Тестирующий комплекс по теме "Информационные технологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы: разработка тестирующего комплекса в среде Delphi.
В соответствии с целью работы были поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Обследование и разработка технического задания
2. Построение блок-схемы программы
3. Разработка программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Что такое тест……………………………………………………………….5
1.2 Виды электронных тестов………………………………………………….8
1.3 Компоненты, используемые в программе…………………………………9
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ТЕСТИРУЮЩЕГО КОМПЛЕКСА
2.1 Формализация задачи……………………………………………………….12
2.2 Исходные данные, искомые результаты и форма их представления….13
2.3 Алгоритм решения задачи и его описание………………………………14
2.4 Программа на алгоритмическом языке………………………………….15
2.5 План отладки программы…………………………………………………17
2.6 Инструкции по работе с программой……………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………22
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

тестирующий комплекс курсовая работа.docx

— 1,005.53 Кб (Скачать документ)

TEdit - стандартный управляющий элемент Windows для ввода. Он может быть использован для отображения короткого фрагмента текста и позволяет пользователю вводить текст во время выполнения программы.

TButton позволяет выполнить какие-либо действия при нажатии кнопки во время выполнения программы. Поместив TButton на форму, по двойному щелчку может быть создана заготовка обработчика события нажатия кнопки. Далее нужно заполнить заготовку кодом:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

begin

end;

TMemo – многострочное окно редактирования, используется для вывода, отображения и редактирования многострочных текстов.

TGroupBox необходим для объединения нескольких компонентов и представляет собой стандартный групповой блок Windows.

TRadioGroup – объединяет свойства и методы, обеспечивающие поддержку работы группы переключателей. После размещения в форме компонента TRadioGroup входящие в него переключатели задаются после перечисления их названий. Эти названия вводятся в свойство Items, имеющее тип TString.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ТЕСТИРУЮЩЕГО КОМПЛЕКСА

2.1 Формализация  задачи

 

Для выполнения данного этапа необходимо выделить в предметной области наиболее важные характеристики для решения задачи и выявлять способы решения задач, принятые на практике, а также требуются специальные знания и умения моделирования предметной области.

Формализуем процесс разработки тестирующей программы, определив исходные данные, требуемые для решения задачи, результаты решения, а также сам процесс решения.

Процесс разработки программы для тестирования происходит описанным ниже образом:

  1. Составление алгоритма программы (блок-схема);
  2. Анализ исходных данных;
  3. Выбор компонентов, которые будут использоваться для реализации программы;
  4. Разработка интерфейса программы;
  5. Программирование процедур и событий для компонентов программы
  6. Отладка программного проекта и устранение ошибок и недочетов.

Таким образом, для решения задачи требуются следующие исходные (входные) данные: фамилия, имя тестируемого (для сохранения результата в файл и вывода на экран), номер варианта; результат решения (выходные данные) – результат прохождения теста.

Определение требований к программе  – один из важнейших этапов. На этом этапе подробно описывается исходная информация и формулируются требования к результату. Кроме того, описывается поведение программы в особых случаях.

При разработке программы, предназначенной  для работы в Windows, требования к ней могут включать пункты о желаемом виде диалоговых окон программы.

На  этапе разработки алгоритма необходимо определить последовательность действий, которые надо выполнить для достижения поставленной цели, получения результата. Если задача может быть решена различными способами, и, следовательно, возможны различные варианты алгоритма решения, то, программист, используя некоторый  критерий, выбирает наиболее подходящее решение. Затем составляется подробное  составление алгоритма.

При программировании в Delphi основная работа программиста заключается в разработке подпрограмм. Задачу организации взаимодействия разработанных подпрограмм берет на себя Delphi. Также Delphi удобна для создания программ с визуальными компонентами, которые уже созданы в ней и имеют стандартный набор команд.

