Анализ сферы жилищно-коммунальных услуг Ульяновской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – провести анализ коммунального хозяйства Ульяновской области, выявить основные проблемы и недостатки жилищно-коммунального комплекса и обозначить перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства региона. Для достижения выше указанной цели необходимо решить следующие основные задачи:
– изучить теоретические основы статистики жилищно-коммунального хозяйства;
– сформировать систему показателей, характерных для жилищно-коммунальной сферы услуг;

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты статистики жилищно-коммунального хозяйства 5
1.1 Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг 5
1.2 Система индикаторов жилищно-коммунального комплекса 8
1.3 Состояние жилищно-коммунального хозяйства в России 11
Глава 2 Исследование жилищно-коммунального хозяйства Ульяновской области 15
2.1 Общая социально-экономическая характеристика Ульяновской области 15
2.2 Анализ коммунального хозяйства Ульяновской области 18
2.3 Перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства 28
Заключение 32
Список литературы 34

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 622.50 Кб (Скачать документ)

 

Для нахождения параметров уравнения прямой используется следующая система уравнений:

 

n * a0 + a1 * = ,

(2.9)

a0 * + a1 * 2 = .

 

Для упрощения расчетов принимаем, что = 0 и, следовательно, система примет вид:

n * a0  = ,                                               ,                

(2.10)

a1 * 2 = .                                            .               

 

Используя данные таблицы 2.5, мы получим, что:

а0 = 73024,2

a1 = 5093,9

 

Формула для поиска тренда имеет вид:

                        .                                                   (2.11)

Из этого следует, что:

 

(семьи)

(семьи)

(семьи)

 

Итак, подводя итоги всем вычислениям, необходимо отметить  тот факт, что при условии сохранения существующей тенденции роста, количество семей, которые получат субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, будет с каждым годом лишь возрастать.

Для иллюстрации результатов прогноза необходимо построить график. Обратимся с этой целью к таблице 2.4 и нашим уже рассчитанным прогнозам на 2010-2012 гг.

 

 

Рисунок 2.2 – Полиномиальный прогноз получения субсидий на оплату ЖКУ

 

На данной схеме мы видим линию тренда, динамику уменьшения численности семей, которые почти совпадают. Кроме того на графике показано уравнение тренда и, так называемый критерий R. Он указывает на достоверность тренда, так как чем ближе к единице значение R, тем лучше вариант мы получим.

На рисунке 2.2 представлен прогноз с наивысшей достоверностью  (R=0,74; R-max). Значения линии тренда понижаются, но это еще не говорит о том, что ситуация будет развиваться именно таким способом. С вероятностью 26% число семей, которые могли бы получить субсидии на оплату жилищных и коммунальных услуг, могло бы вырасти к 2012 году, о чем свидетельствуют расчеты, проведенные ранее.

 

Рисунок 2.3 – Линейный прогноз получения субсидий на оплату ЖКУ

 

Рисунок 2.3 является полным протипоставлением  тому графику, который мы рассматривали выше. От первого он отличается лишь линией тренда (линейная), которая не дает нам достоверных знаний, а достоверность прогноза тут ничтожно мала (30%). Однако же, в данном случае линия тренда демонстрирует нам тенденцию к увеличению числа семей, что подтверждает наши прогнозы, рассчитанные с помощью уравнения регрессии.

Таким образом, если полагаться на достоверность прогноза (R=0,74), то в этом случае делать прогнозы на будущие периоды наилучшим образом позволит нам полиномиальный тренд.

Рассмотрим теперь стоимость жилищно-коммунальных услуг для тех, кто не получает никаких субсидий.

Проведем анализ стоимости услуг на одного человека в месяц. В качестве периода исследования возьмем 2005-2009 гг. (таблица 2.6).

 

 

 

 

 

Таблица 2.6 - Стоимость ЖКУ на одного человека в месяц [1, с.5]

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

Стоимость ЖКУ на одного

человека в месяц, руб.

550,48

562,76

682,26

778,48

895

Возмещаемая населением величина затрат по предоставлению ЖКУ, руб.

508,45

557,83

653,98

749,32

890,14

Уровень возмещения населением затрат по предоставлению услуг, %

92,4

99

96,4

96,6

99,4

 

Итак, мы видим, что кроме роста стоимости на необходимые услуги, происходит также рост возмещаемых населением затрат. Наивысшего уровня они достигают в 2009 году, что является последствием начавшегося кризиса. Поскольку кризис в экономике коснулся абсолютно всего, государство было вынуждено находить всевозможные выходы и пути преодоления кризисной ситуации, экономить на многом. Все это, естественно, сказалось и на сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Как уже было сказано, тарифы на жилищные и коммунальные услуги растут с неимоверной скоростью год от года. Взять, например, содержание и ремонт жилья, водоснабжение, электроэнергию или, скажем, обеспечение газом – все они могут охарактеризоваться не с самой лучшей стороны.

