Динамика показателей товародвижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 07:59, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ динамики показателей товародвижения в ОАО «Макфа».

Содержание

Введение 3

1 Теоретические аспекты анализа динамики показателей товародвижения 4

1.1 Сущность и понятие товародвижения и товарооборота 4

1.2. Система показателей статистики товародвижения и товарооборота 9

1.3 Анализ динамики товарооборота 13

2 Анализ динамики показателей товарной продукции 21

2.1 Характеристика предприятия ОАО «Макфа» 21

2.2 Анализ динамики показателей товародвижения 27

Заключение 31

Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

Кур - динамика показателей товародвижения.docx

— 332.98 Кб (Скачать документ)

   1.2. Система показателей статистики товародвижения и товарооборота

 

   Товародвижение  и товарооборот характеризуются  общей системой показателей. Главный показатель товародвижения – звенность – рассчитывается с помощью показателей товарооброта.

   Товарооборот  является центральным  показателем статистики рынка. Он используется в оценках конъюнктуры  рынка, рассматривается  как показатель объема товарной массы и как показатель размера торгового предприятия, как показатель денежной выручки торгово-сбытового предприятия за проданные товары и как показатель размера денежных расходов покупателей на приобретение товаров [7].

   Товарооборот  измеряется в стоимостных  единицах и в натуральном  выражении. В стоимостных единицах величина товарооборота (О) соответствует произведению:

   О = p · q,  (1.1)

   где р – цена единицы  товара;

   q – количество  проданных товаров.

   Товарооборот  – совокупность актов  купли-продажи.

   По  своей сущности товарооборот – показатель синтетический, поскольку он складывается из отдельных актов  купли-продажи, продаж отдельных товаров, товарооборота всех регионов.

   С процессом товародвижения непосредственно  связан показатель, характеризующий  участие в рыночном процессе торговых посредников, который называется валовым товарооборотом (Овал).

   Сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к  потребителю образует валовой товарооборот [3].

   Данный  показатель, если на время абстрагироваться от цен, потерь и т.п., зависит от количества проданных товаров и числа перепродаж, т.е. звеньев товародвижения. Размер валового товарооборота прямо пропорционален числу перепродаж, т.е. он включает повторный счет и не отражает реального объема проданных товаров. Реальный объем товаров, «путешествующих» по каналу товародвижения, характеризуется конечной продажей товара называется чистым товарооборотом (Очист).

   Чистый  товарооборот – товарооборот, освобожденный от повторного счета, равный конечной продаже товара.

   Конечная  продажа означает, что данная партия товара больше продаваться  не будет. Это означает в масштабах всей торговли, что товар  вышел за границу  сферы товарного  обращения, а в  масштабе отдельного региона, отдельного канала товародвижения, отдельной фирмы – что товар продан за их пределы и в данном регионе (канале, фирме) больше продаваться не будет. Розничный товарооборот, характеризующий продажу товаров конечным потребителям и их переход в сферу личного потребления, всегда относится к категории чистого товарооборота. Чистый товарооборот применяется для характеристики результата коммерческой деятельности торгового или сбытового предприятия, используется для оценки его размера, является базой для расчета уровня издержек обращения и рентабельности.

   Показатель  числа перепродаж товара, или коэффициент  звенности (коммерческой, или торгово-организационной), рассчитывается как  отношение валового товарооборота к чистому:

         (1.2) 

   Расчет  по этой формуле дает верные результаты при  условии, что все  товары, влившиеся в сферу товарного обращения, без потерь и изменения товарных запасов дошли до конечного звена. На практике необходимо делать поправку на изменение товарных запасов (потерь):

   ΔЗ = З к − З н,    (1.3)

   где Зк – запасы на конец  периода;

   Зн  – запасы на начало периода;

   ΔЗ  – изменение (прирост) запасов.

   Общая формула коэффициента звенности будет  выглядеть следующим  образом:

      (1.4) 

   Эта формула полностью  действует только при изменении  запасов в розничном звене. Если же оно произошло в оптовом звене, то поправку надо вводить только в числитель коэффициента звенности [6].

   По  признаку покупателя, т.е. в зависимости  от того, кто покупает товар, товарооборот подразделяется на оптовый  и розничный.

   Оптовым товарооборотом называется продажа товаров  крупными партиями производственными, сбытовыми, торговыми  предприятиями другим торговым предприятиям для последующей  перепродажи, а также  производственным и  массовым потребителям.

   Розничным товарооборотом называется продажа товаров  предприятиями, объединениями  и физическими  лицами населению  для конечного  потребления.

   Самостоятельным показателем является мелкооптовый товарооборот, занимающий промежуточное  положение между  оптовым и розничным. Это продажа товаров  массовым потребителям или торговым посредникам, а также отдельным  лицам, небольшими по сравнению с оптовыми партиями.

   Самостоятельной позицией в системе  показателей товарооборота  выделяется продажа  услуг.

   Продажа потребительских  услуг – процесс  оказания услуг в  обмен на деньги, который совершается  в специализированных предприятиях и учреждениях, а также на дому у потребителей и  заключается в  действиях, направленных на удовлетворение соответствующих  потребностей населения.

   К основным показателям  товарооборота относится  товарооборот на душу населения (D). Он рассчитывается как отношение  товарооборота (О) к  средней за период ( основным показателям товарооборота относ

   D = .   (1.5)

   Он  может быть исчислен в целом по розничному товарообороту, включая  или не включая продажу услуг, а также по каждому отдельному продукту или виду услуг, как в стоимостных, так и в натуральных единицах.