2.2 Исходные данные, искомые результаты  и форма их представления

По окончании процесса формализации нужно определить, что  программа должна делать, какие данные вводит пользователь и какие получает в итоге.

Сущность задачи заключается  в том, что пользователь вводит в  программу свои личные данные и выбирает номер варианта. Это и есть исходные данные. Затем пользователь нажимает кнопку «Подтвердить», начинается тест, пользователь отвечает последовательно на вопросы теста и, когда вопросы закончатся, выведется сообщение о результатах тестирования это и есть искомый результат. Искомый результат представляет собой сообщение, в котором фамилия и имя, номер варианта, результат тестирования. Также это сообщение можно сохранить в файл.

2.3 Алгоритм решения задачи и его описание

Общая схема решения задачи сводится к трем этапам:

  • анализ данных;
  • поиск идеи решения и ее запись;
  • реализация решения задачи при помощи ЭВМ.

В анализе данных по заданным условиям определяются входные и  выходные данные, определяются основные функции приложения. Главное - понять условие задачи.

В данном случае мы имеем  входные данные – фамилия и  имя тестируемого и номер варианта; выходные данные – результат прохождения теста в баллах.

На этапе поиска идеи решения  определяются основные этапы разработки программы. Поскольку способов решения, как правило, бывает несколько, целесообразно  выбрать из них наименее трудоемкий.

На последнем этапе  осуществляется реализация на ЭВМ с  помощью языка программирования. Для удобства пишутся комментарии.

На этом этапе был построен пользовательский интерфейс и описаны  основные процедуры и события  в зависимости от условий. Также  на данном этапе была проведена проверка программы на предмет ошибок. Выявленные ошибки устранены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Программа на алгоритмическом языке

 

Организационная структура  реализации алгоритма разработки программы  схематически изображена на рисунке 1.

Рис. 1 Структура приложения

Блок схемы для отдельных  частей программы представлены ниже:

Рис. 2 Блок-схема процедуры  начала тестирования

Рис. 3 Блок схема процедуры  вызова формы «О программе»

Рис. 4 Процедура завершения работы программы

2.5 План отладки программы

Отладка начинается с устранения из программы синтаксических ошибок, то есть таких, которые могут быть определены компилятором. Перед выполнением программы ее надо компилировать (Compile) и компонировать (Link). Если мы сразу запустим программу на выполнение (Run), то компиляция и компоновка происходят автоматически. Но обратим внимание на то, что компилятор Delphi кроме сообщений об ошибках может выдавать еще и предупреждения. Предупреждения выдаются к таким конструкциям программы, которые являются формально правильными (с точки зрения синтаксиса), но компилятор "подозревает" в них семантическую ошибку. Довольно часто предупреждения компилятора действительно отражают ошибки программиста. Программа с ошибками не может компоноваться и исполняться. Программа с предупреждениями - может. Если мы сразу (без исполнения компиляции отдельным шагом) запускаем программу на исполнение, мы не увидим предупреждений компилятора, то есть рискуем выполнять программу с теми ошибками, которые могли быть выявлены предварительно. Мы будем выполнять компиляцию отдельным шагом и не переходить к следующему шагу, пока не убедимся в том, что предупреждений компилятора нет или его "подозрения" безосновательны.

При отладке программы  использовались встроенные средства отладки, входящие в пакет Delphi 7. К ним можно отнести трассировку программы (выполнение по шагам), использование точек останова, выполнение программы до курсора. При этом значения изменяемых переменных отслеживаются в специальном окне.

Кроме того, для проверки правильности работы приложения в целом, был составлен ряд тестовых наборов  входных данных, на основе конвертирования  которых производится проверка внутренней логики работы приложения.

Были проведены следующие  тесты для проверки правильности работы приложения:

1) проверка правильности  ввода личных данных в программу;

2) проверка выбора номера  варианта и вывода соответствующих  вопросов;

3) проверка соответствия  вариантов ответов в каждом  вопросе теста;

4)проверка правильности  подсчета и вывода результата;

5) проверка правильности  сохранения в файл.

