Особенности выражения пространства в рассказах О. Генри

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 14:39, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в выявлении особенностей категории пространства в рассказах О. Генри.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие
задачи:
• сбор фактического материала;
• исследование понятия «пространство» и «время»;
• исследование художественных особенностей языка писателя;
• выработка методики исследования;
• анализ англоязычных текстов;

Содержание

Введение
Глава 1.
1. 1. Взаимосвязь пространства и времени в художественном тексте
1. 2. Особенности художественного пространства
Глава 2.
2. 1. Характеристика творчества и языковых приемов О. Генри
2. 2. Анализ категории пространства в художественном тексте
2. 3. Особенности категории пространства в рассказах О'Генри
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по английскому языку.docx

— 72.60 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

Глава 1.

  1. 1. Взаимосвязь пространства и времени в художественном тексте
  2. 2. Особенности художественного пространства

Глава 2.

  1. 1. Характеристика творчества и языковых приемов О. Генри

2. 2. Анализ категории пространства в художественном тексте

2. 3. Особенности категории пространства в рассказах О'Генри

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Исследование художественного  пространства – времени оказалось  одной из отличительных черт литературоведения  XX-XXI века, что обусловлено как произошедшими в начале и первой половине 20 столетия изменениями в общенаучной картине мира, так и одновременно перемещением центра внимания наук об искусстве с историей процесса на феномен произведения.

Художественное пространство и  время являются неотъемлемым свойством  любого произведения искусства, включая  музыку, литературу, театр и др. Время  и пространство  имеют, прежде всего, сюжетное значение, являются организационными центрами основных описываемых автором событий, служат как средство познания и осмысления действительности.

Пространство как важнейшая  категория бытия и универсалия  человеческого опыта служит основой  для моделирования сюжетной и  смысловой структуры художественного  текста, являющегося одной из наиболее совершенных словесно-речевых форм систематизации представлений человека об окружающем его мире, выражающей индивидуальный, эстетический характер художественного восприятия окружающей действительности. Художественное пространство как базовая структура художественного текста давно привлекало внимание исследователей в области философии, литературоведения, стилистики и лингвистики текста. Сложность проблемы обусловлена как многозначностью самого термина «пространство», многогранностью его отношений с такими понятиями как «место», «объект», «текст», «язык», так и с обширностью категории пространства, возможностью выделения в ней множества разнохарактерных прототипов.

Восходя еще к попытке  Лессинга определить отношения между  произведением искусства, пространством  и временем, исследование художественного пространства велось в самых разных направлениях. На современном этапе своего развития теория художественного пространства приобрела новое звучание в связи с развитием концепции семиотических систем, появлением новых данных о восприятии человеком пространства и способах представления знаний о пространстве в языке.

Изучение специфики художественного  времени и пространства в литературе является одной из актуальных задач  для современного литературоведения, так как представление об этих категориях – важнейший компонент  анализа текста.

У истоков изучения художественного  времени и пространства в отечественном  литературоведении стояли В. Пропп, Ф. Зелинский, В. Виноградов,  А. Цейтлен. Перу А. Цейтлен принадлежит одно из первых определений понятия художественного времени в «Литературной энциклопедии».

Мы можем утверждать, что  проблема, затронутая в данной курсовой работе,  является мало исследованной. Разумеется, существует множество работ, посвященных особенностям творчества известного английского писателя О. Генри. Но категория пространства в произведениях писателя осталась темой неизученной. Мы считаем, что данная проблема требует особого к себе внимания и тщательного рассмотрения, что и обусловило актуальность и определило тему данной работы.  

Объект исследования -  рассказы английского писателя О. Генри.

Предмет исследования - особенности выражения категории пространства в произведениях О. Генри.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей  категории пространства в рассказах О. Генри.

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие

задачи:

  • сбор фактического материала;
  • исследование понятия «пространство» и «время»;
  • исследование художественных особенностей языка писателя;
  • выработка методики исследования;
  • анализ англоязычных текстов;
  • определение особенностей  пространства в произведениях;

Для решения задач исследования использовались следующие методы:

  • изучение и анализ литературы;
  • обобщение;
  • описание;
  • сопоставление;
  • семантический анализ;
  • когнитивный анализ.

