Агрегатные индексы как объект статистического изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:06, курсовая работа

Описание

ЦЕЛЬЮ курсовой работы является – углубить знания в изучении агрегатных индексов. Из поставленной цели вытекают конкретные задачи:
кратко изложить содержание и задачи статистики агрегатных индексов;
привести классификацию агрегатных индексов по видам (типам);
раскрыть назначение агрегатных индексов в статистическом анализе деятельности торгового предприятия;
рассмотреть индексный метод в изучении агрегатных индексов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретическая часть 5
1. Агрегатные индексы как объект статистического изучения 5
2. Система статистических показателей, характеризующих агрегатные индексы 7
3. Применение индексного метода в изучении агрегатных индексов 10
Практическая часть 13
Аналитическая часть 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

35779.docx

— 457.89 Кб (Скачать документ)

 

Рассчитаем общую дисперсию:

 ;  ;  ;

Для нахождения заполним таблицу 6

 

Таблица 6

группы

магазина

Объем реализованной

продукции, шт.

 

Выручка от продаж млн. руб.

Данные для расчета общей дисперсии

 

 

1

17

194

234,4

-152,7

23317,29

15

198

214,3

-172,8

29859,84

7

216

230,7

-156,4

24460,96

19

220

270,6

-116,5

13572,25

 

 

2

20

270

306,1

-81

6561

2

281

337,2

-49,9

2490,01

6

284

305,3

-81,8

6691,24

24

320

315,1

-72

5184

10

323

308,8

-78,3

6130,89

 

 

3

30

341

385,9

-1,2

1,44

8

342

381,2

-5,9

34,81

13

344

395,6

8,5

72,25

21

359

327,3

-59,8

3576,04

14

362

336,5

-50,6

2560,36

29

380

407,9

20,8

432,64

1

398

365,5

-21,6

466,56

3

406

374,1

-13

169

25

409

414,5

27,4

750,76

 

 

4

16

418

400,2

13,1

171,61

22

436

393,9

6,8

46,24

4

452

428,4

41,3

1705,69

9

456

369,1

-18

324

18

475

481,9

94,8

8987,04

5

478

498,4

111,3

12387,69

27

479

473

85,9

7378,81

11

481

439,1

52

2704

 

 

5

23

528

513,2

126,1

15901,21

12

547

561,8

174,7

30520,09

28

553

571,4

184,3

33966,49

26

554

571,6

184,5

34040,25

Всего

30

11504

11613

 

274464,5


 

 

 

То есть, 91% вариации признака «выручка от продаж» обусловлено вариацией признака «объем реализованной продукции», а 9% - влияние прочих неучтенных факторов.

С помощью  эмпирического корреляционного  отношения определяют тесноту связи  между названными признаками. Эмпирическое корреляционное отношение может принимать значением между 0 и 1, причем, чем ближе значение к 1, тем теснее связь.

Корень  квадратный из коэффициента детерминации - есть эмпирическое корреляционное отношение:  ;

Таким образом, связь между  признаками является весьма тесной

 

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:

1) ошибку выборки средней величины объема реализованной продукции и границы, в которых будет находиться средняя величина объема реализованной продукции для генеральной совокупности магазинов;

2) ошибку выборки доли  магазинов с объемом реализованной продукции 410 шт. и более, а также границы, в которых будет находиться генеральная доля.

 

Решение:

  1. При заданной вероятности (0,954) коэффициент доверия t, согласно таблице значений интегральной функции Лапласа, равен 2, n (численность выборки) равно 30, а так как выборка 20%, то N (объем генеральной совокупности) равен 150 магазинов.

Ошибка  выборки определяется по формуле:

 

 

Границы, в которых будет находиться средняя величина объема реализованной продукции для генеральной совокупности магазинов

С вероятностью 0,954, можно утверждать, что объём реализованной продукции  будет находиться в пределах 

  1. Выборочная доля w, определяется отношением числа единиц, обладающих изучаемым признаком m, к общему числу единиц выборочной совокупности n:

w = m/n.

Доля магазинов с объемом реализованной продукции 410 шт. и более:

w = 12/30=0,4

Предельная  ошибка для доли при механическом отборе рассчитывают по следующей формуле:

Границы генеральной доли рассчитываются по формуле:

С вероятностью 0,954, можно утверждать, что доля магазинов с объемом реализованной продукции 410 шт. и более будет находиться в пределах 

 

Задание 4

Имеются следующие условные данные по фермерскому хозяйству:

Вид продукции

Объем реализованной продукции

Цена за ед., руб

Базисный период q0

Отчетный период q1

Базисный период p0

Отчетный период p1

Мясо, кг

120

130

250

260

Молоко, л

300

350

50

50

Картофель, кг

400

600

25

20


 

1. Рассчитайте сводные  индексы:

а) товарооборота;

б) физического объема продаж;

в) цен.

2. Определите абсолютные  изменения товарооборота под влиянием изменений:

а) физического объема продаж;

б) цен;

в) физического объема продаж и цен (двух факторов вместе).

Сделайте выводы.

 

 

 

 

 

Решение:

  1. Рассчитаем сводные индексы:
    • Сводный индекс товарооборота  

 

За счет всех факторов общий  товарооборот увеличился на 15%.

