Концепт правда и истина на основе работ Марины Ивановны Агиенко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 20:01, реферат

Описание

Слова правда и истина в русском языке являются синонимами и в словарях толкуются друг через друга. Рассматриваемые в широком контексте правда и истина представляются как различные концепты. Слово truth в англо-русских и русско-английских словарях определяется словами истина и правда. Исследуемое в когнитивном аспекте слово truth существенно отличается от своих русских аналогов набором выражаемых признаков и вызываемых культурных ассоциаций.

Содержание

Введение
Использование метафор при описании концепта
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

М.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовская государственная  юридическая академия»

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра английского языка,

теоретической и прикладной лингвистики.

 

 

 

Концепт «Правда и истина» на основе работ М.И. Агиенко (Кемерово)

 (реферат)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:

студентка 4 курса

443 группы

Гуманитарного факультета

Г.Ю. Тележникова

Научный  руководитель:

Н. В. Крючкова

 

 

 

 

САРАТОВ 2012

 

 

Содержание.

  1. Введение
  2. Использование метафор при описании концепта
  3. Заключение
  4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слова правда и истина в русском языке являются синонимами и в словарях толкуются друг через друга. Рассматриваемые в широком контексте правда и истина представляются как различные концепты. Слово truth в англо-русских и русско-английских словарях определяется словами истина и правда. Исследуемое в когнитивном аспекте слово truth существенно отличается от своих русских аналогов набором выражаемых признаков и вызываемых культурных ассоциаций.

 Определено, что внутренняя форма слова правда представлена признаком горизонтальной оси пространства, составляет первую часть антиномии «прямой – кривой» и содержит этический компонент значения, так как установлено, что все старославянские слова с корнем -прав- обладали положительным смыслом и «первичными, исходными значениями являются значения ‘прямой, ровный, без выступов, извилин, отклонений (о дороге)’ и ‘устремленный прямо, вперед (о движении)’» (Цейтлин, 1980). Так как «значение «истина» не было характерно для ст.-слав. правьда, выносится предположение о том, что, возможно, в старославянском языке правда и истина обозначали разные фрагменты мира и имели лишь несколько общих концептуальных признаков. Внутренняя форма слова истина определяется признаком вертикальной оси пространства. Внутренняя форма слова truth представлена символом Мирового Дерева и связана с правовой сферой и с религией.

Замечено, что  для концептов правда, истина и truth различные уровни вертикальной оси пространства являются разными по значимости признаков. Для истины невозможно нахождение ‘ниже уровня поверхности’ и ‘внутри’, нежелательно ‘нахождение на поверхности’ (поверхностная истина), для неё характерна ‘высота’ и состояние ‘открытия’.

Правде более свойственно положение ‘глубоко’, ‘внутри’, ‘высоко’. Внутренняя правда не стремится выйти наружу.

 

Использование метафор при описании концептов

Концепты правда, истина и truth в фактических примерах представлены метафорами самостоятельно движущихся объектов и места перемещения в пространстве. Из способов движения в пространстве исследуемым концептам более свойственен признак ‘приход – уход’.

Понятийную часть  структуры концепта правда по данным толковых словарей составляют четыре признака: ‘модель поведения’ / моральные качества’, признак ‘знание’, признак ‘объективный мир’, ‘социально-правовой признак’. Национальную специфику концепта правда составляет толкование понятия как терминами права, так и этическими терминами. Понятийную часть структуры концепта истина по данным толковых словарей составляют семь признаков: ‘модель поведения’ / моральные качества’, признак ‘знание’, признак ‘объективный мир’, ‘теологический признак’, признак ‘речь’, признак ‘право’, ‘предметные признаки’. Этическая ценность концепта представлена семой «идеал».

Понятийную  часть структуры концепта truth по данным толковых словарей составляют пять признаков: ‘модель поведения’ / моральные качества’, признак ‘знание’, признак ‘объективный мир’, ‘теологический признак’, признак ‘речь’, признак ‘право’.

Самым многочисленным признаком является ‘аудиальный способ восприятия’. Truth также отличает преимущественно аудиальный способ передачи.

Наиболее частотный  признак права у исследуемых  концептов – признак ‘закон’.

Truth не свойственны признаки божественного права. Правда характеризуется всеми признаками права, приписываемого деятельности Бога. Истина, правда, truth чаще всего объективируются признаком ‘атрибут Бога’ (14,7%, 30,9%, 13,1%) (О боже истины! Вонми гонимых чад твоих молитве! Плещеев; В испуге ищут правду божью, очнувшись вдруг, все эти племена. Тютчев; God`s own truth. Tennyson).

Из религиозных  признаков наиболее частотными является признак ‘высочайшая ценность’.

Признаки концепта в языке могут быть выражены разными частями речи. Объективация признаков обосновывается, с одной стороны, ценностно-оценочными отношениями, которые воспроизводятся в каждом конкретном контексте, а с другой – степенью когнитивной выделенности и освоенности этих признаков носителями языка. Анализ семантико-синтаксических конструкций и метафорической сочетаемости соответствующей лексемы – репрезентанта концепта – позволяет вывести образные признаки концепта.

