаимосвязи показателей можно сделать на основе аналитической группировки (табл. 1.4.)

Таблица 1.4

№ группы

Группы банков по величине уставного капитала, тыс. руб.

Число банков, %

Капитал, тыс. руб.

Работающие активы, тыс. руб.

всего

в среднем на один банк

всего

в среднем на один банк

1

2

3

4

2100-7350

7350-2600

12600-850

17850-100

18

6

3

3

342889

204694

130680

128573

19049

34116

43560

42858

504898

343932

174059

217842

28050

57322

58020

72614

И того

30

806836

 

1240731

 

В среднем на один банк

   

26895

 

41358


 

Величины капитала и работающих активов прямо взаимосвязаны, и  чем крупнее банк, тем эффективнее  управление работающими активами. Мы рассмотрели примеры группировок по одному признаку. Однако в ряде случав для решения поставленных задач такая группировка является недостаточной. В этих случаях переходят к группировке исследуемой совокупности по двум и более признакам во взаимосвязи (сложной группировке).

Проведем группировку данных коммерческих банков по двум признакам: величине капитала и работающих активов.

Каждую группу и подгруппу охарактеризуем следующими показателями: число коммерческих банков, капитал, работающие активы (табл. 1.5).

Таблица 1.5

Группировка коммерческих банков одного из регионов по величине капитала и работающих активов на 1.01.02 г.

№ группы

Группы банков по величине капитала, тыс. руб.

В том числе подгруппы по величине работающих активов, тыс. руб.

Число банков, ед.

Капитал, тыс. руб.

Работающие активы, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

1

6753-29527

2556-65144

65144-27732

21

1

313649

22969

420196

70229

 

Итого по группе

21

336618

490425

2

29527-2301

2556-65144

65144-27732

1

3

35662

127523

30005

305994


Продолжение табл. 1.5

1

2

3

4

5

6

 

Итого по группе

4

163185

335999

3

52301-1828

2556-65144

65144-27732

2

3

115104

191929

98022

316285

 

Итого по группе

5

307033

414307

 

Итого по подгруппам

 

 

2556-65144

65144-27732

 

 

23

7

 

 

464415

342421

 

 

548223

692508

 

Всего

30

806836

1240731


 

От группировок следует  отличать классификацию. Классификацией называется систематизированное распределение явлений и объектов на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия.

Отличительной чертой классификации является то, что в основу ее кладется атрибутивный признак. Классификации стандартны, устойчивы, т. е. остаются неизменными в течение, длительного периода времени, и, как правило, разрабатываются органами государственной и международной статистики.

Ряды распределения - это упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по определенному признаку.

В зависимости от признака, положенного в основу ряда распределения, различают атрибутивные и вариационные ряды распределения.

Атрибутивными называют ряды распределения, построенные по качественным признакам, т. е. признакам, не имеющим числового выражения.

Атрибутивные ряды распределения  характеризуют состав совокупности по тем или иным существенным признакам. Взятые за несколько периодов эти данные позволяют исследовать изменение структуры.

Примером атрибутивного  ряда распределения может служить распределение студентов группы ДС-301 по полу (табл. 1.6).

Таблица 1.6

Распределение студентов группы ДС-301 факультета статистики по полу

Группы студентов по полу

Число студентов, чел.

Удельный вес в общей численности студентов, %

Женщины

Мужчины

20

4

83,3

16,7

Всего

24

100


Вариационными рядами называют ряды распределения, построенные по количественному признаку. Любой вариационный ряд состоит из двух элементов: вариантов и частот.

Вариантами называют отдельные значения признака, которые он принимает в вариационном ряду, т. е. конкретное значение варьирующего признака. Частотами называются численности сдельных вариантов или каждой группы вариационного ряда, т.е. это числа, которые показывают, как часто встречаются те или иные варианты в ряду распределения. Сумма всех частот определяет численность всей совокупности, ее объем.

Частостями называются частоты, выраженные в долях единицы или в процентах к итогу. Соответственно сумма частостей равна 1 или 100%.

 

ЗАДАЧИ И  УПРАЖНЕНИЯ

1.1. К каким группировочным  признакам - атрибутивным или  количественным - относятся: а) возраст человека; б) национальность; в) балл успеваемости; г) доход сотрудника фирмы; д) форма собственности?

