Межпредметные связи на уроках иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 06:43, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования будет являться теоретическое обоснование возможности реализации межпредметных связей на уроках иностранного языка и доказательство их эффективности через апробацию на практике.
В соответствии с объектом, предметом и целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Определить виды межпредметных связей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
§ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1.1 Взаимосвязь иностранного языка с другими школьными предметами
1.2 Понятие, классификации и функции межпредметных связей
1.3 Методические пути осуществления межпредметных связей
§ 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 3.58 Мб (Скачать документ)

Далее рассмотрим функции межпредметных связей в процессе обучения.

В условиях междисциплинарного обучения взаимосвязь различных  учебных предметов существенно  влияет на построение программ, структурирование учебного материала, на отбор форм и  методов обучения. Следовательно, определяя  и формулируя задачи обучения, необходимо отражать возможность применения, развития, закрепления и обобщения знаний, навыков и умений, полученных учащимися  при изучении других дисциплин. В  содержании учебного материала важно  вычленять вопросы, изучение которых  требует опоры на знания, ранее  усвоенные из других предметов [4].

Таким образом, межпредметные  связи оказывают всестороннее влияние  на процесс обучении – от постановки целей и задач до его непосредственной реализации и результатов. Это в  определённой мере объясняется известной  полифункциональностью рассматриваемого феномена.

Методологическая  функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся в обучении Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная  функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методические пути осуществления межпредметных связей

 

Вопрос о возможности  реализации межпредметных связей – один из аспектов общей проблемы совершенствования методов обучения. Современные методы обучения должны способствовать разностороннему использованию межпредметных связей, отраженных в содержании образования. Межпредметные связи побуждают к поиску методов, требующих взаимодействия учителей разных предметов [3].

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что наиболее успешно организация учебного процесса в целях решения межпредметных проблем осуществляется при выполнении следующих условий.

  1. Создание общей программы учебного процесса, которая определяет основные направления в содержании, методах и формах организации обучения на уроках по предметам, между которыми устанавливаются связи.
  2. Конкретизация общей программы по отдельным урокам темы, курса, смежных курсов или в целых учебных темах разных предметов.
  3. Реализация разработанной программы обучения, введение корректив на основе обратной связи путем взаимоконтроля учителей разных курсов [17, c. 55].

Создание общей программы  учебно-воспитательного процесса, нацеленного  на решение межпредметной проблемы, в свою очередь предполагает:

  • выбор учебной проблемы на основе учета социальных целей обучения, интеграции учебного познания, ведущих идей науки конкретного учебного материала смежных предметов и возрастной доступности в формулировки проблем;
  • определение общей системы формируемых межпредметных понятий, установление взаимосвязей между ними и последовательности введения в разных предметах;
  • выделение основных ступеней в решении проблемы через более частные проблемные вопросы;
  • разработку основных этапов познавательной деятельности учащихся и общего направления методики обучения в работе учителей;
  • систематизацию уроков, на которых решается межпредметная проблема [9, c. 50].

Исследования, а также  наблюдения за работой ряда учителей, позволяют выделить следующие уровни организации учебно-воспитательного  процесса на основе межпредметных связей:

  • урочный, когда решению межпредметных проблем посвящаются отдельные, нередко обобщающие уроки учебной темы;
  • тематический, когда вся система уроков учебной темы посвящается решению крупной межпредметной проблемы;
  • сквозной (интергративный), при котором решение мировоззренческой проблемы осуществляется в системе уроков, охватывающих несколько учебных тем разных  курсов;
  • внутрицикловой;
  • межцикловой [10, c. 27].

Согласованность и взаимосвязь  содержания уроков, факультативов, экскурсий, внеклассных занятий может быть осуществлена путем соответствующей  организации деятельности учащихся с применением разнообразных  методических приемов.

Активизация познавательной деятельности учащихся под воздействием межпредметных связей приводит к  заметным изменениям в умственной деятельности,  в мотивах учения, а также в  умениях школьников.

Для успешной реализации межпредметных  связей на уроках иностранного языка, на наш взгляд необходимо выработать критерии, которым должен соответствовать  такой интегрированный урок:

