Использование инновационных процессов в обучении (на примере обучения английскому языку)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 03:33, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обобщение и систематизация материала по проблеме инновационных процессов в педагогической деятельности.

Задачи исследования:

1.изучить теоретические источники информации по проблеме;
2.обозначить актуальность данной проблемы в современных условиях;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов………………6

1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация………………………………………………………………………6
2.Сущность инновационной направленности педагогической деятельности……………………………………………………………………….12
3.Использование инновационных процессов на уроках английского языка………………………………………………………………………...……...20
Глава 2. Применение инноваций в системе образования………………….25

2.1 Метод проектов при обучении английскому языку как педагогическая инновация…………………………………………………………………………..25

2.2 Реализация инноваций по методике Сафоновой В.В. при обучении английскому языку………………………………………………………………...30

Заключение……………………………………………………………………34

Библиографический список………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсовая89.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)

И на этом список не заканчивается. Многие педагоги используют инновационные технологии в практике. Ведь главная задача учителя – создать наиболее благоприятные условия для самостоятельной мыслительной, активной деятельности учащихся, причем преимущественно в общении, в сотрудничестве.12 Но и не только в этом.

В высших учебных заведениях, готовящих будущих  педагогов, студентам должны быть созданы  самые благоприятные условия  для использования технологических возможностей современных компьютеров и средств связи, для поиска и получения информации, развития познавательных и коммуникативных способностей, умения оперативно принимать решения в сложных ситуациях и так далее.

Вопрос  о роли современных информационных, а в последнее время и коммуникационных технологий в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальном на протяжении последних двух десятилетий. Однако наибольшую остроту он получил в ходе появления в практике учебного процесса относительно недорогих  и поэтому доступных персональных компьютеров, объединенных как в локальной сети, так и имеющий выход в глобальную сеть Internet. Для успешной реализации программы модернизации среднего образования, во многом базирующейся на его компьютеризации, потребуется не только современное техническое оснащение учебных заведений, но и соответствующая подготовка педагогов и организаторов системы образования.13

Применение  информационных и коммуникационных технологий в высшем образовании традиционно сводится к двум основным направлениям. Первое состоит в использовании возможностей этих технологий для увеличения доступности образования. И второе направление предполагает использование информационных технологий для изменения того, чему учить и как учить, то есть содержания и способов обучения в рамках традиционной очной формы.

Действительно, между доступностью образования  и его качеством существуют вполне объяснимые противоречия. Но с этими  противоречиями можно справляться при использовании следующих подходов:14

    1. новые формы представления информации. Непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изображения. Использование сети Internet;
    2. новые библиотеки. Возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов;
    3. новые формы учебных занятий с использованием мультимедийных технологий;
    4. новые структуры образования. Сегодня для придания образованию новых возможностей существующие структуры должны быть дополнены системой телекоммуникации и иметь специалистов, обладающих необходимой компетентностью для внедрения информационных и коммуникативных технологий в образовательный процесс.

    Применение  любых инновационных технологий всегда помогало и помогает разнообразить учебный процесс. И не важно будь то бумага, аудитория или компьютер, так как сами по себе они не несут никаких перемен. Последствия их применения определяются тем, каким образом и с какой целью мы их используем. Именно поэтому в поисках внедрения информационных и коммуникационных технологий стоит обращаться к тому огромному опыту, который накоплен на протяжении столетий использования и совершенствования технологий.

    Введение  новых процессов и технологий всегда было интересным делом для специалистов в образовательной системе. Опыт многих стран показывает, что вложения в инновации многократно окупаются, так как приживаются в основном наиболее жизнеспособные варианты. Во многих странах сегодня уровень благосостояния все больше изменяется количеством инноваций и степенью их применения. Потому если раньше общества и системы образования и воспитания могли довольствоваться новшествами, носителями которых были одиночки-энтузиасты, то сегодня нововведения требуют организованного, планомерного, массового и общественного, а не частного к ним отношения. О новшествах начинают беспокоиться экономические структуры, государство, все общество.

    Для образования внедрения инноваций  так же является основным путем повышения  эффективности, а поэтому буквально все страны стремятся вводить в системе образования как можно больше новшеств.

    Все это требует, чтобы инновационная  деятельность во всех областях труда  велась во взаимосвязи с общественным развитием и всегда носила организованный и плановый характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
    1. Использование инновационных процессов на уроках английского языка.

    Современный этап обучения иностранным языкам, характеризующийся выбором вариантов изучения предмета, диктует необходимость привести изучение предмета в соответствии с этапами обучения и со спецификой разных типов школ, классов, точнее – с условиями обучения. Это должно касаться не только объема осваиваемого языкового и речевого материала, определения приоритетов в выборе видов формируемой деятельности и, следовательно, соответствующих речевых умений и навыков.

