Разработка электронного учебника по дисциплине: «Компьютерная графика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание

В своей курсовой работе я рассмотрела одну из сторон процесса информатизации общества и образования – создание и использование на практике одной из форм обучения с использованием средств новых информационных технологий – электронного учебника. В ней исследуются возможности средств новых информационных технологий, условия, необходимые для их успешного использования, рассматривается и анализируется прикладное программное обеспечение необходимое для создания и дальнейшего использования электронных учебников. Кроме этого, описываются все этапы создания подобных электронных приложений с учетом специфики конкретного учебного предмета (информатики).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
ГЛАВА 1 ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ…………………………………………………6
Понятие электронного учебного пособия…………………………………....6
1.2. Основные формы электронного учебника…………………………………7
1.3 Виды электронных учебных изданий………………………………………10
1.4 Объективная необходимость создания электронного учебника………14
ГЛАВА 2 ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА, С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ ADOBE DREAMWEAVER CS6 / CS3….17
2.1 Программа Dreamweaver – как средство создания электронного учебника………………………………………………………………………….17
2.2 Основные этапы и принципы, которыми следуют руководствоваться при создании ЭУ, использую программу Dreamweaver…………………………...18
2.3 Методические разработки по созданию электронного учебника………..21
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»…………………………………………………………..…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

курсач ликсина.doc

— 2.52 Мб (Скачать документ)

- интерактивность. Студенты, в свою очередь, самостоятельно пополняют такой электронный учебник своими работами.

- удобство обращения. Система поиска поможет каждому пользователю почти мгновенно "открывать" в таком учебнике любой материал.

- вариативность в исполнении. Электронному учебнику можно придать любую удобную для чтения форму - цвет фона, текста, размер шрифта; при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника или издать его необходимым тиражом целиком, оформив по своему усмотрению.

- дешевизна. Создание и оформление учебника в принципе не предусматривает специальных расходов (кроме наличия компьютера и времени на его создание).

- вечность. Если рукописи, по известной поговорке, не горят (но, во всяком случае, тлеют), то электронный учебник, созданный в цифровом формате, практически вечен, не боится износа и старения.

- мобильность. Материал из электронного учебника может оперативно разослан по электронной почте, записан на компакт- диск или помещен на образовательный веб-сайт и в Интернете[12].

 

Электронный учебник, являясь полифункциональным средством, способен заменить некоторые из традиционных средств обучения.

Основные недостатки электронного учебника - это:

- единственным недостатком электронного учебника является неудобство чтения текстов с экрана монитора, хотя любую его часть в любой момент можно распечатать, а также современные мониторы и компьютерные программы делают чтение с экрана все более комфортным.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ТЕХНИЧЕСКАЯ  РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА, С  ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ ADOBE  DREAMWEAVER  CS6 / CS3

2.1 Программа  Dreamweaver – как средство создания  электронного учебника

Dreamweaver (Дримви́вер) — WYSIWYG HTML-редактор компании Adobe. Изначально разработан и поддерживался  компанией Macromedia, вплоть до 8-й  версии (2005 год). Следующие версии, начиная с Dreamweaver CS3 (2007), выпускает Adobe. Богатый инструментарий, открытость приложения для всевозможных настроек, удобный интерфейс и другие особенности сделали Dreamweaver одним из наиболее популярных HTML-редакторов в мире.

Заметную популярность программа получила начиная с  версии MX, выпущенной компанией Macromedia в 2002 году. До этого момента были выпущены версии 1—4, версию 5 компания пропустила. 7-я версия программы  получила название Dreamweaver MX 2004, а затем  в 2005 году была выпущена Dreamweaver 8. 20 апреля 2007 года уже компания Adobe выпустила более свежую версию под названием Dreamweaver CS3.

На сегодняшний  момент последней версией является Dreamweaver CS6.

19 мая 2010 на  конференции Google I/O главный технический директор Adobe Кевин Линч продемонстрировал поддержку стандарта HTML5 в редакторе Dreamweaver CS5, передает TechCrunch. «HTML5 — это большой шаг вперед для интернет-видео», — сказал он. Кевин Линч отметил, что Adobe подготовила для Dreamweaver CS5 специальный пакет обновлений с поддержкой HTML5 и CSS3.

