Анализ социально-экономического развития и индикативного планирования экономики Пензенской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие понятия и содержимого видов и методов прогнозирования. Задачи работы:

рассмотреть понятие и классификацию прогнозирования;
изучить методы прогнозирования;
анализ социально-экономического развития Пензенской области

Содержание

Глава 1 Основы организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития субъекта РФ

1.1 Понятие, классификация и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона.

1.2 Методы и модели социально -экономического прогнозирования развития субъекта РФ

Глава 2 Анализ социально-экономического развития и индикативного планирования экономики Пензенской области

2.1 Прогнозирование социально-экономического развития Пензенской области

2.2 Система индикативного управления экономикой Пензенской области

Заключение

Список использованных источников информации

Работа состоит из  1 файл

система прогнозирования -готово.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)
 

     Таким образом, детально разработанный прогноз  позволяет сформировать концепцию СЭР области, выделить приоритетные цели в ее развитии. Это повысит привлекательность Пензенской области для потенциальных инвесторов. 

     2.2 Система индикативного  управления экономикой  Пензенской области 

     Наиболее  распространенной формой планирования развития территории является индикативное планирование. В научной литературе существует два различных подхода к толкованию данного понятия.

     С точки зрения первого, индикативное планирование – это план развития территории, в котором отражаются направления деятельности всех экономических агентов определенной территории. Второй подход трактует индикативное планирование как процесс разработки и формирования комплекса важнейших показателей – индикаторов, характеризующих СЭР территории.

     Основные  признаки индикативного планирования были сформулированы К. Ландауэром еще в 1944 г. К основным из которых относятся [3, 43]:

  • индикативный план формируется в результате сознательной, координирующей деятельности государства совместно со всеми заинтересованными сторонами (агентами);
  • если даже план принимается в результате всеобщего и свободного обсуждения, в нем должен быть соблюден принцип приоритета решений, принятых в интересах всего общества, а не отдельных агентов в ущерб общегосударственным интересам;
  • цели плана и мероприятия по их достижению должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная эффективность использования ресурсов;
  • план должен быть сбалансирован по всем ресурсам.

     Система индикативного управления экономикой региона (далее СИУЭР) – это механизм ГРЭР, в основе которого лежит совокупность целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия субъектов и объектов управления [7, 88].

     В качестве субъектов этой системы  выступают исполнительные органы государственной власти Пензенской области, органы местного самоуправления в части переданных им государственных полномочий и использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов. Объектами же СИУЭР являются экономика Пензенской области в целом, виды деятельности, муниципальные образования в части осуществления переданных им государственных полномочий и предприятия.

     Система индикативного управления базируется на следующих положениях [7, 89].

  1. Государственное управление осуществляется в объеме функций государственного управления.

      2. Ответственность за реализацию каждой функции возлагается на исполнительные органы государственной власти, из которых один является центром ответственности (координация действий, методологическое руководство, ответственность за реализацию функции в целом), другие – участниками реализации функции (ответственность за выполнение части функции).

      3. В качестве критериев оценки результата реализации функции государственного управления используются специально разработанные индикаторы.

      4. СИУЭР осуществляется с применением методов (инструментов, механизмов) управления – способов воздействия управляющего субъекта на управляемый объект – с целью достижения установленных пороговых значений индикаторов в результате воздействия на процесс.

     Объем функций органов исполнительной власти по реализации этой системы  утверждаться и регламентироваться постановлением Правительства Пензенской области с участием различных  региональных социально-экономических институтов.

     Оценка  реализации функции осуществляется с использованием индикаторов. Индикаторы формируются на основе реального  и прогнозируемого состояния  объекта управления. Индикатор, установленный  «в точках» рассогласования реального  и прогнозируемого состояния объекта управления, служит критерием, определяющим результат применяемых управленческих воздействий.

     Эти индикаторы используются для [3]:

  • оценки реального социально-экономического положения Пензенской области;
  • оценки эффективности осуществления муниципальными образованьями переданных им государственных полномочий и использования финансовых средств, предназначенных для выполнения данных полномочий;
  • задания уровня социального благополучия (пороговых значений) в составе государственного заказа на управление;
  • контроля за достижением запланированных результатов;
  • принятия регулирующих воздействий;
  • оценки деятельности исполнительных органов государственной власти;
  • оценки социально-экономического положения хозяйствующих субъектов в составе контрактов с руководителями хозяйствующих субъектов, доля государственной собственности Пензенской области в уставном капитале которых составляет более 25 процентов.

     В составе СИУЭР ежегодно формируется [3]:

  1. доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования на три и один планируемые годы;
  2. региональные целевые программы и федеральные целевые программы, в реализации которых участвует Пензенская область, ведомственные целевые программы (далее – целевые программы);
  3. государственный заказ на управление;
  4. соглашения между исполнительными органами государственной власти Пензенской области и органами местного самоуправления муниципальных образований об индикаторах оценки эффективности использования местными бюджетами субсидий из регионального фонда софинансирования социальных расходов;
  5. государственный заказ на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд на планируемый год;
  6. региональная инвестиционная программа на три и один планируемые годы;
  7. нормативная бюджетная потребность на объем услуг населению в рамках государственных социальных гарантий на планируемый год;
  8. проект бюджета Пензенской области на планируемый год.

