Современная методология формирования информационных систем регионального уровня управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание

Цель исследования – рассмотреть информационное обеспечение органов государственной власти.
Задачи исследования:
Изучить информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления.
Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.
Определить особенности информационного обеспечения региональных и муниципальных органов власти.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование методов формирования информационных систем в регионах………………………………………….6
1.1 Научно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления ……………………………………………………………………..6
1.2 Методы формирования информационных систем в регионах….……………………………………………………………………..13
Глава 2. Информационное обеспечение Пермского края как субъекта РФ…………………………………………………………...…………………..25
2.1 Основные направления работ в области информационного обеспечения органов власти Пермского края….…………………………………………....25
2.2 Реализация основных направлений работ в области информационного обеспечения органов власти Пермского края………………………………..32
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Новая курсовая по СГмУ.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

Исследование, анализ и  прогноз функционирования и развития столь сложных и слабо формализуемых  систем, какими являются взаимосвязанные  комплексы социальной, экономической и общественно-политической сфер жизнедеятельности регионов не может производиться на основе интуитивных представлений органов управления о конечном результате. Практика последних лет показала, что и метод прямых аналогий также слабо применим в реальных условиях, а адаптация аналогов зачастую приводит к их существенному искажению и дополнительным вложениям средств, зачастую превышающих затраты, использованные на создание самих аналогов.

Все это приводит к  росту понимания региональными  органами власти и управления значимости информационной и аналитической деятельности. Практически во всех региональных органах власти создаются соответствующие аналитические подразделения, совершенствуется их организационное и методическое обеспечение, улучшается материально-техническая база.

И, тем не менее, на практике подготавливаемые управленческие решения  не всегда имеют достаточную аналитическую  проработку, экономическое и правовое обоснование. Имеющийся теоретический  и производственный потенциал отечественной  науки и промышленности используется крайне неэффективно. Оставляет желать лучшего уровень методического и информационно-технологического обеспечения аналитической деятельности, процессов подготовки и принятия решений. Почти повсеместно недостаточен уровень системного проектирования больших информационных комплексов.

Так как целью создания региональной информационной системы РИС является гарантированное получение оперативной  и непротиворечивой интегрированной  информации по любому объекту управления, то при формировании РИС основное внимание требуется уделить следующим методам управления информацией и технологической инфраструктурой которые предлагаются научно-аналитическими центра в органах власти:

 

  1. Методы хранения информации

Информация об объектах должна накапливаться и храниться  на тех уровнях управления, откуда этим объектом управляют, и быть доступна для принятия решений.

Как правило, первичным  уровнем управления территорией  являются горрайисполкомы и местные  сельские Советы депутатов - это означает, что информация о населении и  предприятиях, формируемая в процессе работы этих организаций, должна храниться в электронном виде на компьютере в местном совете или (серверах) или сервере, расположенном в ЛВС горрайисполкома.

 

  1. Методы ввода информации

Информация в РИС  ОИВ должна вводиться один раз и только владельцем информации. При использовании информации повторно она должна вводиться в запрашивающие ее информационные системы автоматически, на основе связанных с ней метаданных.

 

3) Методы доступа к информации

Доступ к информации должен осуществляться за счет формирования единого информационного пространства в виде корпоративной информационной сети органов исполнительной власти (КИС ОИВ) региона, обеспечивающей:

  1. доступность каждого сотрудника органов исполнительной власти в реальном режиме времени (так называемые организации реального времени);
  2. использование каналов связи, сформированных в КИС ОИВ для решения как можно большего количества задач управления территорией;
  3. однозначную авторизацию каждого сотрудника в КИС ОИВ; 
  4. доступность в реальном режиме времени информации для/от каждого сотрудника органов исполнительной власти на уровне региона (в рамках своей компетенции и уровня доступа);
  5. обеспечение контроля авторства информации и документов, получаемых сотрудниками в КИС ОИВ;
  6. защиту коммуникаций и хранилищ информации от несанкционированного доступа.