  1. Урок с межпредметными связями должен иметь четко сформулировнную учебно-познавательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов.
  2. Учителю не следует дублировать учебный материал другого предмета. Цель межпредметных связей состоит в обучении учащихся умениям самостоятельно применять знания из разных предметов при решении новых вопросов и задач.
  3. Межпредметные связи на уроке не должны носить внешний или искусственный характер, они должны способствовать пониманию учащимися сущности изучаемых понятий и явлений. Осуществление межпредметных связей должно быть направлено на объяснение причинно-следственных связей, сущности изучаемых явлений.
  4. На основе межпредметных связей успешно формируются мировоззренческие выводы обобщенного характера, формируются убеждения учащихся в материальности и познаваемости мира. Учащиеся могут осознать объективность таких выводов, лишь убедившись в необходимости привлечения знаний из смежных предметов.
  5. Межпредметный урок должен вызывать положительное отношение учащихся, возбуждать их интерес к познанию связей между знаниями из разных курсов, что достигается установлением связи межпредметных познавательных задач с жизнью, с практической деятельностью учащихся; решением вычислительных задач межпредметного содержания; выполнением практических, лабораторных, самостоятельных работ на межпредметной основе; использованием наглядных пособий из других предметов, научно-популярной дополнительной литературы, раскрывающей достижения современной науки, имеющей пограничный, межнаучный характер и т.п. [12, c. 56].
  6. Межпредметный урок всегда должен быть нацелен на обобщение определенных разделов учебного материала смежных курсов. Поэтому целесообразно использовать различные формы организации обучения, обеспечивающие обобщающие функции межпредметных связей: комплексные домашние задания, обобщающе-повторительные уроки, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки-путешествия, семинары, экскурсии и др. [11, c. 77].

Таким образом,

  • Межпредметные связи в обучении иностранному языку строятся на основе общности знаний и умений, тем самым помогая развивать навыки по конкретным предметам. Они также становятся стимулом к когнитивной деятельности учащихся, привлекают их внимание к предмету, стимулируют учащихся к учению;
  • Уровень связности двух предметов определяется кругом задач, которые можно осуществить только благодаря этой связности;
  • Межпредметные связи – это педагогическая категория, обозначающая синтез, интеграцию отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности. Использование таких отношений или связей на уроках иностранного языка возможно через содержание, методы и формы работы, при этом единство функций образовательного процесса остается прежним;
  • Классифицируя межпредметные связи, мы можем разделить их по фактам, понятиям законам, теориям и методам наук; по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям; по уровню эффективности использования педагогических методов и приемов, а также по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса;
  • Межпредметные связи оказывают всестороннее влияние на процесс обучении – от постановки целей и задач до его непосредственной реализации и результатов. Это в определенной мере объясняется их известной полифункциональностью.

§ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

 

В ходе исследования различного материала по реализации межпредметных связей и методике обучения английскому языку нами было разработано девять планов-конспектов уроков, которые могут быть использованы как целый урок, так и его фрагмент. Планы-конспекты содержат различные статьи, новостные колонки, рассказы, содержание которых позволяет создать межпредметные связи с другими школьными предметами. Мы посчитали целесообразным выбрать те предметы, с которыми эти связи являются явными, что позволит использовать данные конспекты на начальном этапе интеграции, не создавая трудности учащимся. Это – русский родной язык, математика, история, география, музыка, информатика. Для каждого конспекта урока мы выделили ясные задачи, использовали различные формы обучения. Задания и тексты предназначены для всех ступеней обучения.

В качестве критериев подбора  аутентичных текстов учитывались: соответствие базисному плану образования по предметам, объем заданий, тема, поставленные проблемы, а также степень аутентичности текстов.

Планы-конспекты уроков:

 

Фрагмент 1.

Класс: 3

Тема: Время (A Question of Time)

Задачи:

  1. Развитие грамматического навыка (построение вопросительных предложений и ответов на них).
  2. Развитие навыков говорения.
  3. Развитие межпредметных связей (английский язык, математика, география).

Согласно теме учащимся представлены лексический материал и задания из учебника «MACMILLAN Attitude Student’s Book Starter» [21, с. 48-49]. В первом задании нужно сопоставить изображения с часами, показывающими различное время с фразами. На данном этапе можно использовать фронтальный контроль. Второе задание представляет учащимся грамматические конструкции «What time is it? – It is nine twenty» и задания на ее закрепление. Заключительным этапом является говорение – работа в парах [Приложение 1].

Предполагается, что учащиеся будут использовать знания по уже известному материалу, изученному на уроке математике, а по географии мы будем развивать общее представление о земном шаре и расположении стран и континентов на нем.

 

Фрагмент 2.

Класс: 4

Тема: Числительные (The numerals)

Задачи:

  1. Развитие навыков письма.
  2. Развитие межпредметных связей (английский язык, математика).
  3. Тренировка долговременной памяти и мышления.

В четвертом классе общеобразовательной  средней школы ученик знает числительные как на своем родном русском языке, так и на английском. Данный фрагмент урока может быть использован как контрольное задание, так и закрепление. Источник материала - MACMILLAN Attitude Student’s Book Starter [21, с. 25]. На данном уроке мы развиваем также долговременную память – учащийся вызывает из памяти графическое (цифровое) изображение числа, воспроизводит его на русском родном языке, сопоставляет с эквивалентом на английском языке и фиксирует [Приложение 2].

 

Фрагмент 3.

Класс: 7

Тема: Математические знаки (Math signs: plus, minus, times, divided by, per cent, decimals, commas)

Задачи:

  1. Развитие навыков письма.
  2. Развитие межпредметных связей (английский язык, математика)..

Данный фрагмент урока  мы составили, взяв материал и журнала  для изучающих английский язык Hot English Magazine [23, с. 9].

Информация о работе Межпредметные связи на уроках иностранного языка