Анализ структуры и динамики стоимости потребительской корзины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:02, курсовая работа

Описание

Целью КР является анализ структуры и динамики потребительской корзины в регионе.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. даны теоретические основы расчета стоимости продовольственной и потребительской корзины;
2. проведен анализ структуры потребительской корзины региона;
3. разработаны предложения по повышению качества жизни населения.[2]

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования продовольственной корзины
1.1. Продовольственная корзина: сущность и понятие 5
1.2. Методика расчета потребительской корзины 11
2. Анализ динамики стоимости потребительской корзины
2.1. Анализ динамики основных социально-экономических показателей развития региона 16
2.2. Потребительская корзина в регионе и ее динамика 28
3. Разработка предложений по повышению качества жизни в регионе 31
Заключение 41
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

 Потреб.корзина.docx

— 186.23 Кб (Скачать документ)

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ

филиал  Федерального Государственного Бюджетного Образовательного  
Учреждения Высшего Профессионального Образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» 
 
 

КАФЕДРА

Бухгалтерского  Учета и Аудита  
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Статистика» 

АНАЛИЗ  СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ СТОИМОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ  КОРЗИНЫ 
 
 

            Выполнила:

              Студентка 6 курса 929 группы

              КУЗНЕЦОВА Екатерина Владимировна 

            Проверила:

              Кандидат  экономических наук,

              доцент  кафедры

              ЛЮСТОЧКИНА  Любовь Владимировна 
               
               
               
               

Санкт-Петербург

2012 г. 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение            3

1. Теоретические основы формирования продовольственной корзины  

1.1. Продовольственная корзина: сущность и понятие    5

1.2. Методика расчета потребительской корзины     11

2. Анализ динамики стоимости потребительской корзины    

2.1. Анализ динамики основных социально-экономических показателей развития региона           16

2.2. Потребительская корзина в регионе и ее динамика    28

3. Разработка предложений по повышению качества жизни в регионе  31

Заключение           41

Список использованной литературы       43 

 

 

Введение 

     Первейшей естественной и социальной потребностью человека и общества является потребность в пище. Это вечная мировая проблема по настоящее время остается актуальной, ее острота нарастает вместе с ростом численности населения. Мировое сообщество, несмотря на громадный научно-технический прогресс, не справляется с голодом и голодной смертью многих миллионов людей. Если в 1996 г. в мире число голодающих насчитывалось 812 млн. человек, то в октябре 2009 года – более миллиарда. Это шестая часть населения планеты.

     Острейшие продовольственные проблемы характерны и для нашей страны. Их суть – в недостаточном количестве и низком качестве продуктов питания. Выражаясь точнее, Россия утратила продовольственную безопасность. Так, стандарт ООН суточной потребности в питании доступен только каждому десятому российскому гражданину. Норма потребления у нас ниже по молоку – на 40%, мясу – 45%. О недостаточном количестве и неудовлетворительном качестве продуктов питания свидетельствует ныне действующая продовольственная корзина (минимальный набор продовольствия на душу населения, обеспечивающий физиологическое выживание человека), установленная властью.[1]

     Нынешняя российская продовольственная корзина значительно уступает аналогичной советской корзине 1990 г. и составляет к ней по мясу – 59%, молоку– 56%. Еще меньше она по отношению к научно обоснованным нормам: по мясу – 51%, молоку – 53%.

     По расчетам, суточная стоимость продовольственной корзины по России в целом составляет по трудоспособному населению 70 руб., по пенсионерам – 60 руб., а, например, по Тамбовской области соответственно – 50 и 45 руб.

     Перечисленными выше факторами обусловлена актуальность темы курсового исследования, целью которого является анализ структуры и динамики потребительской корзины в регионе.

     Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. даны теоретические основы расчета стоимости продовольственной и потребительской корзины;

2. проведен анализ структуры потребительской корзины региона;

3. разработаны предложения по повышению качества жизни населения.[2]

     Таким образом, объектом данного исследования является население региона, предметом – потребительская корзина.

     Поставленные цель и задачи обусловили структуру данного исследования, состоящего из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 

 

 

1 Теоретические основы формирования продовольственной корзины 

1.1. Продовольственная корзина: сущность и понятие 

     Современный уровень развития общества тесным образом связан с уровнем развития экономики, которая выступает базисом социального развития. Соответственно, качество жизни человека, обуславливаемое различными параметрами, во многом определяется обеспеченностью как отдельного члена того или иного общества, так и общества в целом располагаемым набором экономических благ.

     Экономическое развитие общества, будучи базисом его социального развития, большей частью зависит от эффективности взаимодополняющей деятельности рыночных и государственных институтов, за счет чего происходит взаимодействие частного и общественного секторов экономики.

На современном уровне общественного развития государство, концентрируя за счет налогообложения финансовые ресурсы, получает возможность осуществлять свою социальную функцию по отношению к его гражданам. Реализация государством социальной функции зависит от выполнения принятых на себя социальных гарантий, которые отражают его обязанности и ответственность перед гражданами, что зафиксировано законодательством государства. [3]

     Социальные гарантии государства являются одним из ключевых элементов современной системы социальной защиты, характеризующей возможности государства по осуществлению социальной функции. Помимо социальных гарантий в систему социальной защиты входят также такие составляющие как социальное страхование и социальная помощь.

     В отличие от социального страхования, которое охватывает застрахованных граждан, и социальной помощи, адресованной малообеспеченным слоям населения, социальные гарантии государства в виде гарантированного набора благ и услуг распространяются на всех граждан государства без учета их трудового вклада и уровня доходов.