По аналогии с  источниками метафоризации, весь массив делится на восемь групп: антропоморфные, биоморфные, витальные, признаки стихий, предметные признаки, признаки времени, квантитативные признаки, признаки Бога.

Антропоморфные признаки. Наличие антропоморфных признаков у концептов правда, истина и truth свидетельствует не только о том, что человек воспринимает мир через себя, наделяя его теми чертами, которые имеет сам. Правда, истина и truth – абстрактные концепты.

Общими у концептов правда, истина, truth являются признаки ‘тело’ и ‘нагота’, у правды и truth – ‘одежда’ и ‘глаза’. Признаки ‘беременность’, ‘скелет’, ‘язык’, ‘слепота’ составляют специфику концепта truth.

Являясь частью социума, человек не может упорядочивать  информацию о мире, не используя  знания, полученные им в ходе профессиональной деятельности. Важность роли правды, истины в социальной жизни иллюстрирует признак ‘монарх’. Как монарх, правда может быть государыней, царицей. Truth объективируется признаком ‘министр’. В структурах концептов правда, истина и truth содержатся признаки ‘судьи’, ‘законодателя’. Истине и truth присущ признак ‘руководитель’. Истине, правде и truth свойственны общественно значимые социальные признаки ‘помощника’, ‘защитника’, ‘руководителя’, ‘спасителя’: они «помогают» двигаться к цели, «защищают» народы. Признак ‘социальная активность’ в большей степени характерен для концепта truth (10%).

Концепты правда, истина, truth обладают признаками разнообразных черт характера. В фактических примерах частотен общий признак – ‘жестокость’ У концепта правда частотен признак ‘ассистивность’ (5,4%) (Без правды не житье, а вытье. Пог.), у концепта истина высокой частотностью обладает признак ‘бесстрашие’ (2,9%), (Только истина не боится ничего. Погодин), у концепта truth – признак ‘честность’ (3,2%), (I’m not ashamed to tell you the honest truth. Hardy). Немногочисленные эмоциональные признаки концептов правда, истина, truth, выявленные среди фактического материала, представляют собой исключительно негативные эмоции. В этом проявляется сходство концептов двух культур. У концепта правда наиболее частотен признак ‘грусть’ (2,7%), у концепта истина – признаки ‘печаль’ и ‘страх’ (по 1,2%), у концепта truth – признак ‘печаль’ (3,3%).

Биоморфные признаки представлены группами вегетативных и зооморфных метафор. Группа вегетативных признаков концептов содержит признаки ‘дерева’, ‘ствола’, ‘корня’, ‘семени’, ‘зерна’, ‘плода’, ‘урожая’, ‘цветка’, многие из которых символичны и связаны с этикой. Прямота ствола дерева может символизировать «путь правды» как единственно правильный, «прямой» путь жизни, ориентированный к нравственным высотам. Признак ‘ствол’ входит в биоморфную парадигму концепта truth. С корнем связан образ мирового дерева; метафора глубины используется как символ познания. ‘Корень’ правды объективирует её суть. Начало, основание, духовную, нравственную причину чего-либо в славянской культуре символизирует семя (семя правды, сеятель правды, planter of truth). Способностью прорастать, обеспечивать продолжение, обновление жизни, идеи обладает ‘зерно’, символ плодородия, средоточие вегетативной силы, бессмертия (зерно правды; grain of truth, kernel of truth). Группу зооморфных метафор составляют признаки ‘кот’, ‘собака’, ‘птица’, ‘объект охоты’, ‘рыба’. Истина, за исключением признака ‘объект охоты’, не объективируется в фактических примерах ни одним из зооморфных признаков. Концепт правда чаще всего характеризуется признаком ‘объект охоты’ (18,7%). Truth характеризуется четырьмя из пяти вегетативных признаков, признак ‘птица’ составляет 8,7% от общего количества примеров зооморфных метафор. Выбор метафоры ‘собака’ как способа объективации концептов правда и truth предопределяется, видимо, этимологическими соответствиями первообраза – ‘дерева’. Так, «в древней мифопоэтической традиции дерево олицетворяет связь «нижнего» и «верхнего» миров… Подобной же символикой наделялась собака» (Маковский, 1996).

Совокупность витальных признаков позволяет говорить о том, что одним из способов объективации концептов правда, истина, truth является действие когнитивной модели ‘правда, истина, truth – живое существо’.

Признак жизни выражается путем присоединения лексем живой, жить и т.п. к имени концепта. Признаки ‘рождение’ и ‘смерть’ являются значимыми в представлении концептов правда, истина, truth в образе живого существа, но чаще всего истина, правда, truth ‘бессмертны’, ‘вечны’ (Только правда бессмертна. Сартаков; Во имя правды вечной он за судьбой людей следит. Ростопчина; Truth should live from age to age. Shakespeare; I wandered to eternal truth. Keats). К витальным признакам относятся также признаки ‘воскрешение’, ‘вечность’, ‘дыхание’, ‘сила’, ‘несгибаемость’, ‘бодрствование’, ‘условие жизни’, ‘рост’, ‘свежесть’, ‘утомление’, ‘увядание’.

