Госбюджет Доходы госбюджета и их структура в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:20, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как основы финансовой экономики, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
- определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.

Содержание

Введение стр. 3-4
Глава 1. Теоретические основы статистики государственного бюджета
стр. 5-15
1.1 Сущность и понятие государственного бюджета стр. 5-6
1.2 Особенности государственного бюджета как самостоятельной
экономической категории стр. 7-9
1.3 Основные определения, показатели и задачи статистики
государственного бюджета стр. 10-15
Глава 2. Бюджетная классификация и особенности статистики
Государственного бюджета РФ стр. 16-27
Бюджетная классификация в России стр. 16-21
Доходы. Функциональная классификация и состав доходов РФ
стр. 22-27
Глава 3. Расчет и динамика основных показателей статистики государственного
бюджета РФ. Доходы и расходы консолидированного бюджета
стр. 28-30
Заключение стр. 31-32
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по статистике промышленности.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

     Значение  бюджетной классификации заключается в том, что умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной квалификации, позволяет видеть реальную картину движения бюджетных ресурсов и активно влиять на ход экономических и социальных процессов. Сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей дают возможность делать обоснованные выводы и предложения о формировании и использовании бюджетных фондов, сосредоточения основных денежных ресурсов на ключевых направлениях экономического и социального развития.

     Детализация, группировка доходов и расходов облегчают проверку включаемых в  бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений территориальных  бюджетов за несколько лет, определение  динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов и степени удовлетворения каких-либо потребностей.

     Классификация создает условия для объединения  смет и бюджетов в общие своды, облегчает их рассмотрение и экономический  анализ, упрощает контроль за исполнением  бюджета, за полной и своевременной аккумуляцией средств и использованием их по целевому назначению. Классификация дает возможность сопоставлять доходы с расходами по отчетам об исполнении бюджета, что способствует соблюдению финансовой дисциплины, экономному расходованию средств, контролю за выполнением финансовых планов.9

     В условиях самостоятельности всех звеньев  бюджетной системы классификация  дает основу для единого методологического  подхода к составлению и использованию  всех видов бюджетов, для сравни мости бюджетных показателей в отраслевом и т территориальном разрезе.

     Итак, бюджетная классификация необходима органам государственного управления и местного самоуправления для:

    • Бюджетного планирования;
    • Управления процессом исполнения бюджетов;
    • Ведения бюджетного учета;
    • Составления бюджетной отчетности;
    • Осуществления бюджетного контроля;
    • Анализа составления и исполнения бюджетов.

     Бюджетная классификация обязательна для  всех бюджетов бюджетной системы  и организаций и строится в  соответствии с требованиями, определенными бюджетным законодательством Российской Федерации.

     Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления  и использования бюджетов. Регламентация  источников дохода и направлений  расходования бюджетных средств  - обязательное условие составления и исполнения бюджетов. Это достигается посредством определенной группировки доходов и расходов бюджетов и правил отнесения их к той или иной группе. Такая научно обоснованная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов представляет собой бюджетную классификацию. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности учреждений государственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.

     Общие принципы построения современной российской бюджетной классификации реализуются  Законом "О бюджетной классификации  Российской Федерации", принятом Государственной  Думой 7 июня 1996 г. В дореформенный  период государственная статистика финансов отражала нерыночные отношения и сложившуюся структуру управления централизованно планируемой экономики. Одним из важнейших отличий действовавшей схемы государственного бюджета в республиках бывшего СССР от международных стандартов являлась трактовка заимствования. В международных стандартах заимствование не рассматривается как часть доходов государственного бюджета. Таким образом, соотношение доходов и расходов, дефицита (или профицита) государственного бюджета отражалось по другой методологии, чем это было принято в международных стандартах, поэтому полученные данные не были сопоставимы с аналогичными показателями, исчисленными в соответствии с международными стандартами по статистике государственных финансов, в свою очередь скоординированной с СНС.