 

4) Методы интеграции информации по горизонтали

Для обеспечения теоретической  и практической возможности получения  по требованию интегрированной информации, а также синхронизации любого объема  информации снизу вверх должны быть сформированы и доступны (на уровне территории - республики) единые перечни объектов управления, справочники и классификаторы.

На настоящий момент сформировалась ситуация, когда одно подразделение облисполкома (управление юстиции) регистрирует субъекты управления/хозяйствования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а остальные (в том числе комитет экономики) не имеют законодательно оформленного права на получение и использование в своих информационных системах достоверного официального перечня (списка) субъектов управлении. Объектами управления для территориальной административной единицы являются индивидуальные и коллективные «субъекты хозяйствования» в лице физических (население) и юридических лиц (организации и предприятия), которые платят налоги.

Обеспечение системных  предпосылок, позволяющих автоматизировать импорт и интеграцию информации о  субъектах управления, поступающей  от различных ведомств, возможно только в одном случае – если у всех участников информационного обмена существует одинаковая идентификация всех субъектов управления.

Для этого государство  должно обеспечить формирование и предоставление по требованию единых регистров субъектов  управления для управляемой территории.

Создание такой системы только малая часть решения проблем регионального управления. Непрерывное совершенствование, коррекция, стимулирование развития системы и образующих её элементов, постоянный контроль состояния, качества, актуальности информации, отслеживание, селекция возникающих информационных связей, эффективное применение возможностей системы в практике управления требуют наличия структуры для сопровождения системы.

Столь же очевидна необходимость  в единой структуре, реализующей  информационно-аналитическое взаимодействие, координацию региональных органов власти, региональных структур федеральных ведомств и учреждений, хозяйствующих субъектов на территории региона, организационно образующих региональную информационно-аналитическую сеть.

Сеть формируется на базе двух основных сегментов – внутреннего, включающего сети или коммуникационные узлы региональных и муниципальных органов управления и региональных структур федеральных ведомств и учреждений, и внешнего, включающего сети и коммуникационные узлы разноподчиненных и разнопрофильных информационных центров, региональных научных учреждений и учебных заведений, хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, банков, аудиторских и консалтинговых фирм, инвестиционных компаний и фондов и т.п..

Функционирование такой сети может обеспечить с минимальными затратами решение следующих задач:

  • осуществление непрерывного разнопланового мониторинга ситуации в регионе, отслеживание состояния и выявление новых проблем во всех сферах жизнедеятельности;
  • оперативное предоставление альтернативных вариантов решений задач управления, подготовленных с использованием различных методик, технологий, опосредованным привлечением сторонних независимых экспертов;
  • формирование информационного фонда с широким спектром материалов по различным проблемам и создание условий для оперативного сетевого открытого или регламентированного доступа к этим материалам.

Структуре призванной выражать интересы, координировать деятельность и организовывать решение конкретных задач для региональных органов  управления при создании и сопровождении региональной информационно-аналитической системы естественно вменить в обязанности и следующие функции:

  • формирование и проведение в регионе общей политики информатизации, максимально учитывающей интересы органов управления и привлекательной для всех участников разнообразных региональных программ и проектов, как потенциальных абонентов информационно-аналитической сети;
  • формулирование принципов и формирование общего для региона информационно-телекоммуникационного пространства с тенденцией к унификации технологий и требований при обеспечении интеграции государственных и иных информационных ресурсов;
  • создание и обеспечение системы информационной безопасности, регламентации доступа к информационным ресурсам;
  • разработка общих критериев соответствия, регламентов представления, форм, протоколов и иных формализованных требований к материалам, размещаемым в пространстве доступа информационно-аналитической системы;
  • администрирование, нормативное правовое обеспечение деятельности информационно-аналитической системы [1.C.108].

