Фонологические концепции Л. В. Щербы и их развитие в современной лингвистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:36, курсовая работа

Описание

Настоящая работа посвящена теме «Фонологические идеи Л. В. Щербы и их развитие в современной лингвистике». Я считаю выбранную мной тему актуальной в связи с тем, что данная работа позволяет выявить связь фонологических идей, развитых Л. В. Щербой в 20 веке, с современными принципами и направлениями в лингвистике. Более того, в своих научных трудах Л. В. Щерба уделял особое внимание русскому языку, что наиболее ближе и роднее мне, русскому человеку. Данная тема стала мне близка еще и тем, что ранее на семинарах общего языкознания я обращалась к научному творчеству Л. В. Щербы, замечательного академика и лингвиста. Поэтому я и решила развить эту тему и в своей курсовой.
Целью моей работы является дать подробную характеристику научной деятельности Л. В. Щербы в области фонологии. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с основными вехами жизни и творчества Л. В. Щербы, представить его основные труды и раскрыть разработанные им фонологические идеи, показать их место в современной лингвистике.

Содержание

1. Введение
2. Глава 1. Краткая биография Л. В. Щербы
3. Глава 2. Фонологические идеи Л. В. Щербы и их развитие в современной лингвистике
4. Заключение
5. Аннотация на русском языке
6. Аннотация на английском языке
7. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по теор. фонетике_Ларионова_ДГЛ201.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию РФ

Московский государственный университет

экономики, статистики и информатики

 

кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации

 

 

 

курсовая работа

(дисциплина «Теоретическая фонетика»)

тема «Фонологические концепции Л. В. Щербы и их развитие в современной лингвистике»

 

 

 

 

 

 

 

выполнила

студентка группы ДГЛ-201

Ларионова Д.С.

научный руководитель

д. фил. н., проф.

Хромов С. С.

 

 

 

 

Москва 2011


Содержание

 

1.      Введение

2.      Глава 1. Краткая биография Л. В. Щербы

3.      Глава 2. Фонологические идеи Л. В. Щербы и их развитие в современной лингвистике

4.      Заключение

5.      Аннотация на русском языке

6.      Аннотация на английском языке

7.      Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Настоящая работа посвящена теме «Фонологические идеи Л. В. Щербы и их развитие в современной лингвистике». Я считаю выбранную мной тему актуальной в связи с тем, что данная работа позволяет выявить связь фонологических идей, развитых Л. В. Щербой в 20 веке, с современными принципами и направлениями в лингвистике. Более того, в своих научных трудах Л. В. Щерба уделял особое внимание русскому языку, что наиболее ближе и роднее мне, русскому человеку. Данная тема стала мне близка еще и тем, что ранее на семинарах общего языкознания я обращалась к научному творчеству Л. В. Щербы, замечательного академика и лингвиста. Поэтому я и решила развить эту тему и в своей курсовой.

Целью моей работы является дать подробную характеристику научной деятельности Л. В. Щербы в области фонологии. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с основными вехами жизни и творчества Л. В. Щербы, представить его основные труды и раскрыть разработанные им фонологические идеи, показать их место в современной лингвистике.

Данная курсовая работа состоит из двух глав.

Первая глава посвящена творческой биографии Л. В. Щербы. Я попыталась представить ее кратко и при этом указала все основные моменты его жизни.

Вторая глава непосредственно раскрывает тему данной курсовой работы. В ней рассматриваются основные фонологические идеи. При написании данной главы я опиралась на статьи известных лингвистов Л.Р. Зиндера, А.В. Бондарко и М. И. Матусевича. Примечательно то, что выше упомянутые языковеды явились учениками Л. В. Щербы и смогли в своих работах проанализировать научную деятельность своего учителя и дать ей исключительно положительную оценку. Они также выделили новаторство Л. В. Щербы в фонологии. Так, например, выделение им фонемы и ее нового толкования, он создал теорию фонемы на семантической основе. В связи с этим фактом понятие фонемы стало известно западноевропейским лингвистам. Благодаря трудам Бодуэна де Куртенэ, главного учителя Л. В. Щербы, и главным образом самого Л.В. Щербы завершился дофонологический период в изучении звуковой стороны языка и с первых десятилетий XX в. начался новый этап фонетических исследований.

