Использование компьютера при обучении лексики и грамматики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 23:26, курсовая работа

Описание

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленной на развитие основ информационной, лингвистической и коммуникационной компетенции обучаемых.

Содержание

Введение (актуальность, предмет, цель, задачи, методы, практическая значимость)
Внедрение компьютерных технологий в преподавании иностранного языка
1. Перспективность использования компьютера как средства обучения
2. Дидактические возможности компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку
3. Использование компьютерных программ при обучении грамматике иностранного языка
4. Использование компьютера при обучении лексики
5. Результативность использования компьютерных технологий при обучении лексике и грамматике
III. Заключение
IV. Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

0563735_79A05_ispolzovanie_kompyutera_pri_obuchenii_leksike_i_grammatike.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

примечательный, на первый взгляд, человек демонстрирует  оригинальное

мышление при  работе с компьютером, а преуспевающий  в учебе может

показать достаточно посредственные успехи при необходимости  применения

ЭВМ в конкретной работе. По- видимому, компьютерная грамотность

предъявляет ряд  новых и специфических требований к познавательной

деятельности, которые, в определенной степени, противоречат традиционным формам обучения.

При обучении с помощью  компьютера создается особый

процесс взаимодействия и сотрудничества, в основу которого должен быть

положен профессиональный интерес и выполнение обучающимися

практически значимой работы.

Так, например, использование  автоматизированных обучающих систем существенно изменяет привычный вид учебной деятельности, но не

настолько, чтобы  в корне пересматривать существующую систему понятий и

дидактических принципов обучения. То есть, речь должна идти о коренном

пересмотре  подходов к преобразованию традиционной системы обучения,

разработке  новых методов и подходов к организации системы непрерывного

самообразования, одной из сторон которого является создание системы

поддерживающего       и    рекомендующего     управления    познавательной

деятельности.

Рассмотрим возможности  применения компьютера для обучения

иностранным языкам. Процесс     обучения      упрощённо    можно    рассматривать  как управляемый переход обучаемых из одного состояния в другое, при этом управление может быть технологией или «искусством». Среди современных методов      обучения    иностранным      языкам    привлекают внимание компьютерные методы, однако их применение не приводит к повышению эффективности вузовской системы подготовки специалистов. Этот факт объясняется различными причинами: и неподготовленностью педагогов, и отсутствием тщательной проработки всех составляющих педагогического процесса, в том числе переосмысления и переформулировки задач

обучения иностранным  языкам. Однако, главной проблемой является то, что компьютерное обучение иностранным языкам пока остаётся «искусством», а не технологией.

На уроках английского языка применение компьютера не самоцель, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Применять компьютерные технологии следует не на каждом уроке, а при введении новой темы или ее завершении, подготовке дидактических материалов, использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности. Несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является поисковая и творческая деятельность учителя и учащихся. Это помогает активно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащихся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.

Компьютер на уроках английского языка :

  • Позволяет индивидуализировать обучение;
  • Повышает активность обучаемых;
  • Помогает интенсифицировать обучение;
  • Повышает мотивацию обучения;
  • Создаёт условия для самостоятельной работы;
  • Способствует выработке  самооценки у обучаемых;
  • Создаёт комфортную среду обучения.

 

Компьютерные  программы можно использовать:

    • При проведении аудиторных занятий,
    • На факультативных занятиях,
    • На элективных курсах,
    • Для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время.

С помощью средств  компьютерной графики и анимации можно в образной форме представлять формальные грамматические структуры, что будет способствовать более эффективному освоению многих сложных для школьников языковых явлений. Компьютерная программа станет также своеобразной «компьютерной рабочей тетрадью» к учебнику, которая имеет ряд преимуществ в создании условий для тренировки в языковых упражнениях (выработка умений, навыков,   развитие  чувства языка).  Второе направление относится к разработке средств тестирования и диагностики уровня владения языком. Компьютер окажет неоценимую помощь в проведении тестирования, в накоплении результатов тестирования и их обработке. Без компьютерной поддержки эта работа может захлебнуться в огромном объеме материала. Конечно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач , решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Использование  компьютерных программ при обучении грамматике иностранного языка.

Мультимедийные  возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя  ее в соответствии со своим уровнем  восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов.

В каждую программу заложена задача, желание решить которую создает позитивную мотивацию к обучению. Усвоение учебного материала происходит без какого-либо стороннего побуждения. Все обучающие компьютерные программы  так или иначе предусматривают отработку определённых грамматических структур.

В разделе "Грамматика" программы "Профессор Хиггинс" имеется два раздела теоретический  и практический. Проверяя знания учащегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает.

Программа "English Gold" ("Deutsch Gold") содержит 144 микродиалога, каждый из которых отрабатывает определённую грамматическую структуру, например,  Present Continuous используется во многих диалогах, например,  разговор родителей о своих детях, которые играют в саду. После прослушивания диалога, учащиеся воспроизводят его с опорой на картинку, затем самостоятельно.

Составление тестов по грамматике, используя компьютер, помогает учащимся лучше освоить грамматический материал. Старшеклассники разрабатывают свои компьютерные программы на проверку лексических и грамматических знаний учащихся. Например, ученик 11 класса в 1998 году создал  компьютерную программу с мультимедийными элементами, взяв за основу сборник тестов "Russtel Test", которую успешно защитил на районном конкурсе юных программистов Одинцовского района. В 2000 году ученица 11 класса создала компьютерную программу по немецкому языку "Odinzowo", которая помогает учащимся изучить устную тему "Мой родной город" и проверить знания немецкого языка по теме "Москва". В 2001 году ученица 11 класса защитила на экзамене по информатике компьютерную программу "Тест по грамматике английского языка".  Созданные учащимися программы используются на уроках иностранного языка наряду с другими компьютерными программами.