1.2.Определите, к какому  виду группировки относится статистическая таблица, характеризующая группировку промышленных предприятий по размеру основных фондов:

Группы предприятий по размеру основных фондов

Число предприятий

Объем выпускаемой продукции, тыс. руб.

Численность занятых, чел.

всего

на одном предприятии

всего

на одном предприятии

Мелкие

Средние Крупные

20

20

10

1500

2000

4500

75

100

450

2000

3000

5000

100

150

500

Итого

50

8000

160

10000

200


1.3. Определите вид ряда  распределения по данным о распределении рабочих завода по тарифному разряду:

№ тарифного разряда

Число рабочих, чел.

Удельный вес, %

1

2

3

4

5

5

6

5

12

22

10

12

10

24

44

Итого

50

100


1.4. Определите, к какому  виду группировок относится статистическая  таблица, характеризующая коммерческие банки по величине балансовой прибыли.

1.5. Какие из указанных  ниже группировок являются типологическими:

а) группировка населения по полу;

б) группировка населения занятого в народном хозяйстве, по отраслям;

в) группировка капитальных вложений на строительство объектов производственного и непроизводственного назначения;

г) группировка предприятий общественного питания по формам собственности?

1.6. Пользуясь формулой  Стерджесса, определите интервал группировки сотрудников фирмы по уровню доходов, если общая численность сотрудников составляет 20 человек, а минимальный и максимальный доход соответственно равен 500 и 3000 руб.

1.7. Известны следующие  данные об объеме импорта Российской Федерации с отдельными странами Европы в 1997 г. (в фактически действовавших ценах, млн. долл. США):

979 184 176 311 761

614 323 209 1596 946

345 250 1002 1611 539

896 245 400 111 1627

Используя эти данные, постройте интервальный вариационный ряд распределения стран Европы по объему импорта с РФ, выделив четыре группы стран с равными открытыми интервалами. По какому признаку построен ряд распределения: качественному или количественному?

1.8. Имеются следующие данные об успеваемости 20 студентов группы по теории статистики в летнюю сессию 1998 г.: 5, 4,4, 4, 3, 2, 5, 3, 4, 4, 4, 3, 2, 5, 2, 5, 5, 2, 3, 3. Постройте:

а) ряд распределения студентов по баллам оценок, полученных в сессию;

б) ряд распределения студентов по уровню успеваемости, выделив в нем две группы студентов: неуспевающие (2 балла), успевающие (3 балла и выше);

в) укажите, каким видом ряда распределения (вариационным или атрибутивным) является каждый из этих двух рядов.

1.9. Известны следующие  данные по основным показателям  деятельности крупнейших банков одной из областей России, тыс. руб.

 

п/п

Сумма активов

Собственный капитал

Привлеченные ресурсы

Балансовая прибыль

Объем вложения в государственные ценные бумаги

Ссудная задолженность

1

645,6

12

27,1

8,1

3,5

30,8

2

636,9

70,4

56,3

9,5

12,6

25,7

3

629

41

95,7

38,4

13,3

26,4

4

619,6

120,8

44,8

38,4

4,4

25,3

5

616,4

49,4

108,7

13,4

15

20,9

6

614,4

50,3

108,1

30,1

19,1

47,3

7

608,6

70

76,1

37,8

19,2

43,7

8

601,1

52,4

26,3

41,1

3,7

29,1

9

600,2

42

46

9,3

5,2

56,1

10

600

27,3

24,4

39,3

13,1

24,9

11

592,9

72

65,5

8,6

16,7

39,6

12

591,7

22,4

76

40,5

7,5

59,6

13

585,5

39,3

106,9

45,3

6,7

44,9

14

578,6

70

89,5

8,4

11,2

32,2

15

577,5

22,9

84

12,8

19,3

45,1

16

553,7

119,3

89,4

44,7

19,4

24,5

17

543,6

49,6

93,8

8,8

5,7

31,1

18

542

88,6

26,7

32,2

7,8

37,1

19

517,0

43,7

108,1

20,3

8,3

23,1

20

516,7

90,5

25,2

12,2

9,7

15,8

Информация о работе Лекции по "Статистике"