 

Цель и задачи исследования определяют структуру данной работы, которая состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из нескольких подразделов, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ПРОСТРАНСТВА

Взаимосвязь пространства и времени в художественном тексте

Изучение специфики художественного  времени и пространства в литературе является одной из актуальных задач  для современного литературоведения, так как представление об этих категориях – важнейший компонент  анализа текста.

Этот вопрос рассматривался еще в трудах Г.Э. Лессинга и Г.Ф. Гегеля, научных работах А.А. Потебни, М.М. Бахтина, Я. Мукаржовского, В.Б. Шкловского, Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, Д.С. Лихачева и И.Б. Роднянской, С.И. Сухих, А.Б. Есина  и др.

Лингвистический анализ художественного  текста в пространственном измерении  осуществляется в двух аспектах: по – первых, сам текст рассматривается как определенным образом организованное семантическое, формально – грамматическое и графическое пространство; во – вторых, исследуются пространственно – временные отношения, характерные для моделей мира, воплощенные в художественном тексте. В данном подразделе именно второй аспект является основным предметом рассмотрения.

В реальности наблюдается  нерасчлененность существования во времени и пространстве. Все существующие модели мира, в том числе индивидуально  – художественные,  отражают это  нерасторжимое единство времени  и пространства, хотя хронологическая  последовательность в художественном тексте вступает в противоречие с  реальным течением времени.

Время и пространство уникальны,  ибо имеют не объективную основу своего существования, а субъективную: в художественном тексте автор создает  условное время и пространство, именно автор определяет местоположение  персонажей и временной период развития сюжета.  Писатель «отражает в создаваемом им произведении реальные пространственно-временные связи, выстраивая параллельно реальному ряду свой, перцептуальный, творит и новое - концептуальное - пространство, которое становится формой осуществления авторской идеи».

Итак, мы выяснили, что художественное пространство неразрывно связано с художественным временем.

Взаимосвязь времени и пространства в художественном тексте выражается в следующих основных аспектах:

  1. две одновременные ситуации изображаются в произведении как пространственно раздвинутые, соположенные;
  2. пространственная точка зрения наблюдателя (персонажа или повествователя) является одновременно и его временной точкой зрения, при этом оптическая точка зрения может быть как статичной, так и подвижной (динамичной);
  3. временному смещению соответствует обычно пространственное смещение; напротив, замедление времени может сопровождаться расширением пространства, отсюда, например, детальные описания пространственных координат, места действия, интерьера и пр.; течение времени передается посредством изменения пространственных характеристик;
  4. одни и те же речевые средства могут выражать и временные, и пространственные характеристики;
  5. для воплощения мотива движения времени регулярно используются метафоры и сравнения, содержащие пространственные образы

Осознание взаимосвязи пространства-времени  позволило выделить категорию хронотопа, отражающую их единство. Данный термин изначально был введен А. А. Ухтомским, и употреблялся в математике, естествознании и биологии. В эстетику и теорию литературы  он перешел благодаря М. М. Бахтину, который писал, что «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе «время - пространство»)». С точки зрения М.М. Бахтина, хронотоп - формально-содержательная категория, которая имеет «существенное жанровое значение… Хронотоп как формально-содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе». [ Бахтин, 1975] Раскрывает сущность данного понятия, М. М. Бахтин в своем исследовании «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике». Кроме того, термин «хронотоп» активно используется и в его последующих работах «Проблемы творчества Достоевского» и «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».

В лингвистике текста чаще всего  вместо термина «хронотоп» используют термин «континуум».

