Содержание и задачи информационно-аналитическая работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:51, реферат

Описание

Основная задача информационно аналитической работы (ИАР) состоит в извлечении максимального количества релевантной (относящейся к решаемой задаче) информации из наличествующих или поступающих данных.

Содержание

Введение
1. Информационная работа
2. Аналитическая работа.
3. Основные этапы информационно-аналитической работы.
4. Аналогия как метод. От известного к неизвестному.
5. Аналогия. Процентный метод.
6. Аналогия. Характерный пример.
7. Проверка по аналогии.
8. Изучение отдельных случаев как метод информационно-аналитической работы.
9. Информационно-аналитическая работа как процесс семантической обработки
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Глава II.docx

— 78.77 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………....3

1. Информационная работа…………………………………………………...4

2. Аналитическая работа………………………………………………………6

3. Основные этапы информационно-аналитической  работы………………10

4. Аналогия как  метод. От известного к неизвестному…………..14
5. Аналогия. Процентный  метод……………………………………..16
6. Аналогия. Характерный  пример………………………………….16
7. Проверка по  аналогии………………………………………………17
8. Изучение отдельных  случаев как метод информационно-аналитической  работы………………………………………………20

9. Информационно-аналитическая  работа как процесс семантической  обработки……………………………………………………………………21

Заключение…………………………………………………………………....25

Список литературы…………………………………………………………. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Основная задача информационно  аналитической  работы  (ИАР) состоит  в извлечении максимального количества релевантной (относящейся к решаемой задаче) информации из наличествующих или поступающих данных.

Необходимость поиска существующих связей между отдельными явлениями, обусловливает появление и развитие аналитических методов. Их использование  позволяет осмыслить сущность новых  явлений и выразить ее в известных  понятиях. Можно утверждать, что возрастание роли аналитической работы в качестве инструмента исследований в социальных науках и управленческой деятельности отчасти может быть объяснено тем, что по мере роста сложности исследуемых или управляемых систем, исследователи все чаще сталкиваются с проблемой отсутствия непосредственного контакта с фрагментом объективной реальности, подлежащим изучению (так обстоят дела в политике, финансово-экономической сфере и многих других сферах деятельности, где существует проблема наблюдаемости).

И хотя исторически сложилось  так, что аналитические методы до недавнего времени применялись  лишь в технических и естественных науках, на современном этапе развития научной методологии они активно  используются в качестве инструмента  исследований и в науках социальных. Для того, чтобы в этом убедиться, рассмотрим перечень задач стоящих перед общественными науками в современном обществе:

  • изучение общественной (групповой) жизни людей;
  • научное осмысление и объяснение сложных общественных явлений;
  • формирование сравнительно точных предсказаний относительно тенденций развития событий.

Информационная работа.

 

Информация — это сведения о значимых фактах (лицах, действиях, организациях, событиях), которые служат основой для принятия решений о проведении административных, организационных мероприятий, а также для подготовки предложений и рекомендаций. В философском понимании информация обеспечивает уменьшение или снятие неопределенности наших представлений об изучаемых явлениях (процессах) в результате получения сообщения (знака).

Информационная работа — деятельность по обеспечению должностных лиц сведениями, необходимыми для решения возложенных на них задач.

Средства информационной работы — это совокупность документальных, технических и иных устройств, предназначенных для накопления, обработки, систематизации, хранения и выдачи информации.

Формы информационной работы — особенности документирования, накопления, сбережения, интеграции информационных данных в различных звеньях системы управления в целях рационального и эффективного осуществления управленческой деятельности.

Процесс информационной работы — это последовательная совокупность операций (регистрация, передача, накопление, хранение, обработка, выдача информации), позволяющая быстро найти в полном объеме нужные сведения, затребованные конкретными потребителями.

Качество информации — это степень развитости свойств информации, определяющая ее практическую пригодность для исследования. Качество информации зависит от следующих характеристик:

  • достоверность;
  • относимость;
  • своевременность;
  • полнота;
  • важность.

