Об образовательных и кадровых проблемах Российской глубинки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:20, статья

Описание

Более 70% населения Вологодской области проживает в районных центрах и сельской местности. Вряд ли у кого-либо вызывает сомнение тот факт, что по уровню жизни Российская деревня среднестатистически значительно отстает от города. Отставание в уровне жизни и социальные проблемы подрывают демографическую ситуацию и грозят деревне вымиранием. Об этом свидетельствует статистика: за последние 10 лет деревенское население в Вологодской области уменьшилось на 15%. В то время как прирост городского населения за те же 10 лет составляет 10%.

Работа состоит из  1 файл

о развитии дистанционного образования.doc

— 37.50 Кб (Скачать документ)

Об  образовательных  и кадровых проблемах Российской глубинки.

Более 70% населения Вологодской области проживает в районных центрах и сельской местности. Вряд ли у кого-либо вызывает сомнение тот факт, что по уровню жизни Российская деревня среднестатистически значительно отстает от города. Отставание в уровне жизни и социальные проблемы  подрывают демографическую ситуацию и грозят деревне вымиранием.  Об этом свидетельствует статистика: за последние 10 лет деревенское население в Вологодской области уменьшилось на 15%. В то время как прирост городского населения за те же 10 лет составляет 10%.

В этой связи стремление молодежи получить образование в городе и там же найти себе применение является закономерным. Почему молодежь стремится в город для получения образования также понятно: только в городе пока можно получить достойное образование.

 По сути этот вопрос системного характера:  он представляет собой комплекс взаимосвязанных проблем.

Одна из них  – качество преподавания в районных школах, связана перво-наперво с материально-техническим оснащением школ (дефицит ресурсов местных администраций не позволяет в полной мере комплектовать школы дорогостоящим лабораторным оборудованием, компьютерными классами, своевременно ремонтировать здания школ и производить замену изношенной мебели).

Нельзя отрицать и различный уровень подготовки и самих учителей.

Требования  к школьникам в сельских школах все-таки ниже несмотря на то, что школьная программа везде одна и та же.

Тем самым  подготовка учащихся в сельской местности, как правило, ущербна по отношению к уровню подготовки городских школьников.

Конституционное право на всеобщее бесплатное среднее образование в городе и на селе реализуется по-разному, что не может не влиять на глобальную  стратификацию населения.

Влияние окружающего  общества, наличие на селе большого количества неблагополучных семей также, безусловно, сказывается на уровне развития индивидуума.   

Следует признать, что имеет место и статусная инфляция: реальный уровень подготовки выпускника сельской школы   во многих случаях отличается по уровню подготовки от выпускника городской школы, имеющего аналогичный средний бал.

Тем самым  средний процент студентов из сельской местности обучающихся в ВУЗах Вологды составляет в среднем 30% (при том, что сельского населения в Вологодской области более 70%).

На основании  вышесказанного следует отрезвляющий и шокирующий вывод:  в России имеет место  дискриминация по географическому принципу. Она не менее страшна чем дискриминация по расовому, религиозному или любому другому признаку. 

Итак, круг проблем выглядит порочным: в условиях отсутствия государственного регулирования в вопросах кадровой политики,  при существующей разнице в стандартах воспитания и образования  провинция вряд ли сможет в ближайшее время самостоятельно обеспечивать себя кадрами, что загоняет развитие районов в тупик.  

Далее. На настоящем этапе вряд ли представляется возможным кардинально повлиять на качество школьного образования: рассчитывать на изменение ситуации в этой сфере можно только тогда, когда заработает должным образом экономика, когда государство системно займется проблемами российского общества.  

С другой стороны  еще острее чем когда либо стоит вопрос обеспечения экономики области квалифицированными кадрами как ИТР, так и рабочих специальностей. 

Если система  высшего образования имеет барьерные  фильтры, не пропускающие  на рынок  труда специалистов с несоответствующей  квалификацией, то те же фильтры в профессиональном образовании работают хуже, фильтров в системе в системе среднего образования просто нет.  

Без изменений в системе школьного образования рассчитывать на мгновенное радикальное улучшение качества профессионального обучения рассчитывать практически не приходится: одно является продолжением другого.  

Однако, если реформа школьного образования ввиду ее глобальности, а также косности государственной системы, в руках которой она находится, займет годы, то реформа среднего специального образования может инициироваться на региональном и местном уровнях и осуществляться более оперативно. ВУЗы также могут реагировать на флуктуации рынка труда, организовывая профильные курсы повышения квалификации и переподготовки на своих учебных площадях.

Причем такому ВУЗУ как СГА при наличии широкой сети подразделений в районах эту работу можно развернуть широко: наличие ПДО, методик и средств обучения позволяют организовывать профильное образование как традиционным способом, так и с применением виртуальных и дистанционных технологий на высоком уровне.

При условии внедрения в учебный процесс специальных мультимедийных средств обучения, совмещаемых с дистанционными тренингами и IP консалтинга значительно снизиться себестоимость образовательных услуг, они станут  доступными в любом Н.П.      

Однозначно, что пора вернуться к определенной плановости: ВУЗы, техникумы (колледжи), ПТУ должны иметь краткосрочные и среднесрочные прогнозы, разрабатываемые центрами занятости, кадровыми агентствами совместно с департаментом образования относительно количества специалистов для каждого районного центра, и организовывать подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов на основании заявок. Данная мера смогла бы значительно стабилизировать рынок труда.  

А теперь конкретные предложения по интегрированию СГА в  систему профильного образования: 

- совместно  с департаментом образования  и службами занятости собрать  информации о текущих и среднесрочных  потребностях рынка труда в  специалистах;

- определить  направления обучения по которым  СГА может обеспечить качественное  профильное обучение с привлечением ПС ПДО;

-  определить  направления подготовки по которым СГА может разработать развернуть дистанционную и (или) виртуальную подготовку;

- решить вопрос  финансирования проекта заинтересованными  структурами, составить комплексный  план, определить ответственных исполнителей. 

Уверен, что  пришла пора решать вопросы обеспечения  области кадрами системно и комплексно. Необходимо полностью задействовать потенциал ВУЗов, равно как всячески способствовать развитию новых образовательных технологии и продвигать их на рынки образования и труда.

  

Информация о работе Об образовательных и кадровых проблемах Российской глубинки