При всём разнообразии ИКТ для максимализации эффекта при обучении грамматике иностранного языка представляется возможным использовать очень малое их количество. А именно: обучающие фильмы, электронные учебники, схемы, таблицы и различные виды тестирования. Вот, пожалуй, и всё.

Что касается обучающих  фильмов (мультфильмов), то технология их создания довольно сложна в силу того, что недостаточным будет просто подобрать и систематизировать рабочий материал, необходима работа психологов, которые определят параметры, при использовании которых будет достигнут максимальный эффект от просмотра фильма (цветовая гамма, громкость, продолжительность, герои, образы, качество и др.). Кроме того, подготовка такого фильма требует специалистов в области кинематографа (мультипликации). Таким образом, создать подобный материал со всем имеющимся в наличии оборудованием в школе просто невозможно. Этим занимаются специальные образовательные центры. Так же дело обстоит и с электронными учебниками.

Но использование схем, таблиц, графиков, диаграмм, рисунков и  разных способов их проекции (smart-доска, экраны персональных компьютеров, создание при помощи специальных программ и последующая распечатка на принтере) вполне возможны и в той или иной мере реализуются в обычных школах.

Кроме того, чрезвычайно  распространено тестирование, как метод итоговой или промежуточной проверки. В зависимости от возможностей учителя школьникам предлагается пройти тестирование на распечатанных бланках, на персональных компьютерах в домашней сети или в сети Интернет. При работе на компьютере возможна обработка материала с помощью специальных программа для составления тестов

Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении (произношение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее школьниками, так как будет задействована большая часть рецепторов. Меньшими станут и затраты времени на уроке - исчезнет необходимость записывания материала на доске. А при условии наличия домашних персональных компьютеров у всех учеников, материал можно будет сохранять на цифровом носителе (дискеты, CD-, DVD-диски, flash-карты и пр.) и переносить на ПК - сократится время, за счёт отсутствия необходимости записывания учениками материала. Довольно часто возникает проблема «незнания написания» какого-либо слова. Ученик может стесняться спросить его написание, а при использовании средств ИКТ такая проблема полностью отпадает.

 

При обучении грамматике происходит:

  • формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования;
  • формирование продуктивных грамматических навыков преимущественно письменной речи;
  • контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ;
  • оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).

 

4. Использование  компьютера при обучении лексике.

К основным возможностям компьютерных технологий для обучения иноязычной лексике можно отнести:

1. Создание условий для самообучения, самостоятельной прора-

ботки учебного материала.

Компьютерная  программа, выполняя определенные функции  преподавателя,

методиста, речевого партнера, учебника, словаря, справочника, экзаменатора,

создает предпосылки  для самостоятельной работы над  лексикой и расширяет

возможности процесса самообучения.

2. Более  глубокая индивидуализация обучения  и обеспечение условий

для его вариативности.

Благодаря компьютерным программам у обучающихся появляется возмож-

ность самостоятельно организовывать свою работу над лексическим  материа-

лом, выбирая  при этом соответствующий своему темпераменту и способностям темп.

3. Интенсификация  процесса обучения.

Компьютерная  программа, выполняющая функции консультанта, перево-

дчика, контролера, мгновенно реагирует на ошибки обучаемого и многократно сокращает время поиска информации в справочнике или словаре. Обучаемый получает возможность изучать урок в удобное время независимо от расписания занятий, возможности контакта с преподавателем, что создает предпосылки для интенсификации процесса обучения иностранному языку.

4. Обеспечение  различных видов наглядности.

Возможность представления  в мультимедийной форме учебной  информации

с помощью многооконного интерфейса, использующего печатный текст, ви-

деоизображение  и звукозапись, позволяет реализовывать  различные типы на-

глядности.

5. Высокая  степень интерактивности обучения.

Интерактивность программы - это ее способность вести "диалог" с пользова-

телем, то есть реагировать на вводимые пользователем запросы или команды.

Особенностью  взаимодействия между человеком  и компьютером является принадлежность его к особому типу коммуникации, называемой интеракцией. Интеракция предполагает не только обмен информацией между участниками коммуникации, но также их совместную деятельность. Немедленная реакция системы на команды и запросы пользователя (так называемая "обратная связь") позволяет последнему определять и при необходимости корректировать свои дальнейшие действия. Иными словами, интерактивность обеспечивается постоянной и прямой реакцией компьютера на ответы учащегося в ходе выполнения упражнения. Таким образом, интерактивность (работа в диалоговом режиме) «является неотъемлемым свойством современных компьютерных программ».

6. Возможность  автоматизированного контроля, учета  результатов

учебного  процесса и более объективное  оценивание знаний и умений.

Компьютерные  программы способны фиксировать  характеристики и резуль-

таты учебного процесса (собирать статистическую информацию), осуществлять тестирование по достаточно большому количеству параметров, а также автоматически протоколировать и в последствии анализировать: а) время, затраченное обучающимися на работу со всеми блоками программы, группой заданий или с каким-либо конкретным заданием или упражнением; б) количество верных / неверных ответов; в) количество обращений к справочной информации, а также характер наиболее часто запрашиваемой помощи теми или иными группами обучаемых; г) число попыток при выполнении заданий. Подобная информация позволяет преподавателю выявить языковые трудности, скорректировать индивидуальные задания и, таким образом, повысить эффективность обучения иностранному языку.

Информация о работе Использование компьютера при обучении лексики и грамматики