Чередование и модификация звуков речи в английском языке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 23:18, реферат

Описание

Понятие чередования и его разновидности
Контекстуальные изменения в английском языке
Модификация звуков в английском языке

Работа состоит из  1 файл

Чередование и модификация звуков речи в английском языке.docx

— 28.10 Кб (Скачать документ)

Чередование и модификация звуков речи в английском языке

План

      1. Понятие чередования и его разновидности
      2. Контекстуальные изменения в английском языке
      3. Модификация звуков в английском языке 

 

    1. Понятие чередования и его разновидности                       

Чередование звуков - вариации звуков в словах, их производные  и грамматические формы. Например: твердый звук [l] в слове spell чередуется с полумягким [l] in spelling; combine (n) [‘kσmbain], combine [kəm’bain], где [n] в ударном слоге существительного чередуется с нейтральным звуком.

Важно различать фонематические и аллофонные чередования.

 Некоторые звуковые  чередования прослеживаются в  фонематических изменениях в  ранние периоды развития языка  и известны как исторические. Они касаются как гласных, так и согласных и не зависят от фонематического окружения звука.

Историческое чередование  сформировало производные слов и  их грамматические формы в современном  английском языке.

Типы чередования:

1. Чередования гласных. 

    • В 3-х формах глагола

[i:-e-e] mean - meant - meant; [i-æ-A] sing - sang - sung; [i-ei-i] give - gave - given;

    • В производных друг от друга глаголах: [i-e] sit - set; [ai-ei] rise - raise; [o - e] fall-fell
    • В производных, относящихся к разным частям речи

[a: - æ] class - classify, [o: - e] long - length; [ei - æ] nation - national

2. Чередование согласных

    • 2.1 Различение неправильных глагольных форм[d - t] send - sent
    • 2.2 Различение частей речи [s - z] advice - advise; [k - t∫] speak - speech;

3. Чередование гласных  и согласных [i - ai] + [v - f] live - life; [a: - ae] + [θ - ð] bath - bathe.

 

 

2.Контекстуальные изменения в английском языке

Контекстуальные изменения  - чередование в алломорфах под влиянием грамматического окружения данной морфемы

Изучение взаимосвязи  между фонемами и морфемами называют морфофонемикой. Взаимосвязь фонологии и морфологии также известна  как морфофонология или морфонология, в действительности – фонология морфем. Морфонология изучает, каким образом звуки могут чередоваться в различных реализациях одной и той же морфемы.

Морфологическая (Московская) школа: поддерживает теорию нейтрализации фонемы. Нейтрализация появляется, когда два или более тесно связанных звуков, контрастирующих друг с другом в большинстве позиций, обретают неконтрастирующий характер. Это значит, что существует среда, где два звука не противопоставлены друг другу, даже если обычно это наоборот. Когда такое случается, оппозиция между двумя звуками нейтрализована. Потеря одной или более различительных черт фонемы в слабой позиции называется фонематическая нейтрализация. Обмен звуками вызывает тесную связь между фонетикой и морфологией. Чередование наблюдается в одной и той же морфеме и актуализирует фонематическую структуру морфемы. Таким образом, фонематическое содержание морфемы постоянно. Следует отметить, что чередование морфем не может быть ошибочно принято за оппозиции минимальных пар в разных корнях слова. Давайте сравним некоторые примеры: postman [ə] < [æ], sixpence [ə] < [e]. Таким образом, один и тот же звук может принадлежать разным фонемам.

Сторонники морфологической  идеи дают следующее определение  фонемы «Это функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков» (М.В. Панов). Определение «фонетический  ряд»,  предложено Р. И. Аванесовым, демонстрирует  позиционно определяемые реализации фонем.

Русский предлог с + существительное  может иметь следующие реализаций: с Колей — [c], с Тимошей — [c'], с Галей — [з], с Димой — [з'], с Шypoй — [ш]. с Женей — [ж], с Щукарём — [ш'].

Однако морфологическая  концепция не объясняет такие  явления как оглушение б в  слове гриб или отсутствие аспирации  р в слове speak.

Петербургская школа: утверждает, что фонема не зависит от морфемы. Сторонники этой концепции считают, что фонема не может уступать любой из ее отличительных особенностей.

В соответствии с этой точкой зрения единство между формой и содержанием разрушено, следовательно, фонология изолирована от морфологии.

В соответствии с Н.С. Трубецким  архифонема это комбинация из отличительных черт, общих для двух фонем. Она состоит из общей характеристики двух или более тесно связанных фонем, но не включает особенность, которая отличает их. Например: архифонема [П] состоит из следующих характеристик: губная, взрывной, но исключает выражение, которое разделяет их.