Отбор информации — это результат просмотра материалов и документов, уточнения, дополнения и формализации информации.

Накопление информации — это результат интеграции, систематизации, уточнения и учета информации в определенных системах.

Хранение информации — это результат централизации, коррекции, обновления и сбережения банков данных.

Обработка информации — это результат преобразования (сортировка, группировка, обогащение, сравнение и т. д.) в формы, удобные для работы.

Выдача информации — это передача информации потребителю в режиме сигнального информирования или в соответствии с программой, указанной в запросе.

Способы отбора и рамки информационного  поиска определяются с учетом:

  • структуры и содержания изучаемой проблемы с выделением конкретных задач, подлежащих анализу;
  • наличия смежных областей и проблем, в которых может находиться нужная информация;
  • глубины ретроспективного поиска;
  • видов документальных источников, необходимых для исследования.

Обработка информации — упорядочение собранных материалов путем их систематизации с целью сделать обозримыми, компактными, пригодными для анализа, т. е. приведения их к виду, когда фактические данные начинают «говорить».

Отбор и обработка материалов по теме исследования — это подготовительный этап процесса аналитической работы, на котором осуществляется поиск информации, проверка ее качественных характеристик, а также ее обработка с целью создания условий для правильной оценки исследуемых фактов, событий и явлений.

Документирование — это форма информационной работы, применяемая для закрепления результатов, получаемых в процессе управления деятельностью (справки, постановления, планы и т. п.).

Дела — форма информационной работы, предназначенная для систематизации документальных материалов.

Аналитическая работа.

 

Аналитическая работа — составная часть творческой деятельности. Она предназначена для оценки информации и подготовки принятия решений. Составляет основное содержание повседневной работы каждого руководителя и работника.

Аналитическая работа, как процесс познания объективной  реальности, осуществляется по законам диалектики, формальной логики, с применением общенаучных методов исследования.

Содержание аналитической работы — приведение разрозненных сведений в логически обоснованную систему зависимостей (пространственно-временных, причинно-следственных и иных), позволяющих дать правильную оценку как всей совокупности фактов, так и каждому из них в отдельности.

Цель исследования — общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Цель исследования указывает на характер задач

исследования  и достигается посредством их решения.

Задачи исследования — совокупность целевых установок, в которых формулируются основные требования к анализу и решению исследуемой проблемы.

Объект исследования — область практической деятельности, на которую направлен процесс исследования. Выбор объекта исследования определяет границы применения полученных результатов.

Предмет исследования — существенные свойства объекта исследования, познание которых необходимо для решения проблемы, в пределах которых объект изучается в данном конкретном исследовании.

Тематическое исследование — организационная форма аналитического слежения за состоянием и развитием обстановки, в рамках которой изучаются ее элементы с целью выработки тактических задач для практической деятельности.

Исследования  в повседневной деятельности проводятся по мере накопления проблем. Исследуются: актуальность, важность, объективность, перспективность. Предметом исследования становятся события и процессы, развитие которых может повлиять на выбор форм и методов деятельности на определенном участке и в определенное время.

Средства аналитической работы — это законы и методы мыслительной деятельности, а также иные технические средства, на основе и с помощью которых осуществляется обработка фактических данных с более высоким качеством, позволяющим извлечь из нее все, что она может дать.

Формы аналитической работы — организационные особенности осуществления аналитической работы, обусловленные целями, средствами и результатами ее проведения, образующие систему аналитического слежения за состоянием и развитием обстановки.

Процесс аналитической работы — совокупность мыслительных операций, осуществляемых в определенной последовательности с использованием аналитических средств, приводящих к достижению целей и задач исследования.

Технология аналитической работы — получение нового знания (выводной информации), обеспечивающего сложный процесс исследования, имеющий определенную логическую последовательность.

Под проведением  исследования понимается система взаимосвязанных рабочих операций, которые образуют технологический цикл отбора, группировки фактов о событиях, явлениях, процессах, где каждый факт обретает свое место и связан с предшествующими и последующими обстоятельствами в пространственно-временной и причинно-следственной зависимости.

