Способы передачи значения глаголов-связок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 04:49, доклад

Описание

История о глагольной связке восходит к работам древнегреческих мыслителей. Полагалось, что связка утратила вещественное значение и «лишь указывает на некую связь, которую, однако, нельзя мыслить без составляемых».
Концепция связки, сложившаяся в античную эпоху и в средние века, широко использовалась в период господства всеобщих грамматик, имеющих логические основания.

Работа состоит из  1 файл

Г.docx

— 22.91 Кб (Скачать документ)

 

История о глагольной связке восходит к работам древнегреческих  мыслителей. Полагалось, что связка утратила вещественное значение и «лишь  указывает на некую связь, которую, однако, нельзя мыслить без составляемых».

Концепция связки, сложившаяся  в античную эпоху и в средние  века, широко использовалась в период господства всеобщих грамматик, имеющих  логические основания. Английским языковедом П. Буллионзом впервые был введен термин copulative verb (связочный глагол).

Под связочным глаголом он подразумевал любой глагол, который  не может закончить предложение  и употребляется лишь как связка. Буллионз значительно расширяет  круг связочных глаголов и кроме be к связкам относит become, seem, appear, а также глаголы deem, style, call, name, consider в пассивных конструкциях. Усиленными связками он считал глаголы stand, taste, blow, grow, be painted, turn, feel, значение которых может приближаться и почти замещать значение глаголов be и become.

Постепенно внимание ученых переносится на изучение семантики  глаголов-связок, и критерием классификации  становятся их семантические признаки, а именно, степень отвлеченности  значения. Связочный глагол быть, выполняющий только грамматическую функцию связи субъекта и предиката, противопоставляет глаголам, выполняющим эту же грамматическую функцию, но имеющим, в большей или меньшей степени, еще и собственное независимое значение. В настоящем исследовании связочные глаголы характеризуются с грамматической и лексической стороны и представляют собой уникальное для английского языка явление. Их специфика состоит в том, что наряду с фразовыми глаголами, ГС выступают в качестве особого лексико-синтаксического способа выражения видо-временных отношений и характеризуются специфическими особенностями лексико-грамматической сочетаемости, выражающих абстрактное понятие бытия, процесса, пребывания, предположения. Именное сказуемое (глагол-связка+именная часть) придает подлежащему квалификационный признак, который в зависимости от глагола-связки или от контекста, может быть как врéменным, так и постоянным. В именном сказуемом основное лексическое значение выражено присвязочной частью, а связка выражает, главным образом, предикацию и некоторое неполное номинативное значение. для отражения функции присвязочной части используется термин «комплемент». Комплемент является обязательным элементом именного сказуемого, обычно следует за связочным глаголом и может выражать качество, присущее лицу или предмету, класс лиц или предметов, состояние, в котором пребывают лицо или предмет. Комплементом в составном именном сказуемом выступают: существительные, словосочетания, местоимения, прилагательные числительные, инфинитив или, реже, герундий, причастия или придаточная часть сложного предложения. В классификации уточнен состав групп связочных глаголов: 1) бытия Being Copular Verbs – be; 2) стабильности качества, свойства, состояния Stability Copular Verbs – remain, keep, stay, continue, hold; 3) результата, следствия Resulting Copular Verbs – become, get, go, come, prove, make, grow, turn out, fall, end up, turn, turn into, wind up, come over; 4) субъективной модальности предположения Sensory Modal Copular Verbs – seem, feel, look, sound, appear, smell, taste.

В группу со значением бытия входит только глагол be, поскольку он обозначает бытие вообще, может заменить любой связочный глагол в составном именном сказуемом и является самым употребительным. Глагол be является наиболее грамматизированным из всех глаголов, выступающих в роли связочных.

В группу связочных глаголов со значением стабильности качества, свойства, состояния были включены глаголы remain, keep, stay, continue, hold. Они отражают неизменность ранее приобретенного состояния, качества, признака, выраженного комплементом Так, в предложении Even soaked, frozen and hungry, they somehow remained cheerful  глагол remain означает, что субъекты действия какое-то время не унывали, и несмотря на то, что промокли, замерзли и проголодались, все равно стабильно пребывали в добром расположении духа. Основная сема лексического значения, объединяющая глаголы исследуемой группы – 'стабильно оставаться в том же качестве'.