     Управление  финансированием затрат на реализацию СИУЭР, предоставление услуг населению  в рамках государственных социальных гарантий, государственного заказа на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд осуществляет Министерство финансов Пензенской области.

     Нормативной правовой и методической основой  реализации СИУЭР Пензенской области  являются законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, законы Пензенской области, постановления Правительства Пензенской области, методики и положения, утверждаемые управлением экономикой Пензенской области.

 

      Заключение 

     Анализ  социально-экономического положения субъекта РФ, разработка региональных прогнозов и программ СЭР территории являются важными составляющими общей стратегии и концепции развития региона. На их основе органы региональной власти и управления принимают наиболее оптимальные управленческие решения, при реализации которых будут затрагиваться интересы всего населения субъекта Федерации.

     Разрабатываемые и утверждаемые комплексные прогнозы и программы СЭР региона являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного  стратегического плана. Для эффективной реализации прогнозов и программ в современных условиях необходимо налаживание системы государственного регулирования на основе усиления экономических функций государства. Это функции должны быть связаны не только с прогнозированием и программированием, но и с индикативным планированием. Однако здесь необходимо четко разграничить функции всех уровней управления.

     Несмотря  на положительные моменты, связанные  с применением на региональном уровне различных методов прогнозирования  и программирования СЭР, на наш взгляд, отсутствует четко проработанная на практике теоретическая база исследуемых процессов. В настоящее время не разработаны конкретные критерии эффективности того или иного прогноза или программы, что сказывается на качестве их разработки и реализации условий.

 

      Список использованных источников информации 

  1. Федеральный закон от 20.07.1995 №115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» (принят ГД ФС РФ 23.06.1995)// РГ.-1995.-№143; РГ.-1999.-№134.

2. Закон  Пензенской области от 04.09.2007 №1367-ЗПО  « О стратегии социально-экономического  развития Пензенской области  на долгосрочную перспективу  (до 2021 года) // СПС «Консультант Плюс»

3. Постановление Правительства Пензенской области от 11 января 2005 г. № 308-пП «О системе индикативного управления Пензенской области» // СПС «Гарант», 22.03.08.

  1. Распоряжение Правительства Пензенской области от 1 февраля 2006 г. № 550-рП «Об основных направлениях стратегического развития Пензенской области на 2006 – 2015 годы» // СПС «Гарант», 22.03.08.
  2. Бассовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка.-М.: ИНФРА-М, 2001.
  3. Белкина Т.Д. Диагностика городского развития через систему индикаторов. // Проблемы прогнозирования. - 2007.- № 2. - С. 40-45.
  4. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. – М., 2005.
  5. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. – М.: Экономика, 2000.
  6. Жилкин С.Ф., Житкова Е.Л. Концепция как базовый документ системы стратегического планирования комплексного развития города. // Социально-гуманитарное знание.- 2006. - № 4. – С. 37-42.
  7. Житкова Е.Л. Планирование развития территории. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 3. - С. 87-91.
  8. Коваленко Е. Региональная экономика и управление. – М., 2007.
  9. Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. – Ростов-на-Дону, 2006.
  10. Котилко В.В. Региональная экономическая политика: учебное пособие. - М–, 2002.
  11. Кутафин О.Е. Муниципальное право РФ. Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2003.
  12. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М., 2006.
  13. Махотаева М. Целевое управление социально-экономическими системами. // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 4. - С. 66-78.
  14. Митрофанова И.В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона. // Социально-гуманитарное знание. - 2006. - № 2. - С. 36-50.
  15. Полтерович В.М. Экономическое равновесие и хозяйственный механизм. – М., 2000.
  16. Прогнозирование и планирование  условиях рынка. Учеб. Пособие для вузов./ Под ред. Морозовой Т.Г., Пикулькиной А.В.- 2-е изд. перераб. и доп.-М.:ЮНИТА-ДАНА, 2003.- 279с.
  17. Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России. – СПб, 2003.
  18. Суворов А.В., Горст М.Ю. Система макроэкономических балансов для прогнозирования экономики региона. // Проблемы прогнозирования. - 2003. - № 4. - С. 23-36.
  19. Хасаев Г.Р., Цыбатов В.А. Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 2. - С. 56-69.
  20. Черныш Е.А., Салтанов Т.А., Молчанов Н.П., Новикова А.Д. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб. пособие.-М.:ПРИОР,2001
  21. Шнипер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. – Новосибирск, 2001.
  22. Шорохов В.П., Колькин Д.Н. Оценка конкурентоспособности региона. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 1. - С. 64-76.

Информация о работе Анализ социально-экономического развития и индикативного планирования экономики Пензенской области