Система информационно-аналитического обеспечения должна строиться на основе анализа предметной области  регионального управления и выделения  приоритетных программно-целевых установок. Для подавляющего большинства регионов в настоящее время это следующий перечень вопросов:

  • создание оптимальных условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов в регионе, улучшение основных экономических показателей, увеличение занятости населения;
  • привлечение в регион внешних инвестиций, поддержка наиболее значимых инновационных проектов;
  • планирование и увеличение налоговых поступлений, стабилизация финансово-бюджетной сферы региона, эффективное управление и контроль финансовых потоков;
  • развитие инфраструктуры и эффективное управление системами социального обеспечения, здравоохранения, образования, жилищно-коммунальным хозяйством, транспортом и т.п.;
  • создание и поддержание стабильности общественно-политической ситуации в регионе;
  • охрана правопорядка и эффективная борьба с преступностью;
  • эффективное использование природных ресурсов, решение проблем экологии.

Под решение этих постоянных задач необходимо строить и систему  информационно-аналитического обеспечения  органов государственной власти и управления в регионах. При этом необходимо рассматривать три возможных  режима принятия решений:

  • решение управленческих задач стратегического характера, связанных, как правило, с перспективами развития региона, стабильностью и преемственностью власти;
  • решение управленческих задач оперативного, тактического характера, ориентированных на текущее организационное и финансово-ресурсное обеспечение выполнения планов и проектов;
  • решение чрезвычайных, экстремальных управленческих задач, связанных с необходимостью предотвращения и устранения последствий воздействия разрушительных природных или техногенных факторов, возникновением и неконтролируемым развитием острых социально-политических проблем и конфликтов.

Каждый из указанных  режимов принятия решений нуждается  в информационно-аналитической поддержке.

Стратегический уровень  предполагает выявление проблемных областей в различных сферах жизнедеятельности региона, анализ и прогноз долгосрочных тенденций его социально-экономического развития; анализ и прогноз общественно-политических тенденций и создание системы уравновешивания различных проявлений политической активности. На данном уровне генерируются методы решения проблем, разрабатываются концептуальные подходы, оптимизируются модели и сценарии развития региона.

На оперативном уровне производится мониторинг и анализ текущего состояния элементов социально-экономической  и общественно-политической сфер региона, формируются планы реализации концепций, моделей и сценариев развития региона, осуществляется оперативный контроль и корректировка выполнения планов и проектов.

Чрезвычайное управление предполагает одновременно прогнозирование  и предотвращение экстремальных ситуаций, создание сценариев их возникновения и развития, непрерывный мониторинг характеристик и показателей потенциально опасных природных, техногенных социально-политических факторов и обеспечение организационно-технических вопросов осуществления управления в экстремальных условиях.

Система информационно-аналитического обеспечения управления должна также  учитывать специфику данного  региона – отраслевую структуру  производства, приоритетные направления  развития экономики, наличие ресурсов, инфраструктуру обеспечения экономики и управления, демографические и миграционные особенности региона.

На территории региона  осуществляют свою деятельность федеральные  структуры. Органы регионального управления во взаимодействии с федеральными структурами, координируют информационно-аналитическую деятельность, создают информационные ресурсы общего пользования, обеспечивают информационную безопасность, осуществляют информационный обмен. Информационные потребности федерального и регионального уровня обычно находятся в различных плоскостях, поэтому важной задачей регионального управления является оптимизация информационных связей, усилий и затрат на обеспечение сбора, обработки и представления информации на федеральный уровень.

Глава 2. Информационное обеспечение Пермского края как субъекта РФ

2.1 Основные направления работ в области информационного обеспечения органов власти Пермского края

Основные  направления государственной политики в сфере информатизации отражают новую роль информации как самостоятельного фактора производства и характеризуются:

  • созданием и развитием федеральных и региональных систем с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве страны;
  • обеспечением защиты государственной информации как одного из важнейших ресурсов и национального достояния;
  • реализацией единой государственной политики, единых стандартов, соответствующих мировым тенденциям развития информационных технологий;
  • созданием правовой базы, способствующей привлечению иностранных инвестиций в разработку информационных проектов и методов стимулирования негосударственных предпринимательских структур в развитие информационной базы государства.

Информация о работе Современная методология формирования информационных систем регионального уровня управления