    Проблема  соответствия содержания учебного предмета условиям обучения должна быть решена с учетом всех его (содержания) компонентов. Так, совершенно очевидно, что нельзя обучать учащихся общеобразовательных школ и гимназий, школ гуманитарного и технического профиля на одних и тех же текстах, ситуациях общения. На уровне отбора сфер общения для детей дошкольного и младшего школьного возраста преимущество отдается игровой сфере. На старшем этапе обучения и, особенно, в условиях углубленного изучения иностранного языка или профильной (гуманитарной, технической) направленности школы предметная сторона содержания обучения должна отражать наряду с другими и интересующую учащихся профессиональную сферу общения (безусловно, в ограниченных пределах).15

    Для старшеклассников иностранный язык должен стать надежным средством приобщения к научно-техническому прогрессу, средством удовлетворения познавательных интересов. Поэтому в старших классах естественно расширение и углубление тематики за счет страноведческого, общегуманитарного или технического материала, ориентированного на будущую специальность учащихся. Должно быть предусмотрено знакомство с элементами профориентации и переподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями выбранной профессии и роли иностранного языка в овладении профессиональным мастерством.

    В последние годы всё чаще поднимается  вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это  не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

    Задача  учителя состоит в том, чтобы  создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

    Современные педагогические технологии такие, как  обучение в сотрудничестве, проектная  методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный  подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и так далее.16

    Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:

  1. изучение лексики;

    2. отработку произношения;

    3. обучение диалогической и монологической речи;

    4. обучение письму;

    5. отработку грамматических явлений.

    Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт  условия для получения любой  необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и так далее.

    На  уроках английского языка с помощью  Интернета можно решать целый  ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

    Учащиеся  могут принимать участие в  тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и так далее. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

    Очень важно, чтобы в самом содержании учебного предмета были четко репрезентированы желаемые эмоционально-оценочные отношения учащихся к миру, друг к другу, действительности, к тому, чем они занимаются в процессе освоения иностранного языка. Поэтому воспитательный эффект обучения предмету в полной мере будет определяться тем, насколько содержание учебного предмета позволит учителю осознать, во-первых, какие ценности и какими приемами можно формировать у учащихся на основе того или иного отрезка учебного материала, и, во-вторых, каковы реальные потребности каждого ученика (исходя из его индивидуальных и личностных качеств), а также какой характер его отношение к тому или иному минимуму общественной системы ценностей должен быть при этом принят во внимание.

    Качество  содержания обучения иностранным языкам во многом определяется тем, насколько оперативно учитывается его изменчивость и подвижность. При этом вряд ли можно рассчитывать на успех, если принимать во внимание изменения лишь на уровне одной из составляющих эту категорию, например содержания учебного предмета. Хорошо известно, что только с помощью новых учебников и учебных материалов, отражающих новейшие тенденции в области развития методики им смежных с него наук, но без соответствующей перестройки учителя и ученика невозможно решить проблему эффективного повышения качества обучения. Также, успех в обучении иностранным языкам определяется тем, насколько удается гармонизировать цели обучения предмету в конкретных программах и учебниках, а также цели преподавания предмета.

    Вывод по первой главе: Разработки и развитие инноваций идут до тех пор, пока не будет найден новый принципиальный подход к решению проблемы. Такой подход позволяет отслеживать развитие выдвинутых идей и предложений, судить об их практической эффективности, масштабах нововведения. Первоначальный вариант нередко забывается, потом вновь возрождается, приобретает новые черты, соответствующие новым целям и требованиям времени. Для освоения новых форм работы требуются определенное время, соответствующее научное обеспечение, подготовка учителей, адаптация коллектива к работе в новых условиях.

    Характер  применения новшества в различных  условиях зависит от квалификации учителей, уровня обученности и воспитанности  школьников, образа жизни. При одинаковых психолого-педагогических целях реализация идеи требует разных подходов, методов, нередко дополнительных исследований. Необходимо приспособить данное новшество к конкретной среде. Особенно сложно реализовать инновации, затрагивающие взаимоотношения между людьми. Возникает сопротивление, появляется стремление свести возможные изменения к минимуму. Мало шансов на успешное использование в практике нововведений, которые существенно затрагивают сложившуюся систему управления наукой и народным образованием. Значительно большие перспективы у тех, кто хочет лишь частично заменить старые методы и подходы, усовершенствовать отдельные стороны учебно-воспитательного процесса.

    Следует отметить, что сами по себе инновации  важны в тех случаях, когда  традиционные способы решения проблемы не дают положительного эффекта вне  зависимости от квалификации учителей. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, надо сохранять, а не заменять на новый только потому, что он был ранее известен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Применение инноваций  в системе образования

    2.1 Метод проектов при обучении английскому языку как педагогическая инновация.

    Метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся и учителя в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.17

Информация о работе Использование инновационных процессов в обучении (на примере обучения английскому языку)