   Важной  качественной характеристикой  товарооборота и  составной частью системы показателей  пропорциональности рынка служат показатели структуры товарооборота. Глобальными показателями структуры товарооборота, используемыми в  конъюнктурном анализе, считаются удельные веса средств производства, предметов потребления и услуг. К основным показателям пропорциональности рынка можно отнести долю отдельных социальных групп населения в общем объеме покупок продуктов и услуг [2].

   В систему показателей  товарооборота входят три показателя товарной структуры: абсолютный размер продажи отдельного товара и товарной группы и 4 вида относительных показателя:

   1) относительных показателя:оборота  входят три показателя  товарной структуры:  абсолютный размер  продажи

   ,    (1.6)

   где p i q i – продажа отдельного i-го товара;

   – весь товарооборот;

   n весь товарооборот; i-го  товара;та вхо

   2) есь товарооборот; i-го  товара;та входят  три показа

   ,   (1.7)

   где – продажа товара а;

   – продажа товара б.

   Показатель  доли отражает место i-го товара во всей совокупности товаров или в отдельно взятой группе товаров; он может быть интерпретирован таким образом: сколько денег из каждых ста рублей, израсходованных на покупку товаров, потрачено на приобретение данного i-го товара. Второй показатель позволяет соотносить размеры продажи различных товаров. Например, сколько денег затрачено на покупку мяса в расчете на каждые 100 руб., израсходованных на покупку хлеба. Показатели товарной структуры товарооборота используются для оценки и анализа пропорциональности развития товарооборота [4].

   1.3 Анализ динамики товарооборота

 

   Развитие  товарооборота –  динамичный процесс. Купля-продажа товаров  осуществляется не только в пространстве, но и во времени. Тенденции  изменения товарооборота во времени относятся к важнейшим оценкам состояния и развития рынка товаров и услуг. Показатели динамики товарооборота входят в число главных характеристик деловой активности. Перспективы развития рынка, а следовательно, и масштабы коммерческого риска в большой степени зависят от характера и интенсивности развития товарооборота.

   Показатели  динамики товарооборота  используются как  одни из критериев  разработки маркетинговой стратегии. Динамика товарооборота является одной из главных составляющих уровня жизни. С одной стороны, динамика товарооборота отражает основные законы покупательского спроса и тенденции его удовлетворения, с другой стороны, изменения товарооборота определяют потенциальные возможности получения валового дохода, а затем и прибыли. В динамике товарооборота проявляется действие рыночного механизма, фактически сложившихся пропорций между спросом и предложением [9].

   К задачам изучения динамики товарооборота  относятся:

   − оценка и анализ изменения  и тенденций общего объема товарооборота  в целом по географическому и экономическому пространству, а также дифференцировано – в территориальном разрезе, по формам рыночной деятельности, по социально- экономическим группам потребителей;

   − оценка и анализ изменения  продажи отдельных  продуктов и услуг;

   − выделение отдельных  элементов (факторов) динамики товарооборота (количественного, ценностного, демографического, структурного и т.д.), построение факторных  индексных моделей  динамики товарооборота;

   − выявление и моделирование  закономерностей  динамического развития товарооборота и  его прогнозирование.

   В оценке и анализе  развития товарооборота  используются все  методы статистического  исследования динамических процессов: построение динамических рядов (в  натуральных и  стоимостных единицах), расчет его показателей (базисных и цепных темпов роста и прироста, среднегеометрических темпов, абсолютных приростов и абсолютного значения 1% прироста), построение трендовых и регрессионных моделей динамики, группировка отдельных предприятий, фирм, регионов по темпам роста товарооборота.

   Однако  наиболее важное место  в анализе динамики товарооборота занимает индексный метод (как самостоятельно, так и в комбинации с другими методами). Индексный метод позволяет решить большую часть задач, поставленных перед статистикой динамики товарооборота: оценить вектор и скорость развития товарооборота; отразить количественные и ценовые компоненты динамики товарооборота; выявить и охарактеризовать место демографического фактора в динамике товарооборота; отразить роль регионов в формировании процесса общего изменения товарооборота; обнаружить и оценить ассортиментно-структурные сдвиги в динамике товарооборота [10].

   Изменение товарооборота (как  стоимости проданных  товаров или денежной выручки торгового  предприятия) за какой-то промежуток времени  характеризуется  отношением двух денежных сумм: текущего (изучаемого) периода с базисным (любым  прошлым) периодом. Этот показатель называется индексом товарооборота.

   Индекс  товарооборота –  относительный показатель, который характеризует  изменение стоимости  совокупности проданных  товаров (денежной выручки  торговли или расходов покупателей на приобретение товаров) в текущем периоде по сравнению с базисным за счет совместного влияния изменений количества и цен.

   Текущий и базисный периоды  должны быть равными  по временной протяженности (месяц, квартал, полугодие, год и т.д.). Не менее  важно обеспечить сопоставимость индексного отношения в территориальном и экономическом пространстве, т.е. товарооборот в текущем и базисном периоде должен охватывать одну и ту же территорию и один и тот же круг предприятий. Выбор длительности периода, за который строится индекс товарооборота, диктуется целями исследования. Он может быть ограничен одним месяцем и даже его частью, может охватывать квартал, полугодие, год. Более продолжительные отрезки времени в индексном анализе, как правило, не используются. Нередко этот выбор диктуется наличием необходимой информации. В качестве базы сравнения может быть избран любой предыдущий период (разумеется, сопоставимый по протяженности): предшествовавший период, соответствующий период прошлого года или любой удаленный период прошлого. Используются как цепная, так и базисная система индексов. Выбор определяется интересами и целями анализа [8].

   Расчет  индекса товарооборота  осуществляется по формуле  агрегатного индекса:

   

,    (1.8)

Информация о работе Динамика показателей товародвижения