     Социальные гарантии воплощаются в социальных стандартах, отражающих представления общества об уровне и качестве жизни; совокупность этих представлений, выраженных в виде требований общества, и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт. Как известно, экономические ресурсы обладают свойством ограниченности, поэтому непосредственное претворение в жизнь социальных гарантий государства больше связано с понятием минимальных социальных стандартов, нежели с социальными стандартами в широком смысле. Именно минимальные социальные стандарты характеризуют возможности государства по обеспечению всех граждан минимальным уровнем дохода, определенным уровнем образования, установленным набором услуг здравоохранения, а также по предоставлению всем гражданам жилья и т. д.

     Выделяются два направления социальной стандартизации:

· минимальные социальные стандарты, отражающие социальные гарантии государства по отношению к денежным доходам граждан и направленные на обеспечение каждого гражданина необходимым уровнем дохода для приобретения минимума благ и услуг, предоставляемых на платной основе;

· минимальные социальные стандарты, отражающие социальные гарантии государства по обеспечению граждан на безвозмездной основе установленным минимумом социально значимых благ и услуг.

     Таким образом, государственный минимальный социальный стандарт в общем виде – это законодательно установленный для каждого гражданина государства минимум дохода и состав социально значимых услуг, предоставляемый гражданам на безвозмездной основе. [4]

     Теоретическую основу первого направления социальной стандартизации составляет концепция минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет характеризует структуру и уровень удовлетворения потребностей, которые общество на данном этапе экономического развития считает минимально необходимыми. Минимальный потребительский бюджет обеспечивает нормальное воспроизводство и развитие рабочей силы трудоспособных, а также нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных.

     В России концепция минимального потребительского бюджета сводится к понятию прожиточного минимума. Прожиточный минимум характеризуется как стоимостная оценка потребительской корзины, в которую включается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Поэтому бюджет прожиточного минимума можно рассматривать в качестве минимального социального стандарта, который ориентирован на физическое выживание человека.

     Содержание второго направления социальной стандартизации во многом связано с понятием социально значимых общественных благ. Последние относятся к смешанным общественным благам и в большей степени обладают свойствами частных благ, чем общественных, поэтому, теоретически, должны производиться и распределяться рыночным способом. Однако в результате их потребления населением в массовом порядке возникает значительный положительный эффект, что объясняет производство и распределение этих благ с помощью общественного сектора. [5]

     Продовольственная корзина - минимальный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. Это набор продуктов питания одного человека в месяц, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.

     Официальный расчет потребительской корзины проводится на основе Федерального Закона от 31 марта 2006 года № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Принятые для расчетов минимальные нормы потребления продуктов рекомендованы Институтом питания Академии медицинских наук Российской Федерации. Они включают в себя продовольственные товары 11 групп: хлеб и хлебопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие продукты (соль, перец и т.д.). Нормы потребления дифференцированы по восьми территориальным зонам и по трем социально-демографическим группам населения: трудоспособное население, пенсионеры и дети.

     По сравнению с прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом, потребительская корзина в денежном выражении представляет собой наименьшую из величин.

     Прожиточный минимум характеризует стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность. Наряду с продовольственной корзиной, в прожиточный минимум входят непродовольственные товары и услуги. [6]

     Расчет по непродовольственным товарам производится по трем группам: 1 - предметы гардероба (верхняя одежда, обувь, головные уборы и т.д.); 2 - предметы санитарии, гигиены, лекарства; 3 - товары длительного пользования (мебель, посуда, электробытовые приборы, предметы хозяйственного назначения и др.). Минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг дифференцированы по трем природно-климатическим зонам с климатом: холодным и резко континентальным; умеренным; теплым.

     Расходы на жилище и коммунальные услуги определяются на основе нормативов, цен и тарифов в регионе.  Учитываются также затраты семей на налоги и сборы.

     Объем и структура потребления важнейших материальных благ и услуг, отраженная в составе прожиточного минимума, предусмотрена на минимально допустимом уровне, обеспечивающем необходимые условия для поддержания активного физического состояния взрослых, для социального и физического развития детей и подростков.

     Минимальный потребительский бюджет — самое широкое из трех представленных определений, отражает расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей человека, семьи.

     В отличие от прожиточного минимума минимальный потребительский бюджет характеризуется более высокими нормами потребления и расширенным спектром платных услуг. Например, прожиточным минимумом для мужчины трудоспособного возраста предусмотрен один костюм из шерстяных или полушерстяных тканей на пять лет, а минимальным потребительским бюджетом - два костюма на три года. Прожиточный минимум не предусматривает услуги здравоохранения (считается, что основной минимум этих услуг населению предоставляется бесплатно), а в минимальный потребительский бюджет включены не только затраты на услуги здравоохранения, но и правовые услуги, оплата ремонта бытовой техники, посещение культурных, спортивных учреждений, поездки в отпуск, услуги связи и так далее - в списке около 300 наименований.

     Показатели продовольственной корзины, прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета используются государством в качестве инструментов социальной политики. С помощью этих показателей происходит оценка уровня жизни населения, эти цифры используются в качестве одного из критериев определения малообеспеченности, дающей право на социальные выплаты и пособия. Кроме того, при помощи минимального потребительского бюджета должны определяться размеры минимальной заработной платы и минимальной пенсии по старости, однако, на практике этого, к сожалению, не происходит.

Информация о работе Анализ структуры и динамики стоимости потребительской корзины