В группу связочных глаголов со значением результата, следствия вошли глаголы become, get, go, come, prove, make, grow, turn out, fall, end up, turn, turn into, wind up, come over, обозначающие переход из одного состояния в другое, приобретение субъектом/объектом нового признака, качества, свойства:

Go

[linking verb] to change to another condition, usually a worse one (changes range in intensity from sudden to slow ones; the only exception – to go hungry – to have no food = to be, remain in the state of being hungry)

to go deaf/blind/grey/bald (of people)

to go wild/crazy/mad/insane (of people)

to go bad/sour/rotten/stale (of food products), cold (of a meal or a hot drink)

to go yellow/red/blue/brown, etc. (of any objects capable of changing their colour including parts of human body) … to go dark (of the sky, also pronoun “it”)

to go hungry (of people), weak (of a person or parts of human body),numb (of a part of human body), shy (of people), silent/quiet (of people or any object capable of producing sounds), pale (of people),stale (of people)

to go deep (of feelings and emotions)

Grow

[linking verb] used for saying that someone or something gradually starts to have a feeling or quality

to grow dark (of the sky, also pronoun “it”)/light (of the sky, only with pronoun “it”), cold/warm/hot (of the weather, people, parts of human body and inanimate objects), loud/silent (of people or any object capable of producing noise or sounds)

to grow strong (of people and abstract notions – figurative use),sombre (of people, manner of speech and abstract notions), thin/fat(of people and animals), pale, red (of the face), old, rich (of people)

to grow bored/suspicious/impatient/restless/tired/angry/bad-tempered/ resentful / anxious / excited /emotional/jealous/silent/quiet/shy/afraid/ attractive, etc. (of people)

to grow used to smb., smth./accustomed to smth. (of people)

Turn

[linking verb] to pass into a specified state or condition

to turn yellow/red/brown/white/grey/black, pale (mostly of the face and hair; of a plant and its parts such as fruits and leaves), etc. … to turn grey, red, gold/golden (of the sky)

to turn chilly (of the weather)/cold (of the weather and inanimate objects)

to turn bad/sour/stale (of food products

to turn numb (of a part of human body), nasty (of people or a situation)

Fall

[linking verb] to change into another state or condition

to fall asleep, ill, quiet (of people)/silent (of people and guns)

Keep

[linking verb] to stay in a state without changing

to keep silent/quiet/still, awake, cool (figurative use = calm)/warm(of people

Come

[linking verb] to finally reach a state (followed by the infinitive)

to come to respect/hate smb. or smth.; regard smb. or smth. as smb. or smth.; believe smb. or smth.; realize smth. (of people); symbolize smth. (of people and inanimate objects); depend on smb. or smth. (of people and abstract notions), etc.

(compare also: to get to like, to know smb. or smth.; to grow to like/love/hate smb. or smth., realize smth./understand smb. or smth.(of people))

Как мы видим, анализ сочетательных  особенностей данной группы ГС предполагает тесную взаимосвязь грамматической и лексической семантики, поскольку  эти глаголы выступают в качестве лексико-грамматических средств выражения  видо-временных отношений, актуализируя их на лексико-синтаксическом уровне. Выступая в данной функции, ГС используются для выражения перехода (как внезапного, так и плавного, требующего определённого  времени, влекущего за собой как  отрицательные, так и положительные  изменения) из одного состояния в  другое (исключение составляет конструкция to come to do smth., обозначающая финальную стадию достижения определённого состояния). При этом возможность употребления рассматриваемых ГС в форме практически любого грамматического времени (в том числе, в формах группы CONTINUOUS, за исключением глагола to come) свидетельствует о том, что видо-временную соотнесенность (и, соответственно, сопряженные с этим признаки – дуративность, предельность / непредельность) данные глаголы приобретают непосредственно в расширенном контексте, в качестве которого способно выступать предложение или его часть (при условии, что при этом четко прослеживается видо-временная соотнесенность действия). И наоборот, рассмотрение ГС вне более широкого контекста, чем словосочетание, т.е. непосредственно конструкции V + Adj с конкретным лексическим наполнением (т.е. когда ГС актуализируются в инфинитивной форме) не позволяет определить их видо-временную соотнесенность, так как при этом они могут обозначать как длящийся процесс перехода из одного состояния в другое, так и результат перехода в новое состояние, т.е. завершенное действие. Например:

Louise had gone completely blind before she died. / Branson had grown accustomed to the old man’s eccentricities.

