Содержание и задачи информационно-аналитическая работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:51, реферат

Описание

Основная задача информационно аналитической работы (ИАР) состоит в извлечении максимального количества релевантной (относящейся к решаемой задаче) информации из наличествующих или поступающих данных.

Содержание

Введение
1. Информационная работа
2. Аналитическая работа.
3. Основные этапы информационно-аналитической работы.
4. Аналогия как метод. От известного к неизвестному.
5. Аналогия. Процентный метод.
6. Аналогия. Характерный пример.
7. Проверка по аналогии.
8. Изучение отдельных случаев как метод информационно-аналитической работы.
9. Информационно-аналитическая работа как процесс семантической обработки
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Глава II.docx

— 78.77 Кб (Скачать документ)

Метод изучения отдельных случаев приносит больше пользы на начальной стадии работы, при проведении предварительных исследований, чем на последующих стадиях.

Слабые стороны  этого метода и вытекающие из них опасности обусловлены в основном двумя причинами. Первая причина состоит в том, что фактически исследование может охватывать лишь незначительное количество случаев.

Даже если исследователь  опишет в своей работе сотни отдельных случаев, читатель сможет удержать в голове лишь несколько из них. Когда же мы исследование основываем на анализе небольшого количества случаев, всегда существует опасность, что используемые источники информации могут оказаться необъективными или ненадежными.

Такое может случиться, даже если каждый отобранный случай получил правильную оценку и был точно описан. Анализ небольшого количества случаев может дать правильное представление обо всем народе или какой-либо значительной части народа только при условии, если все население или соответствующая часть населения однородны по своему составу.

Лица, читающие труды  исследователя, склонны преувеличивать значение отобранных им случаев и считать, что эти случаи обязательно правильно отражают общее положение. С этой опасностью связана другая — преувеличение значения нетипичных явлений.

Причина второй опасности, вытекающей из использования метода изучения отдельных случаев, состоит в том, что исследователю трудно дать объективную оценку этим случаям, поскольку он непосредственно и тесно соприкасается с предметом изучения.

Меры, которые  следует принимать, чтобы избежать указанных опасностей, сводятся вкратце к следующему:

1. Ясно представлять  себе существующие опасности и быть готовым энергично преодолевать их.

2. Тщательно отбирать  для исследования случаи, в достаточной мере отражающие все важные аспекты изучаемого явления, обращая особое внимание на то, чтобы полное отражение получили взгляды, идущие вразрез с точкой зрения самого исследователя.

3. Старательно  выявлять и отбрасывать сведения, поступившие из не заслуживающих доверия источников.

4. Обеспечивать  критику положений, выдвинутых исследователем, и особенно первого варианта его работы, со стороны коллег, которые не находятся, подобно ему самому, под впечатлением непосредственного соприкосновения с объектом изучения, оказывающего на него определенное влияние.

Сотрудник информационной службы сталкивается в данном случае с особыми трудностями. Дело в том, что в его распоряжении могут оказаться сведения относительно весьма небольшого количества «случаев», которые к тому же ни в коей мере не являются типичными.

Несмотря на все  их недостатки, глубокое изучение этих, возможно, необъективных данных об отдельных случаях позволит ему написать определенную часть подготавливаемого документа и таким образом раскрыть какую-то одну сторону изучаемого явления, о которой никаким другим путем нельзя получить представление.

Такими сведениями не следует  пренебрегать, несмотря на указанные  нами их недостатки. Составляя документ, автор должен сначала сам четко представить себе положительные и отрицательные моменты отдельных случаев и затем довести это до сведения лиц, для которых он готовит информационный документ.

Изучение отдельных случаев  как метод информационно-аналитической  работы.

 

 

В исследовательской  работе в области общественных наук часто применяются два совершенно противоположных метода: метод статистического анализа и метод изучения отдельных случаев. Эти методы различны, но дополняют друг друга, помогая каждый по-своему установить истину. В каждом исследовании можно скорее добиться успеха, если применить отдельные элементы обоих этих методов.

Одно из преимуществ метода статистического анализа заключается в том, что он позволяет охватить большое количество изучаемых объектов.

Итак, статистический анализ и обобщения полезны. Однако крайне желательно дополнять их изучением отдельных случаев, приводя конкретные примеры положения отдельных людей, общественных групп и т. д., рассказывая о прошлом, настоящем и будущем этих людей, об их успехах и неудачах, — одним словом, показывая их живыми, полнокровными. Тем самым мы внесем в аналитическую информацию важнейший элемент — саму жизнь.

 

Информационно-аналитическая  работа как процесс семантической  обработки

 

Общественные процессы, изучение которых необходимо для осуществления  эффективного управления сложными социальными  системами, связаны с анализом такого количества фактографического материала, что на определенной стадии исследования возникает необходимость применения более совершенных способов сжатого (концентрированного) выражения этого  материала. Отсюда и все большее  сближение методологии общественных и "точных" наук, дрейф к все  более широкому применению точных методов.

