Современная методология формирования информационных систем регионального уровня управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание

Цель исследования – рассмотреть информационное обеспечение органов государственной власти.
Задачи исследования:
Изучить информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления.
Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.
Определить особенности информационного обеспечения региональных и муниципальных органов власти.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование методов формирования информационных систем в регионах………………………………………….6
1.1 Научно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления ……………………………………………………………………..6
1.2 Методы формирования информационных систем в регионах….……………………………………………………………………..13
Глава 2. Информационное обеспечение Пермского края как субъекта РФ…………………………………………………………...…………………..25
2.1 Основные направления работ в области информационного обеспечения органов власти Пермского края….…………………………………………....25
2.2 Реализация основных направлений работ в области информационного обеспечения органов власти Пермского края………………………………..32
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Новая курсовая по СГмУ.doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Чайковский  филиал

государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

(ЧФ ПНИПУ)

 

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Система  государственного и муниципального управления.

Тема: «Современная методология формирования информационных систем регионального уровня управления»

 

 

                                                                     Выполнила:

 студентка  гр. ГМУ-08дн

                                                                                            Степаненкова Виктория

                                                                  Проверила:

                                                                              канд.филос.наук,

                                                                                      доцент кафедры ГЕНД

                                                                             Шляпугина Р.Я.

 

 

 

 

 

2011

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Чайковский  филиал

государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

(ЧФ ПНИПУ)

 

Кафедра гуманитарных и  естественнонаучных дисциплин

 

 

ЗАДАНИЕ 
к курсовой работе

 

Студента(ки): Степаненковой  Виктории Николаевны

Тема: «Современная методология формирования информационных систем регионального уровня управления»

Сроки сдачи законченной  курсовой работы:

Задание для  выполнения работы:

  1. Изучить информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления.
  2. Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.

3.Определить особенности  информационного обеспечения региональных  и муниципальных органов власти.

Список рекомендуемой  литературы:

ФЗ№ 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; ФЗ № 126-ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»; ФЗ № 1-ФЗ от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи»; Распоряжение правительства РФ № 1024-р от 12 июля 2006 (Концепции региональной автоматизации до 2010 года); Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. – М.: Юнити-Дана, 2010.

 

Задание выдал:_____________                                       Задание получил______________

 

«______»______________2011                                       «______»______________2011

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование методов формирования информационных систем в регионах………………………………………….6

1.1 Научно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления ……………………………………………………………………..6

1.2 Методы  формирования информационных систем в регионах….……………………………………………………………………..13

Глава 2. Информационное обеспечение Пермского края как субъекта РФ…………………………………………………………...…………………..25

2.1 Основные направления работ в области информационного обеспечения органов власти Пермского края….…………………………………………....25

2.2 Реализация основных направлений работ в области информационного обеспечения органов власти Пермского края………………………………..32

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Актуальность. Информация всех видов имеет самостоятельную ценность, служит в качестве основы для нормативных документов, как на федеральном, так и на региональном уровне. Она имеет свои специфические закономерности функционирования и развития, способна к опережающему воздействию на государственную политику, выступает непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта политического развития, поведения различных социальных групп и отдельных граждан, перевода государственной системы в новое состояние.

Информацию в органах  государственной власти можно классифицировать по разным основаниям и признакам. Например, ее можно разделить на официальную и неофициальную, общезначимую и региональную, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и целевому назначению, возможным социальным последствиям, степени доступности, а также на основе ее соотнесения со временем (информация о прошлом, в режиме реального времени, прогнозы о будущем).

В рамках федерального или  регионального органа государственной  власти она рассматривается с  точки зрения актуальности, достаточности и адекватности для принятия соответствующих решений.

Но важно не только создать, накопить информацию, но и  передать ее, обменяться ею. Среди множества  вариантов телекоммуникационных технологий бесспорным лидером за последние  годы стал Интернет. Сегодня он является важнейшим элементом информационной инфраструктуры мирового сообщества. Темпы распространения Интернета носят взрывной характер, на российском рынке общедоступных телекоммуникационных сетей он вытеснил всех конкурентов.

Понятие «информационные ресурсы» определено в Законе «Об информации, информатизации и защите информации». В соответствии с ним к государственным информационным ресурсам относят находящиеся в собственности РФ и субъектов РФ отдельные документы и отдельные массивы документов, созданные за счет средств федерального бюджета.

В органах государственной  власти субъектов РФ и муниципальных  органах за последнее время создано  большое количество различных собственных  информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов.

Цель исследования – рассмотреть информационное обеспечение органов государственной власти.

Задачи исследования:

  1. Изучить информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и управления.
  2. Проанализировать специфику информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления.
  3. Определить особенности информационного обеспечения региональных и муниципальных органов власти.

Объект исследования – информационные технологии.

Предмет исследования – органы местного самоуправления.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Михеева Е.В., Зотов В.Б., Филимонова Е.В. и других.

Методы исследования: анализ литературы.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование  методов формирования информационных систем в регионах

    1. Специфика научно-аналитической деятельности в федеральных органах управления.