Многое сделал для обоснования  необходимости введения в лингвистический  анализ текста категории  континуума и для раскрытия ее существенных признаков И. Р. Гальперин. Он подчеркивал, что данная категория связана  с отображением в тексте нерасчлененного  потока движения во времени и пространстве, которое заключается в определенной последовательности фактов. Событий, развертывающихся во времени и пространстве, при  этом процесс подобного развертывания  протекает неодинаково в разных типах текстов. Вследствие этого, Гальперин считает, что категория континуума как категория текста, проявляющаяся в разных формах течения времени, пространства, событий, представляет собой особое художественное осмысление времени и пространства объективной действительности. Именно эта категория, по его мнению, обеспечивает конкретность и реалистичность описания. Эта категория имеет текстовую природу, потому что воплощается в целостном тексте и осуществляет изображение течения времени в изменяющемся пространстве. [Гальперин, 1991]

Кроме того, хронотоп имеет определенную структуру: на его основе вычленяются сюжетообразующие мотивы - встреча, разлука и т.п. Обращение к категории хронотопа позволяет построить определенную типологию пространственно-временных характеристик, присущих тематическим жанрам: различаются, например, идиллический хронотоп, который характеризуется единством места, ритмической цикличностью времени, прикрепленностью жизни к месту - родному дому и т.п., и авантюрный хронотоп, для которого характерен широкий пространственный фон и время «случая». Художественное пространство, как и художественное время, исторически изменчиво, что отражается в смене хронотопов и связано с изменением концепции пространства-времени.

Например, в XX в. относительно стабильная предметно-пространственная концепция сменяется нестабильной (см., например, импрессионистическую текучесть пространства во времени). Смелое экспериментирование со временем дополняется столь же смелым экспериментированием с пространством. Так, романам «одного дня» часто соответствуют романы «замкнутого пространства». В тексте одновременно могут совмещаться пространственная точка зрения «с птичьего полета» и изображение локуса с конкретной позиции. Взаимодействие временных планов сочетается с нарочитой пространственной неопределенностью. Писатели обращаются к деформации пространства, что отражается в особом характере речевых средств. Так, например, в романе К. Симона «Дороги Фландрии» устранение точных временных и пространственных характеристик связано с отказом от личных форм глагола и заменой их формами причастий настоящего времени. Усложнение повествовательной структуры обусловливает множественность пространственных точек зрения в одном произведении и их взаимодействие.

Одновременно  в литературе XX в. усиливается интерес к мифопоэтическим образам и мифопоэтической модели пространства-времени. Таким образом, изменения концепции времени-пространства в науке и в мировосприятии человека неразрывно связаны с характером пространственно-временного континуума в произведениях литературы и типами образов, воплощающих время и пространство.

Воспроизведение пространства в тексте определяется также литературным направлением, к  которому принадлежит автор: для  натурализма, например, стремящегося создать  впечатление подлинной деятельности, характерны детальные описания различных  локальностей: улиц, площадей, домов  и пр.

Таким образом, на основе всего вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы. Вы выяснили, что категории пространства и времени в художественном тексте тесным образом связаны. Одно не может  существовать без другого, они дополняют  друг друга, создавая художественный мир  произведения. Но все же ведущим  в этом союзе является категория  времени. Взаимосвязь и единство пространства и времени в художественном тексте получило название хронотоп. Данный термин ввел в своих исследованиях  М. М. Бахтин. Также существует еще  один термин – континуум, который  также отражает суть этого явления. То есть движение в потоке времени  и пространства в художественном тексте. Разрабатывал эту теорию И. А. Гальперин. Особенности выражения пространственно – временных связей менялись в зависимости от жанра, литературного направления, в котором работал какой – либо автор и от многих других факторов.

Но  неизменным остается тот факт, что  континуум как особая категория художественного текста, обозначающая пространственно – временное единство играет исключительно важную роль в организации его содержания и в отображение знаний автора об устройстве мира. При этом пространство и время, неотделимые друг от друга в реальности, в тексте также воплощаются в их нерасторжимом единстве. В то же время практический лингвистический анализ этих категорий предполагает их рассмотрение по отдельности. В данном конкретном случае, нас интересует более подробное рассмотрение теоретические аспекты категории пространства.

Информация о работе Особенности выражения пространства в рассказах О. Генри