Прежде всего, аналитическая  работа – это процесс семантической  обработки данных, в результате которого разрозненные данные превращаются в  законченную информационную продукцию  – аналитический документ. Процесс  семантической обработки данных может быть представлен в виде некоторой последовательности относительно самостоятельных этапов, совокупное описание которых и дает представление  о нем в целом. Ниже приведена  одна из возможных схем организации  процесса ИАР, представленная в виде алгоритмической последовательности процедур:

  1. Сбор фактографических данных. Самый первый и неизбежный этап работы аналитика, вне зависимости от области исследования и изучаемого явления. Здесь необходимо, в первую очередь, четкое определение используемых понятий и максимально обширная источниковая база. Чем большее количество источников привлечено на этапе сбора данных, тем больше шансов на получение в итоге ИАР достоверных аналитических выводов. Здесь следует выделить следующие этапы: 
    1.1. Общее знакомство с областью исследования; 
    1.2. Определение используемых понятий; 
    1.3. Оценка источников информации. 
    Оценка источников информации, в первую очередь, подразумевает определение степени доверия к опубликуемой им иформации, что возможно сделать лишь на основе априорной (имеющейся) информации или апостериори (после завершения исследований).
  2. Оценка фактографического материала. В результате ознакомления с полученными данными, аналитик должен отдавать себе отчет в том, что все эти материалы не обязательно относятся к предмету исследования и, как правило, являются субъективным отражением реальной ситуации (состояния, процесса, тенденции и т.п.). Аналитику приходится иметь дело с явлениями, скорее вероятными, чем определенными. Основная задача аналитика на этом этапе состоит в том, чтобы оценить полученные данные, выделить из массы описываемых фактов те, анализ которых целесообразно продолжить.
  3. Раскрытие значения фактов. Как это ни странно, факт, как таковой, несет в себе незначительную смысловую нагрузку, если его не рассматривать в совокупности с другими фактами или дополнительно не указать его значение. Необходимо всячески добиваться наиболее полного раскрытия значения, каждого факта.
  4. Составление общего представления об изучаемом явлении в целом и проверка его правильности. Иными словами, необходимо построить гипотезу о взаимосвязи отдельных фактов, т.е. попытаться свести воедино разрозненные на первый взгляд факты. Осмысление выдвинутой гипотезы носит исследовательский характер. Аналитик «пропускает» гипотезу сквозь призму своих представлений, обусловленных личным опытом и знанием предметной области. Столкнувшись с дилеммой, он начинает перебирать одно за другим представления, воспринимаемые в качестве истин, комбинирует, принимает или отвергает их пока не сочтет возможным остановиться на одном определенном решении. Рекомендуется выписывать предположения, на которых основываются выводы с тем, чтобы в дальнейшем подвергнуть их критическому анализу. Это следует делать, хотя бы по тому, что в процессе письма внимание концентрируется на каждом предположении в течение определенного ощутимого промежутка времени .
  5. Достоверное и ясное изложение результатов исследования . Говоря о достоверности информации, следует подчеркнуть, что именно она имеет первостепенное значение. Недооценка или переоценка фактов может свести на нет всю работу в целом. Что же касается ясности изложения, то здесь необходимо следить за тем, чтобы итоговый документ был написан на языке, доступном пониманию потребителя информационной продукции.

Следует понимать, что в  аналитической работе приходится многократно  возвращаться к повторению действий, описанных в пунктах 1 - 4. Возможные  варианты протекания цикла ИАР представлены на Рис. 1.

Так, например, при оценке фактического материала (пункт 2) может  быть установлено, что собранного материала (пункт 1) недостаточно для проведения качественного анализа. Следовательно, необходимо вернуться к пункту 1 и попытаться найти дополнительные источники информации.

 

Рисунок 1 - Структурно-логическая схема цикла ИАР.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Информационно-аналитическая  деятельность, которая по сути дела является исследовательским процессом  и осуществляется непрерывно, всегда носит целевой характер. Цели и  задачи информационно-аналитической  работы подчинены интересам решения  общих задач, стоящих перед организацией-клиентом ИАР-службы. Эффективность информационно-аналитической работы напрямую зависит от степени развития и практического использования основных теоретических и практически наработанных принципов информационно-аналитической деятельности.

На основании вышеизложенного определим аналитическую деятельность как процесс и целостную систему взаимосвязанных компонентов.  С одной стороны, аналитическая деятельность предстает перед нами как динамичный процесс сбора, обработки, анализа и систематизации информации, а с другой, как организованная структура, основными элементами которой являются: аналитики, информационное, методическое, программное и нормативно-правовое обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Виноградов В. Г. Научное предвидение. — М., 1989.
  2. Герасимов И. Д. Научное исследование. — М., 1982.
  3. Жариков Е. Н. Научный поиск. — М., 1990.
  4. Кузнецов И. Н. Научные работы: методика подготовки и оформления. — Минск, 2000.
  5. Методологические проблемы социологического исследования. — М., 1989.
  6. Методология в сфере теории и практики. — Новосибирск, 1988.
  7. Методология развития научного знания. — М., 1990.
  8. Методы системного педагогического исследования. — Л., 1990.
  9. Олейников В. В. Делайте бизнес надежным и безопасным. — Рыбинск, 1997.
  10. Основы научного исследования: Учебное пособие. — М., 1989.
  11. http://www.alexconsulting.ru
  12. http://www.collegian.ru

 


Информация о работе Содержание и задачи информационно-аналитическая работа