We knew they would go crazy if they ever found out. / The leaves turn bright red in autumn.

The king grew increasingly suspicious of his officials. / The weather turned quite chilly in the afternoon.

The milk smells like it’s going bad. / The nights were growing darker. / Nina was growing bored.

Рассмотренные особенности  передачи видо-временной семантики  глаголами-связками представляются существенно  важными в силу того, что эти  особенности непосредственным образом  влияют на определение набора слов, способных лексически сочетаться с ГС.

Почти все прилагательные, обозначающие психоэмоциональные состояния и качества, особенности характера, сочетаются с ГС grow. В противном случае, они сочетаются с глаголами get и become (что, в свою очередь, требует дополнительного исследования). Как показывает анализ, редукция даже близких по смыслу прилагательных, обладающих сходными категориальными признаками, не позволяет установить причины подобных различий. Так, например, прилагательное angry сочетается с глаголами get, become и grow, а прилагательное annoyed – только с get и become.

Аналогичным образом прилагательные, находящиеся между собой в  антонимических отношениях и принадлежащие  к одной предметной области, способны сочетаться с различными глаголами. Так, члены антонимической пары weak – strong (о человеке) имеют различную сочетаемость: to grow strong – to go weak. Кроме того, лексические ряды различных ГС могут частично пересекаться: to grow cold/warm – to turn cold/chilly. Представляется, что подобное ассиметричное функционирование обусловлено сложившимися языковыми традициями.

Касательно глагола grow необходимо отметить и тот факт, что, поскольку  данный ГС обозначает плавный переход  из одного состояния в другое, то сочетающиеся с ним прилагательные способны принимать форму сравнительной  степени: to grow colder/hotter, older и т.д.

Как видно из приведенных  выше статей, особняком среди рассматриваемых  ГС стоит глагол to come, поскольку он актуализирует другую грамматическую конструкцию – V + Vinf (to come to do smth.). Данный глагол также выступает в качестве лексико-грамматического средства актуализации видо-временной семантики, но при этом обозначает не плавный переход из одного состояния в другое, а конечный результат достижения определённого состояния. Вследствие этого искомый глагол не употребляется в формах группы CONTINUOUS, что является особенностью его грамматического функционирования. Другой спецификой данного ГС является обязательная необходимость конкретизации конструкции to come to do дополнением (smb./smth.), что также противопоставляет его остальным ГС со структурой V + Adj, не требующим дополнения.

ГС come сочетается с глаголами, обозначающими отношение к другому  человеку/людям или высокую степень  проявления какого-либо качества (например, to symbolize), а также восприятие кого/чего-либо (например, to realize). При этом сочетаемость глаголаcome весьма избирательна, лексические ряды глаголов, сочетающихся с come, довольно неоднородны и обладают различными лексико-семантическими признаками, что создаёт трудности при определении границ данных рядов. Кроме того, здесь мы также имеем дело с функционально-грамматической синонимией, проявляющейся в том, что сходную с глаголом comeграмматическую функцию выполняют и ГС get и grow (to get to like, to know; to grow to like/hate). При этом наблюдается определенная лексическая асимметрия: to come to hate – to get to like (ГС comeи get выступают в качестве функционально-грамматических синонимов, глаголы hate и like находятся в отношениях лексической антонимии; ср. также to grow strong – to go weak).

Все вышесказанное, однако, не свидетельствует об отсутствии системности  в сочетаемости ГС. Напротив, как  показывает проведённый анализ, каждый из рассматриваемых ГС сочетается с  определёнными классами слов, ряд  из которых являются достаточно ограниченными, и представлены всего лишь несколькими  лексическими единицами. Так, например, только глагол go сочетается с прилагательными, обозначающими проявления крайних психических состояний – to go wild/ mad/crazy/insane – при этом лексический ряд ограничен четырьмя прилагательными.

В рассмотренной группе примеров грамматическая семантика выступает  в роли фактора, определяющего лексическую  сочетаемость, так как необходимость  выражения видо-временных отношений  обусловливает набор прилагательных, способных актуализировать данную семантику в сочетании с ГС.

Связочные глаголы в силу своего абстрактного значения, не могут самостоятельно охарактеризовать какое-либо действие или состояние и для формирования структуры предложения должны присоединять не менее двух элементов – подлежащее и комплемент.


Информация о работе Способы передачи значения глаголов-связок