Обобщение фактов, их научная обоснованная систематизация позволяют дать правильную оценку как всей совокупности фактов, так и каждому из них в отдельности.

Задание — правовой документ, определяющий состав, права и обязанности авторского коллектива в вопросах получения информации на тему исследования, консультаций со специалистами, реализации результатов, а также цели и задачи, объект и предмет, информационную базу, сроки и формы подготовки выходных документов.

План — организационный документ, устанавливающий последовательность осуществления этапов исследования, конкретизированных по исполнителям, срокам, формам подготовки выходных документов.

Методика исследования — организационный документ, в котором описывается система логических и методических правил проведения как в целом исследования, так и в рамках отдельных его направлений.

Постановка проблемы и ее предварительная  проработка — начальный этап процесса аналитической работы, на котором окончательно определяются цели, задачи, предмет, объекты и информационная база исследования, прогнозируются

главные результаты, способы и формы реализации.

Проблема исследования — разновидность вопроса, ответ на который не содержится в накопленном знании, и его поиск требует аналитических действий, отличных от информационного поиска.

Условия постановки проблем:

  • когда результаты оперативной деятельности не соответствуют желаемым целям;
  • когда ранее проверенные способы решения задач не могут быть использованы или не дают должного эффекта в новых условиях;
  • когда обнаруживаются факты, не укладывающиеся в рамки существующих теоретических представлений;
  • когда одна из частных теорий аналитической деятельности вступает в противоречие с более общей теорией данной деятельности.

Уяснение проблемы исследования — составная часть предварительной проработки проблемы, в рамках которой выявляются условия и предпосылки успешного проведения исследования: обоснованность постановки проблемы; актуальность и осуществимость ее разработки; возможность внедрения результатов в практику, а также определенность в целях, задачах, предмете, объекте и границах исследования.

Информационная база исследования — составная часть предварительной проработки проблемы, в рамках которой выявляется достаточность информационных материалов, пути и способы ее получения, составляется библиография по источникам.

Анализ собранных материалов в  соответствии с целями и задачами исследования — это основной этап аналитической работы, на котором осуществляется осмысление материала, выработка новой выводной информации, формирование предложений по практическому их применению и документированию результатов исследования.

Анализ информации — совокупность методов формирования фактических данных, обеспечивающих их сравнимость (сопоставляемость), объективную оценку и выработку новой выводной информации.

Выработка новой информации — это извлечение содержания из всей массы исходных данных, отыскание причинно-следственных и пространственно-временных связей и взаимосвязей между сопоставляемыми сведениями.

Документирование результатов  исследования — фиксация в установленном порядке результатов исследования с помощью системы обозначений, придающей описанию строгую форму, наглядность, логичность, краткость, ясность и отвечающей целям и задачам исследования.

Апробирование результатов исследования — проверочная процедура, направленная для выяснения качественных характеристик результатов

исследования, возможностей реализации и внедрения их в практику.

Утверждение результатов исследования — согласовательная процедура, с помощью которой аналитический документ приобретает качества пригодности и обязательности для использования во всех заинтересованных сферах.

Реализация результатов исследования — это передача результатов исследования в удобной для внедрения форме в практику работы заинтересованных лиц, обеспечивающих повышение эффективности их деятельности.

Проверка, утверждение и внедрение  результатов аналитической работы — это завершающий этап процесса исследования, на котором выявляются недостатки в аналитической работе, осуществляется их устранение и дается оценка качеству полученных результатов.

Основные  этапы информационно-аналитической  работы.

 

Этап 1. Общее знакомство с проблемой. Ознакомление с проблемой в целом, а также со смежными вопросами, изучение которых может оказаться полезным; составление общего плана работы с указанием срока выполнения, исполнителей и основных источников, которые предположительно могут быть использованы.

Информация о работе Содержание и задачи информационно-аналитическая работа