В конце своей работы я представила краткие аннотации на русском и английском языках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Краткая биография Л. В. Щербы

 

 

Л. В. Щерба родился 20 февраля (5 марта) 1880 г. Его отец был инженером-технологом. В 1898 г., после окончания гимназии в Киеве, где тогда жили его родители, Лев Владимирович поступает на естественный факультет Киевского университета, но уже в следующем году переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Он решил посвятить себя преподаванию русского языка и литературы, о чем мечтал с юношеских лет (так написано в одной из его автобиографий). В 1903 г. Л. В. Щерба оканчивает университет, и И. А. Бодуэн де Куртенэ оставляет его при кафедре заниматься сравнительной грамматикой и санскритом. После сдачи магистерских экзаменов в 1906 г. Л. В. отправляется командировку за границу, в Лейпциг, а затем в Северную Италию, где самостоятельно изучает в деревне живые тосканские диалекты. После, во время осенних каникул 1907 и 1908 гг., едет в лужицкую языковую область и по совету И. А. Бодуэна де Куртенэ занимается изучением мужаковского диалекта лужицкого языка. Этот диалект является образцом, в котором выявляется взаимное влияние немецкого и лужицкого. В конце 1907 г. и в 1908 г. Л. Щебра живет в Париже и работает в лаборатории экспериментальной фонетики Ж. П. Руссо, изучая фонетический строй ряда языков и экспериментальные методы исследования. Одновременно с этим он накапливает экспериментальный материал и по фонетике русского языка для своей магистерской диссертации.

 

В 1909 г. Л. В. возвращается в Петербург, где избирается приват-доцентом Петербургского университета и одновременно становится хранителем кабинета экспериментальной фонетики (ныне лаборатория имени Л. П. Щербы), основанного еще в 1899 г. профессором С. К. Буличем, но находившегося в запущенном состоянии. Лев Владимирович вкладывает всю свою энергию и знания в развитие кабинета и добивается значительной дотации на приобретение необходимой аппаратуры и книг. С тех пор и до конца своей жизни, в течение тридцати с лишним лет, Лев Владимирович неустанно развивает работу лаборатории, являвшейся его любимым детищем.

 

Годы с 1909 по 1916 были очень плодотворными в научной деятельности Л. В. Щербы. В 1912 г. он публикует и защищает магистерскую диссертацию «Русские гласные в качественном и количественном отношении», а в 1915 г. — докторскую «Восточнолужицкое наречие». В 1916 г. он избирается профессором Петроградского университета и находится в этой должности до эвакуации из Ленинграда в 1941 г. В этот период Лев Владимирович участвует и в работе других учебных и научных учреждений, где он занимается организационной, педагогической и научной деятельностью, например: на курсах иностранных языков Бобрищевой-Пушкиной, в Петербургском учительском институте, на Бестужевских женских курсах, в Институте живого слова, в Институте истории искусств и др.

 

Начиная с молодых лет Лев Владимирович стремится соединить свои теоретические изыскания с практикой в разных ее аспектах, применить их для развития культурного строительства в нашей стране. Так, уже в 1914 г. он заботится о развитии языковой культуры студентов университета и организует кружок по изучению русского языка (среди участников его были С. Г. Бархударов[1], Ю. Н. Тынянов[2] и др.), руководителем которого он был в течение нескольких лет. Лев Владимирович был связан также и со школой, сначала в качестве председателя педагогического совета, а после революции — директора 1-й единой трудовой школы Петроградского района. Как пишет в биографии Льва Владимировича его сын, «Лев Владимирович сознательно берет на себя административные обязанности...: он ищет верных и широких возможностей влиять на организацию преподавания, на его характер». Это стремление его быть полезным в развитии образования прежде всего в средней, а затем и в высшей школе лежит в деятельности Л. В. Щербы в течение всей его жизни.

 

Особо следует упомянуть деятельность Льва Владимировича в 20-х годах в качестве организатора и руководителя различных курсов иностранных языков (фонетический институт практического изучения языков и др.). Лев Владимирович предполагал организовать в этом институте наряду с преподаванием разных других языков (западноевропейских и восточных) также и преподавание русского языка для иностранцев. Он вводит там преподавание иностранных языков по фонетическому методу и разрабатывает свою оригинальную систему.

 

Начиная с 20-х годов Лев Владимирович является бессменным председателем Лингвистического общества (естественного продолжения лингвистического отделения Неофилологического общества) и группирует вокруг себя лингвистов разнообразных специальностей. С 1923 по 1928 г. под его редакцией выходит четыре выпуска сборника «Русская речь», задачей которого была популяризация лингвистики. В них принимали участие как ученые старшего поколения, например Д. Н. Ушаков, В. И. Чернышев и др., так и молодые, например С. Г. Бархударов, С. И. Бернштейн[3], В. В. Виноградов[4], Б. А. Ларин[5] и др.

 

В 1924 г. Лев Владимирович избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР. С этого времени начинается его плодотворная деятельность в области теории составления словарей, завершающаяся в 1940 г. написанием труда «Опыт общей теории лексикографии».

 

Около 1930 г. Л. В. Щерба занялся пересмотром своих общелингвистических положений, и результатом этого явилась статья «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании», которой он придавал большое значение.