    • Сводный индекс цен

 

За счет изменения цен, общий товарооборот уменьшился на 3%.

    • Сводный индекс физического объема производства 

 

За счет изменения объема продаж, общий товарооборот увеличился на 18%.

Взаимосвязь индексов Ipq = IpI= 0,97*1,18 = 1,15

  1. Определим абсолютные изменения товарооборота под влиянием изменений:
  • Физического объема продаж:

 

 

Т.е. в результате изменения  физического объема товарооборот увеличился на 10000 руб.

  • Цен:

т.е. в результате изменения  цен товарооборот сократился на 1700 руб.

  • Физического объема продаж и цен (двух факторов вместе):

т.е. товарооборот увеличился на 8700 руб.

Взаимосвязь абсолютных приростов

8700 = 10000 + (-1700)

 

 

Аналитическая часть

 

  1. Постановка задачи

В агрегатной форме непосредственно сравниваются две суммы одноименных показателей.

Способ  построения агрегатных индексов заключается  в том, что при помощи так называемых соизмерителей можно выразить итоговые величины сложной совокупности в отчетном и базисном периодах, а затем первую сопоставить со второй.

По данным «Российского статистического ежегодника»  за 2011 год1, представленным в таблице 7, проведем расчет:

    • агрегатного индекса физического объема продукции
    • агрегатного индекса цен.

Таблица 7

 

Продукт питания

Объем реализованных продуктов, кг

q0                  q1

2008             2009

Средние цены, руб.

 

p0                              p1

2008             2009

Сыры

746000000

770000000

212,92

213,11

Сахар

3310000000

2848000000

23,07

33,02

Чай

184000000

177000000

269,53

339,81


  1. Методика решения задачи

Расчет  показателей агрегатных индексов осуществим по формулам, представленным в табл.8.

 

Таблица 8

Формулы расчета показателей

Числовые  обозначения:

q0, q1 –количество проданного товара;

p0, p1 – цена единицы продукции или товара

 

  1. Технология выполнения компьютерных расчетов

Расчеты показателей индексов выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

Расположение  на рабочем листе Excel исходных данных (табл.7) и расчетных формул (1)-(3) (в формате Excel) представлено в табл.9

 

 

Результаты  расчетов приведены в табл.10.

Графически динамика продаж и цен  представлена на рисунке 1 и 2.

 


Рисунок 1       Рисунок 2

  1. Анализ результатов статистических компьютерных расчетов

Для того чтобы на основе данных табл.7 об изменении  выпуска отдельных видов продукции  определить изменение объем продаж используется общий индекс физического  объема продукции.

Следовательно, физический объем всех продуктов  в 2009году составляет 97, 39 % от его уровня в 2008, он снизился за год на 2,61%, т.е. (0,9739*100-100).

Вычитая из числителя знаменатель, находим абсолютный прирост (снижение)

Стоимости товара в неизменных ценах, млрд. руб.:

∑∆q pq=∑q1p1-∑q0p0= 277358570000- 284793540000= -7434970000, т.е. - 7,43497  млрд. руб.

Следовательно, в 2009году стоимость продуктов уменьшилась  в абсолютном выражении на 7,43497  млрд. руб. (только за счет снижения на 2,61% физического объема производства продукции).

Сделав  расчет по формуле агрегатного индекса  товарооборота, найдем как изменился за год общий объем товара в фактических ценах (т.е. с учетом изменения цен)

Общий объем  продаж продукта (стоимость) в фактических  ценах в 2009году составил 111,75% ее объема продаж в 2008, или с учетом изменения  цен повысился на 11,75%, т.е. (1,1175*100-100).

 ∑∆pq =318282030000- 284793540000=33488490000, т.е. 33,48849  млрд. руб.

Значение  общего индекса Ipq зависит от изменения двух индексируемых величин: цен p1,p0 и количества товаров (q1, q0) Она характеризует изменение объема продукции в целом, т.е. отражает одновременное влияние обоих факторов – изменение количества товаров и изменение уровня цен.

Этот  индекс чаще вычисляется в торговле, когда необходимо знать изменение  товарооборота в фактических  ценах. В промышленности же преимущественно исчисляется индекс физического объема продукции в сопоставимых, фиксированных ценах (в условиях высокой инфляции – это обычно цены предшествующего периода, с которыми производят сравнение), с тем, чтобы определить динамику выпускаемой продукции.

Используя агрегатный индекс цен можно сделать  вывод о том, что в среднем  по трем видам продукции цены выросли  в 1,1475 раза (или рост цен составил 114,75%). В результате увеличения цен  на 14,75%, стоимость продукции увеличилась (318282030000- 277358570000= 40923460000) на 40,92346 млрд. руб. в 2009 году по сравнению 2008.

Итак, стоимость  товаров в 2009 году по сравнению с 2008 повысился на 11,75% или на 33,48849  млрд. руб. За счет снижения выпуска  продукции на 2,61% стоимость снизилась  на 7,43497  млрд. руб., а за счет роста цен на 14,75%, стоимость продукции увеличилась на 40,92346 млрд. руб.

Информация о работе Агрегатные индексы как объект статистического изучения