На основании проведенных  тестов делается вывод о корректности работы разработанного приложения.

2.6 Инструкция по работе с  программой

При запуске программы  запускается главное окно (рис. 5)

Рис. 5 Главное окно программы

Для начала тестирования необходимо в главном меню выбрать «Файл - Выбрать тест». После этого программа  попросит ввести личные данные, такие как: Фамилия, имя и выбрать вариант для тестирования (рис. 6).

Рис. 6 Ввод данных и выбор  варианта

Ввод этих данных обязателен, без них невозможно начать тест. После заполнения всех полей, можно  начать сам тест, нажав кнопку «Подтвердить», при этом в нижней части окна появится первый вопрос. А в строке состояния будет приведена информация о тестируемом и номере варианта (рис. 7).

Рис. 7 Начало теста

Необходимо выбрать правильный ответ, отметив его мышкой и нажать на кнопку «Следующий». При нажатии кнопки программа перейдет к следующему вопросу. Продолжение тестирования производится кнопкой «Следующий» при этом на форме будут отображаться новые вопросы и четыре варианта ответа.

По окончании теста, программа  подсчитает количество набранных баллов, которые в скрытом режиме сохраняются в файл с расширением .txt и именем файла аналогичным с фамилией тестируемого и номера выбранного варианта в папку с программой (рис. 8).

Рис. 8 Вывод результата

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время широко в нашу жизнь внедряются информационные технологии. На сегодняшний день, наверное, не осталось никакой области, где  бы они ни применялись. Одной из сфер деятельности, в которой информационные технологии получили широкое распространение, является сфера образования.

В результате проведенной  работы мы получили приложение, способное  проводить тестирование обучающихся  по теме «Информационные технологии», имеющее 4 варианта по 8 вопросов с четырьмя вариантами ответа.

Программа получает от пользователя его личные данные (Фамилия, Имя) и  номер варианта для теста. Далее  тестирование проходит путем выбора ответа из четырех предложенных. Программа  анализирует полученные данные и  подсчитывает конечный результат, который  выводит пользователю в окно, а  также сохраняет в текстовый  файл для дальнейшего анализа  полученных результатов.

Программа может применяться  для контроля усвоения материала  по дисциплине «Информатика».

Сейчас программа имеет  всего 4 варианта теста. Для более качественного результата и повышения профессиональности программы необходимо увеличить количество вариантов и вопросов, а также предусмотреть выбор нескольких вариантов ответов.

Таким образом, мы приходим к следующему выводу - использование разработанной программы заметно поможет в образовательном процессе. Сократит время проверки знаний и трудоемкость работ по проверке результатов.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. - М., Центр тестирования, 2002.
  2. Дарахвелидзе П., Марков Е. - Программирование в Delphi 7 (+ дискета). – СПб.: БХВ-Петербург, 2003
  3. Информатика А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хённер - 2005
  4. Культин Н.Б. - Основы программирования в Delphi 7, – СПб.: БХВ-Петербург, 2005
  5. Кэнту - Delphi 7 для профессионалов. – СПб.: Питер, 2004. – 1101 с.: ил
  6. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М: Интеллект-Центр, 2002.
  7. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2.Педагогические измерения: Учебное пособие. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004.
  8. Ревич Ю. - Нестандартные приемы программирования на Delph. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005
  9. Ремизов Н. Delphi – М.: Питер, 2000.
  10. Сухарев - Основы Delphi. Профессиональный подход. – СПб.: Наука и Техника, 2004
  11. Фленов - Библия Delphi. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008
  12. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Уч. Пособие. — М.: Логос, 2002.
  13. Шпак Ю.А. - Delphi 7 на примерах. – К.: Издательство Юниор, 2003

Информация о работе Тестирующий комплекс по теме "Информационные технологии"