 

Специфика информационно-аналитической  деятельности в органах власти и управления состоит в том, что она является элементом системы и процесса управления. Поэтому данная деятельность имеет преимущественно прикладной, а не теоретический характер, в ней преобладают внутренние ограничения системы по времени подготовки материалов, их полноте, достоверности, обоснованности, ответственности исполнителей. Соответственно, основное внимание уделяется не столько глубине и оригинальности проработки проблем, сколько их оперативности и эффективности. По сути это работа распределенных, постоянно возникающих и распадающихся, в зависимости от текущей задачи, экспертных коллективов [4.C.135].

Учитывая широчайший спектр проблем и ограниченные ресурсы, невозможно содержать в штате  высокопрофессиональных специалистов по всем направлениям. Поэтому органам управления очень важно иметь под рукой перечень сторонних экспертов в различных областях, возможности и ресурсы для оперативного привлечения их к обсуждению возникших проблем, разовым консультациям. Такая постановка вопроса предполагает наличие в органах власти и управления людей или структур в круг обязанностей которых входит профессиональная формулировка задач, организация аналитических исследований, подбор и координация экспертов, реализация экспертных процедур и технологий, обобщение материалов, представление результатов лицам, принимающим решения.

Все понимают, что в основе аналитической и экспертной деятельности лежит информация. Созданию информационно-аналитических служб в регионах обычно сопутствует разработка и реализация концепций, программ и проектов региональной информатизации. Этот этап “плановой информатизации” полезен уже оттого, что информатизация осуществляется не как прихоть технических специалистов, а как потребность реальных потребителей, которые определяют и формируют информационные потоки, задают характер, частоту поступления, объемы информации, представляют, какая информация необходима для подготовки и принятия решений.

Очень часто на региональный уровень реплицируется деятельность федеральных структур. На высших уровнях государственной власти также есть информационно-аналитические подразделения, действующие с различной степенью активности и очевидности для регионального уровня. Их функции и структуры постоянно видоизменяются, но тем не менее постепенно обретают стройность и устойчивость.

Особенностью их деятельности является тот факт, что в центральном  аппарате высших органов государственной  власти успешность и эффективность  аналитической деятельности напрямую зависит от регулярности постановки исследовательских задач со стороны руководства. Если постоянная обратная связь между руководством и аналитиками отсутствует, то служба начинает работать по своему собственному плану, часто не отвечающему потребностям ситуации. По законам аппаратной жизни подобные взаимоотношения с руководством через некоторое время приводят к существенному падению значимости информационно-аналитического подразделения и возникает иллюзия отсутствия соответствующей потребности [5.C.108].

Существенное развитие получили информационно-аналитические услуги, предоставляемые в глобальной сети российскими информационными фирмами. Доступ к большим объемам газетной информации, материалам информационных агентств и специализированных информационных служб сочетается с предоставлением консультационных услуг, возможностью подборок информации по заданным рубрикам. Эти услуги являются платными и пока весьма дорогостоящими, что определяет достаточно узкий круг клиентов данного сегмента информационного рынка.

Постепенное развитие и  организационное оформление информационно-аналитической деятельности требует совершенствования структур, технологий, методологии и методик ее проведения. У региональных органов власти и управления нет возможности заказывать академическим институтам долговременные и дорогостоящие теоретические исследования. Обычно речь идет о привлечении отдельных экспертов или небольших сложившихся группах исследователей, способных применить знания и технологии в совместной работе с сотрудниками информационно-аналитических подразделений. Одновременно существенно повышаются требования к общей эрудированности, осведомленности, обучаемости, мобильности, разносторонности специалистов профильных и отраслевых служб и структур органов управления, которые по сути являются постоянно действующими экспертами на своих рабочих местах [7.C.74].

Актуальным становится четкое взаимодействие информационно-аналитических  структур всех уровней государственного управления. Все активнее устраняется  из практики регионального управления дублирование работ по сбору, обработке, хранению однотипной информации. К решению информационных и экспертно-аналитических задач подключатся региональные структуры федеральных ведомств. При этом на практике возникают достаточно непростые вопросы, связанные с полномочиями, ответственностью, подчиняемостью, согласованностью действий, отчетностью, которые решаются регионами по разному. Характерным примером такой региональной структуры федерального ведомства являются информационно-аналитические центры ФАПСИ.

Взаимодействие осуществляется на уровне предоставления регионам доступа к информационным ресурсам федерального уровня, что обеспечивается имеющейся в ФАПСИ системой передачи данных, которая позволяет рассылать сообщения по электронной почте, осуществлять информационный обмен регионов друг с другом, иметь доступ к информационным фондам ФАПСИ и других ведомств. Наиболее активно используются системы предоставления информационных бюллетеней, аналитических обзоров, телефонных справочников, социально-экономической статистики, правовые базы данных.

Вместе с тем, необходимость повседневной работы, заставляет региональные информационно-аналитические службы в ряде случаев существенно опережать в развитии технологические возможности предоставляемые и прогнозируемые для предоставления ФАПСИ. Более того, достаточно часто региональные органы управления вынуждены оказывать техническую и организационную поддержку РИАЦ ФАПСИ. Помимо прочего, данные факты указывают на слабую согласованность программ развития информационно-аналитических структур федерального ведомства в регионах [8.C.119].

Информация о работе Современная методология формирования информационных систем регионального уровня управления