Признаки стихий. Четыре первоэлемента бытия, четыре стихии – огонь, вода, воздух, земля – являются устойчивыми образами для создания метафор.

Древние считали воду священной  и полагали, что вода обладает спасительной силой. Правда и истина определяются признаком ‘спасительная влага’. В ‘водоеме’ слов и мыслей правда и истина могут «оседать на дно». Образ ‘дна’ – образ сокровенности и незыблемости правды и истины.

Огонь – другой первоэлемент Вселенной, в отличие от воды считался язычниками мужским и жизнеподательным началом. С понятием огня как очищающей стихии было связано у древних понятие чистоты и искренности. Как и огонь, правда, истина, truth характеризуются признаками ‘пламя’, ‘неугасимость’, ‘искра’. Свет, который даёт солнце, значим в русской культуре. В христианстве «праведным солнцем» называли Христа, а христианство – исходящим от него светом. Истина и правда также излучают свет.

Наименее частотными среди признаков стихий оказываются признаки земли и воздуха, среди которых определяются признаки ‘почва‘. Truth характеризуется признаком ‘воздух’. У истины также отмечаются признаки ‘погоды’, truth описывается признаком ‘климат’.

Предметные  признаки исследуемых концептов представлены 50 признаками, которые организованы подгруппами ‘имущество’, ‘капитал’, ‘вещество’, ‘продукт’ и ‘артефакт’.

Правда, истина, truth – это то необходимое и ценное, к чему стремится человек, поэтому она может быть представлена в образе имущества, которым ‘владеют’, которое ‘хранят’, ‘покупают и продают’, ‘отдают в залог’.

Отдельная подгруппа  признаков концептов правда, истина, truth является выражением когнитивной модели ‘правда, истина, truth – капитал’, которая подтверждает важность и ценность правды, истины, truth в обществе.

Когнитивная модель ‘правда, истина, truth – лекарство’ косвенно утверждает, что их отсутствие в жизни человека равносильно болезни тела Модель ‘правда, истина, truth – продукт’ подтверждает необходимость правды, истины, truth в жизни человека.

Когнитивная модель ‘правда, истина, truth – артефакт’ подтверждает, что правда, истина, truth являются продуктом творчества, деятельной активности человека.

Признаки времени у концептов правда, истина, truth представлены метафорами жизни и времени суток, образованные с помощью признаков ‘год’ и ‘утро’. Концепт правда наделен признаками ‘прошлое’, ‘настоящее’, ‘будущее’ (Смутная вера вопреки всему, в грядущую правду России. Андреев). Концепт истина объективирует один признак времени из семи выявленных у других концептов признаков времени. Истина вечна, неизменна, время для истины наименее актуально. Самым большим количеством признаков времени характеризуется концепт truth (5 из выделенных 7). На материале фактических примеров признак ‘длительность’ у концепта truth обладает самой высокой частотностью – 37,5%.

Группа квантитативных признаков представлена признаками ‘двойственность’, ‘единичность’, ‘целостность’, ‘много’, ‘мало’, ‘доля’, ‘неопределенная часть’, ‘отсутствие’. ‘Двойственность’ правды имеет в фактических примерах разную коннотацию. Положительную коннотацию всегда предполагает ‘единичность’ истины.

Признаки Бога у концептов правда, истина, truth. Благодаря длительной истории развития концептов, в их структурах можно найти признаки языческого и христианского сознания, признающего Всевышнего Бога как создателя вселенной и Иисуса Христа как «живого слова Божия», «Бога, открывшегося людям в образе человека». Поскольку образ Бога, в силу специфики объекта, может осваиваться в культуре через посредство всех известных человеку реалий, теологический признак может присутствовать как в образной, так и в понятийной части структуры концептов. При этом метафора Бога всегда вторична по отношению к концептам. Установлено, что из одиннадцати библейских эпитетов Бога: ‘Единый’, ‘Сущий’, ‘Бог’, ‘Первый и последний’, ‘Свет’, ‘Бессмертный’, ‘Страшный’, ‘Вечный’, ‘Царь’, ‘Святой’, ‘Вездесущий’, все одиннадцать употребляются только со словом правда, восемь – со словом истина. Три эпитета – ‘Первый и последний’, ‘Свет’ и ‘Вечный’ – употребляются со словом truth. Это объясняется тем, что в соответствующих строках русскоязычной Библии словам правда и истина в Библии на английском языке соответствует слово right, ‘правота; правильность; справедливость; правое дело; правда; право; справедливое требование’, либо отрывок вообще не содержит соответствующих признаков Бога. На основании этого наблюдения сделан вывод о национальной специфике концептов, заключающейся в тяготении правды и истины к понятию «Бог», truth – к понятию «право».

Информация о работе Концепт правда и истина на основе работ Марины Ивановны Агиенко