 

В 30-е годы он продолжает заниматься словарной работой, пишет учебное пособие «Фонетика французского языка», а также уделяет большое внимание и исследованию различных вопросов грамматики, по преимуществу синтаксических, русского языка, что привлекало его еще в 20-е годы, когда он читал в Институте живого слова курс синтаксиса русского языка.

 

Продолжая свою многогранную деятельность и в Ленинградском университете и в Академии наук, Л. В. Щерба в то же время уделяет много времени вопросам культурного образования. С чувством большой ответственности он принимает участие в написании учебников для средней школы, программ, в разработке вопросов орфографии и т. д. Еще в 1921 г. Л. В. Щерба активно участвует в строительстве национальных культур СССР, помогает созданию письменности языка коми. А в конце 30-х годов он привлечен к переводу графики различных языков с латинского на русский алфавит, и благодаря своей большой лингвистической эрудиции дает глубокие, интересные заключения по таким проектам, как например печатающееся здесь впервые по сохранившейся рукописи «Мнение Л. В. Щербы о проекте кабардинского алфавита на основе русской графики».

 

В конце 30-х годов академик активно участвовал также в создании нормативной грамматики русского языка, подготавливаемой к изданию в АН СССР. Однако он не успел закончить эту работу из-за эвакуации в начале войны в Нолинск, где он провел два года. Там он сотрудничал в Институте школ, а также в Институте дефектологии и др., эвакуированных из Москвы. В Нолинске же ученый пишет «Теорию русского письма», которая осталась незаконченной, затем книгу «Основы методики преподавания иностранных языков» по плану Института школ (он написал только первую половину ее), статьи по методике преподавания языков и др.

 

В 1943 г. он переезжает вместе с реэвакуирующимися институтами Наркомпроса в Москву и с головой уходит в научную, педагогическую и организационную деятельность в различных институтах и комитетах.

 

В сентябре 1943 г. языковед избирается действительным членом Академии наук СССР, а в марте 1944 г. — действительным членом вновь созданной Академии педагогических наук СССР, в которой он становится во главе историко-филологического отдела.

 

Последним его начинанием была организованная Диалектологической комиссией АН СССР диалектологическая конференция по северно-русским говорам в Вологде. Он был ее председателем и параллельно проводил для ее участников семинар по фонетике.

 

С августа 1944 г. Лев Владимирович Щерба серьезно заболел, хотя первые месяцы еще продолжал работать. 26 декабря 1944 г. он скончался.

 

Глава 2. Фонологические идеи Л. В. Щербы и их развитие в современной лингвистике

 

В области фонологии Щерба известен как один из создателей теории фонемы. Он первый в истории науки проанализировал понятия фонемы как словоразличительной и морфеморазличительной единицы, противопоставленной оттенку (варианту) как единице, не обладающей такой дистинктивной функцией[6]. Такому анализу было посвящено введение к магистерской диссертации Щербы, опубликованной в 1912 г. под названием «Русские гласные в качественном и количественном отношении». В это время на Западе ученые еще не занимались проблематикой фонемы, а Щерба, хотя иногда и в очень сжатом виде, рассматривал все важнейшие аспекты фонологии, которые и до сих пор волнуют исследователей.

 

Щерба начинает анализ понятия фонемы, показывая, что к понятию отдельного звука говорящие приходят только через фонему благодаря ее связи со смысловыми единицами языка. Проблему членения потока речи он считал важнейшей и труднейшей проблемой фонологии до конца своей жизни. В своих лекциях по общей фонетике, которые он читал в Ленинградском университете во второй половине 30-х годов, Щерба постоянно возвращался к этой мысли. В записях лекций, сделанных одной из ближайших учениц Льва Владимировича — И. П. Сунцовой, — имеются такие строки: «Когда говорят о фонемах, обычно говорят о сравнении фонем друг с другом. Наиболее трудное в вопросе о фонеме то, как мы делим слова на фонемы»; и далее: «Первый вопрос, связанный с фонемой, это вопрос о делимости звуковых рядов на части». В другой лекции мы читаем: «Надо себе представлять, что реально дано нам в языке: речевой поток; звуков речи нет. «Вот» делится на «в», «о», «т», то есть на элементы в результате анализа. Звуки получаются в результате анализа потока». В опубликованном уже после смерти Щербы введении к академической «Грамматике русского языка» он писал: «. . . ничто не отделяет один звук от другого, с ним в речи соседящего... Однако поскольку отдельные звуки речи служат для различения смысла слов... и поскольку отдельные звуки могут иметь самостоятельное значение ... постольку справедливо будет все же сказать, что всякая речь распадается на отдельные звуки или состоит из отдельных звуков... Лингвистическая природа отдельных звуков речи и определяется тем, что каждый из них может что-то значить в данном языке, и термин фонема введен именно с целью подчеркнуть это обстоятельство».

Информация о работе Фонологические концепции Л. В. Щербы и их развитие в современной лингвистике