     Новая российская бюджетная классификация  разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций, в частности, Международного валютного  фонда, анализа существующих бюджетных  классификаций других стран, с учетом российской специфики. В соответствии с Федеральным законом "О бюджетной классификации в Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;
  • функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации
  • экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации;
  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации;
  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов Российской Федерации;
  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
  • ведомственные классификации расходов субъектов РФ;
  • ведомственные классификации расходов местных бюджетов.
 
 
 

      При формировании бюджетной классификации  также используются:

  1. классификация операций сектора государственного управления;
  2. перечень главных распорядителей средств федерального бюджета – администраторов  поступлений в бюджеты РФ;
  3. перечень администраторов поступлений в федеральный бюджет РФ;
  4. перечень администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов РФ;
  5. перечень администраторов поступлений по бюджетам субъектов РФ;
  6. перечень администраторов поступлений по местным бюджетам.

     Для фиксирования бюджетных показателей  каждому из них устанавливается  определенное место в коде бюджетной  классификации.

     Код бюджетной классификации – агрегированный многоразрядный код, обозначающий определенную группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ.

     Для классификации доходов, расходов и  источников финансирования дефицитов  бюджетов РФ используется унифицированный  20-значный код.

     Первую  часть (с 1-го по 3-й разряды) унифицированного кода составляют коды администраторов  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, соответствующие  кодам главных распорядителей бюджетных  средств в перечне главных  распорядителей средств соответствующего бюджета.

     Вторая  часть (с 4-го по 17-й разряды) унифицированного кода представляет собой функциональную структуру, в которую также включены коды программ. Во второй части отражаются разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы соответствующей бюджетной классификации.

     Третья  часть (с 18-го по 20-й разделы) представляет собой экономическую классификацию  доходов, экономическую классификацию расходов или экономическую классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.10

     Бюджетная классификация является единой и  используется при составлении, утверждении  и исполнении бюджетов всех уровней, а также при составлении консолидированных  бюджетов всех уровней. В Федеральном законе от 15 августа 1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 15 августа 2000 г. №115-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о бюджетной классификации» подчеркивается, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая общих принципов построении единства бюджетной классификации Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Доходы. Функциональная классификация и состав доходов  РФ

  

     Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы являются, с одной стороны, результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

     Классификация доходов бюджетов представляет собой  группировку доходов бюджетов, определяющую источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Доходы подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.

     Классификация бюджетных доходов включает в  себя:

  1. Налоговые доходы:
    • Налоги на прибыль (доход), прирост капитала
    • Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы
    • Налоги на совокупный доход
    • Налоги на имущество
    • Платежи за пользование природными ресурсами
    • Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
    • Прочие налоги, пошлины и сборы
 
  1.  Неналоговые доходы:
    • Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности
    • Доходы от продажи земли и нематериальных активов
    • Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников
    • Административные платежи и сборы
    • Штрафные санкции, возмещение ущерба
    • Доходы от внешнеэкономической деятельности
    • Прочие неналоговые доходы
  1. Безвозмездные перечисления
  1. Доходы целевых бюджетных фондов
  2. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

   Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

   Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

   Право вводить налоги на территории Российской Федерации закреплено за 
Верховным Советом РФ; но он может делегировать право установления и отмены отдельных видов налогов другим законодательным и представительным органам власти. Уплата налогов производится в определенной очередности.11

   Сначала плательщики вносят свои поимущественные  налоги и пошлины. На сумму внесенных  платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических и юридических  лиц, после чего плательщики уже во вторую очередь обязаны рассчитаться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые взимаются. На сумму этих налогов снижается размер дохода (прибыли), с которого уплачиваются все остальные налоги. 

         Помимо налоговых  поступлений бюджеты разного уровня бюджетной системы формируются за счет неналоговых доходов. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. внес значительные изменения в состав этого вида дохода. В настоящее время неналоговые доходы, определяемые Бюджетным кодексом РФ (ст.41-47, 51, 57, 62), включают:

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов;
  2. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов;
  3. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
  4. доходы от продажи государственного и муниципального активов;
  5. иные неналоговые доходы.

Информация о работе Госбюджет Доходы госбюджета и их структура в Российской Федерации