Пражская школа  фонологии: ограничивает нейтрализацию тесно связанных фонем. Перед двумя фонемами может быть нейтрализация, они должны иметь общие качества, которые не встречаются в других фонем. Так, [p], [b] могут быть нейтрализованные, так как они губные, взрывные и оба обладают этими чертами. Кроме того, [n] и [ŋ] не могут быть нейтрализованы, так как любая нейтрализация назальных звуков должна включать все три из них.

3.Модификация звуков в английском языке

Звуки в произвольной речи редко произносятся по - отдельности. Чтобы произнести слово, состоящее больше чем из одного звука, необходимо совместить звуки соответствующим образом. Существует несколько типов соединения, некоторые из которых - общие для всех или нескольких языков. Чтобы овладеть этими специфическими типами соединения, необходимо понять механизм соединения звуков вместе. Этот механизм может быть понят только после анализа этапов в артикуляции звуков речи, произносимых в изоляции.

1.скольжение, начальный этап

органы  речи переходят из нейтральной позиции  и занимают позицию, необходимую  для произношения гласного или согласного.

2.выдержка, или средний этап

органы  речи на время задерживаются в  одной позиции, что необходимо для  произнесения звука (в случае простых  звуков) или меняют позицию с одной  на другую (со сложными звуками, такими как дифтонгоиды, дифтонги, аффрикаты)

3.выскальзывание (освобождение), конечный этап

большинство звуков не слышно, исключение составляют взрывные, выскальзывание которых производит взрыв до гласной и в конце  слова – до паузы.

В английской существует два  основных принципа соединения соседних звуков речи: 1. Слияние этапов. 2. Взаимопроникновение этапов. Типы соединения зависят от характера соединенных звуков. Как все английские звуки попадают под классификацию согласных и гласных, мы можем говорить о соединении:

(a)  согласный + гласный (C + V), как в слове [mi:] me;

(b)  гласный + согласный (V + C), как в слове [σn] on;

(c)  два согласных (C + C), как в слове [bləυ] blow:

(d)  два гласных (V + V), как в слове [riæləti] reality.

Слияние этапов, в сравнении  с  взаимопроникновением этапов, проще  и теряет способ соединения звуков вместе. Обычно он происходит, если два  соседних звука разной природы соединены  вместе. В этом случае конец предшествующего  звука проникает в начало следующего звука. Другими словами, конец первого звука и начало второго сочленены почти одновременно. Взаимопроникновение этапов обычно происходит, когда согласные одной и той же природы соединены. В этом случае конец первого звука проникает не только в начало, а также в середину второго, как в [ækt] act, [begd] begged.

Изменения наблюдаются как внутри слов, так  и на их границах.

Существуют  следующие типы изменений:

  • Ассимиляция - адаптивные изменения согласных в речевой цепочке
  • Аккомодация - используется для определения чередования ГС или СГ типов
  • Редукция - качественное или количественное ослабление гласных в безударных позициях
  • Элизия - полная потеря звуков, как гласных и согласных
  • Вставка - процесс звукового дополнения.

 

Модификация согласных звуков:

1.   Ассимиляция

1.1. Место артикуляции

•    t, d > зубные перед [ð, θ]: eighth, at the, said that

•    t, d > пост-альвеолярные перед [r]: tree, true, dream, the third room

•    s, z > пост-альвеолярные перед [∫]: this shop, does she

•    t, d > аффрикаты перед [j]: graduate, could you

•     m > губно – зубной перед [f]: symphony

•      n > зубной перед [θ]: seventh

•      n > задненебный перед[k]: thank

1.2. Способ артикуляции

•    потеря взрыва: glad to see you, great trouble

•    носовой взрыв: sudden, at night, let me see

•    боковой взрыв: settle, at last    

1.3. Работа голосовых связок

   звонкий > глухой: newspaper, gooseberry (and in grammatical …),has, is, does > [s]; of, have > [f]

1.4. Степень шума 

сонорные > частично оглушаются после [p, t, k, s]

2. Аккомодация

Позиция губ

•    согласный + гласный заднего ряда: pool, rude, who (округленный)

•    согласный + гласный переднего ряда: tea, sit, keep (расширенный)

3. Элизия

3.1. Потеря [h] в личных и притяжательных  местоимениях и всех формах  вспомогательного глагола have.

3.2. [l] теряется после [o:]: always, already, all right

3.3. В группе согласных: next day, just one. mashed potatoes

4. Вставка звуков

4.1. соединительный [r] (потенциальное произношение [r]): car owner

4.2. интрузивный(навязчивый) [r]: [r] произносится несмотря на то, что его нет в написании: china, glass: Не рекомендуется для иностранных учащихся.

 

 Модификация согласных звуков:

1.   Редукция

1.1.    количественная

1.2.    качественная

2.   Аккомодация

2.2 Позиционная долгота гласных:  knee - need - neat

2.3. Назальность гласных перед или после [n, m]: never, then, men 


Информация о работе Чередование и модификация звуков речи в английском языке