 

Таблица 2.7 - Тарифы на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг (на конец года, руб.) [1, с.5]

 

 

2005

2006

2007

2008

2009

Содержание и ремонт жилья за 1 кв. м. общей площади

5,15

5,88

6,47

7,27

9,33

Водоснабжение и канализация, за месяц с одного человека

98,22

112,12

123,54

145,63

166,97

Отопление, за 1 кв. м.  общей площади

7,97

8,97

10,31

12,26

14,52

Электроэнергия, за 100 кВт.ч.

105

122

138

156

195

Газ сетевой, за месяц с одного человека

16

20,35

22,77

26,62

34,1

 

Определим на основе наших данных темп роста тарифов на отдельные виды услуг.

             

 

Для этого воспользуемся формулой базисного темпа роста:

                                                                                  (2.12)

 

Таким образом, таблица 2.7 примет следующий вид (таблица 2.8).

 

Таблица 2.8 – Темпы роста тарифов на услуги

 

Содержание и ремонт жилья за 1 кв. м. общей площади

 

2005

2006

2007

2008

2009

Темп роста, %

-

114

125

141

181

Водоснабжение и канализация, за месяц с одного человека

 

2005

2006

2007

2008

2009

Темп роста, %

-

114

125

148

170

Отопление, за 1 кв. м.  общей площади

 

2005

2006

2007

2008

2009

Темп роста, %

-

113

129

154

182

Электроэнергия, за 100 кВт.ч.

 

2005

2006

2007

2008

2009

Темп роста, %

-

116

131

149

186

Газ сетевой, за месяц с одного человека

 

2005

2006

2007

2008

2009

Темп роста, %

-

127

142

166

213

 

              Как мы видим, результаты проведенного анализа оставляют желать лучшего. С каждым годом тарифы увеличиваются, а доходы населения при этом остаются все на том же уровне. А если руководители предприятий и решаются на повышение заработной платы, то это в основном копейки по сравнению с ростом тарифов на все виды услуг, в том числе и на жилищно-коммунальные услуги.

Деятельность предприятий ЖКХ давно уже стала одной из самых острых социально-экономических и, пожалуй, политических проблем большинства регионов России.

Итак, на основе проведенного анализа жилищно-коммунального хозяйства можно выделить несколько проблем.

Так, к примеру, жилищный фонд Ульяновска вместе с инженерными сетями уже давно характеризуется высокой степенью изношенности и аварийности, которая достигает 70-80 процентов. Но самое главное, что, при постоянном росте тарифов, невысоким остается и качество предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.

Себестоимость содержания и текущего ремонта жилья давно превышает те объемы и суммы, которые оплачивает население, не говоря уже о капитальном ремонте.

Комитет ЖКХ города совместно с управляющими компаниями районов совместно составили картину состояния жилфонда, а также необходимого текущего и капитального ремонта муниципальных домов. Цифры получились следующие: по самым скромным подсчетам, на текущий ремонт необходимо более 614 миллионов, а на капитальный – 1 миллиард 710 миллионов рублей.

Понятно, что такое количество денег, которое просто необходимо, жилищно-коммунальным службам на текущий и капитальный ремонт никто не выделит, поскольку она практически равна половине годового бюджета Ульяновска. А из него, как известно, кроме ремонта жилья, финансируются медицина, образование, оплачиваются льготы, субсидии и так далее.

Нужно все же заметить, что работы по текущему ремонту жилья в Ульяновске не приостанавливались ни на минуту, но в последние несколько лет в бюджете изыскиваются средства на капитальный ремонт. Так, в 2002 году из городского бюджета на капитальный ремонт было выделено 11 миллионов 105 тысяч рублей, в 2003 году -14 миллионов 47 тысяч, в 2004-м - 7 миллионов 946 тысяч, в 2005-м - 3 миллиона 156 тысяч рублей, а в 2006 году - уже 23 миллиона 368 тысяч рублей. В 2007 году на эти цели в городском бюджете было предусмотрено 26 миллионов рублей и эта цифра с каждым годом растет. Другое дело, что этих денег явно недостаточно.

Остается надеяться, что федеральный центр и регион возьмет на себя долю расходов по капитальному ремонту жилого фонда муниципальных образований Российской Федерации, в том числе и в Ульяновске.

Информация о работе Анализ сферы жилищно-коммунальных услуг Ульяновской области