Как сообщил  представитель Adobe, после установки  пакета в Dreamweaver появятся подсказки  по тегам HTML5.

Кроме того, разработчики компании Adobe обновили движок WebKit, улучшив  поддержку видео и аудио.

По состоянию  на февраль 2012, кроме варианта оплатить полностью всю стоимость (Full — $399.00), обновить ($119.00), существует оплата через  подписку (помесячно — $29.00 в месяц, за год — из расчёта $19.00 в месяц)[3].

2.2 Основные этапы и принципы,  которыми следуют руководствоваться при создании ЭУ, использую программу Dreamweaver

 Принцип  квантования: разбиение материала  на разделы, состоящие из модулей,  минимальных по объему, но замкнутых  по содержанию.

 Принцип  полноты: каждый модуль должен  иметь следующие компоненты

- теоретическое ядро,

 - контрольные вопросы по теории,

- примеры,

- задачи и упражнения для самостоятельного решения,

- контрольные вопросы по всему модулю с ответами,

- контрольная работа,

- контекстная справка (Help),

- исторический комментарий.

 Принцип  наглядности: каждый модуль должен  состоять из коллекции кадров  с минимумом текста и визуализацией,  облегчающей понимание и запоминание  новых понятий, утверждений и  методов. 

 Принцип  ветвления: каждый модуль должен  быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.

 Принцип  регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров (понятие ``пример" имеет широкий смысл: это и примеры, иллюстрирующие изучаемые понятия и утверждения, и примеры решения конкретных задач, а также контрпримеры), решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.

 Принцип  адаптивности: электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности учащегося, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач.

 Принцип  компьютерной поддержки: в любой  момент работы учащийся может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач. Причем компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения, но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже изучены ранее, а также проверяет полученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа.

 Принцип  собираемости: электронный учебник  (и другие учебные пакеты) должны  быть выполнены в форматах, позволяющих  компоновать их в единые электронные  комплексы, расширять и дополнять  их новыми разделами и темами, а также формировать электронные  библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для кафедральных компьютерных классов) или личные электронные библиотеки студента (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится), преподавателя или исследователя[8].

  Основные этапы разработки электронного учебника

- Выбор источников

- Разработка оглавления и перечня понятий (индекса)

- Переработка текстов в модули по разделам и создание Help

- Реализация гипертекста в электронной форме

- Разработка компьютерной поддержки

- Отбор материала для мультимедийного воплощения

- Разработка звукового сопровождения

- Реализация звукового сопровождения

- Подготовка материала для визуализации

- Визуализация материала

2.3 Методические  разработки по созданию электронного учебника

  На первом  этапе разработки ЭУ целесообразно подобрать в качестве источников такие печатные и электронные издания, которые наиболее полно соответствуют стандартной программе, лаконичны и удобны для создания гипертекстов, содержат большое количество примеров и задач, имеются в удобных форматах (принцип собираемости)

На втором этапе  заключения договоров из полученного  набора источников отбираются те, которые  имеют оптимальное соотношение  цены и качества.

На третьем  этапе разрабатывается оглавление, т.е. производится разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию, а также составляется перечень понятий, которые необходимы и достаточны для овладения предметом (двух– или трехуровневый индекс).

На четвертом  этапе перерабатываются тексты источников в соответствии с оглавлением, индексом и структурой модулей; исключаются тексты, не вошедшие в перечни, и пишутся те, которых нет в источниках; разрабатывается система контекстных справок (Help); определяются связи между модулями и другие гипертекстные связи.

 Таким образом,  подготавливаются проект гипертекста  для компьютерной реализации.

 На пятом  этапе гипертекст реализуется  в электронной форме.

 В результате  создается примитивное электронное  издание, которое уже может  быть использовано в учебных целях. Оно практически не имеет шансов на коммерческий успех, потому что студенты не будут его покупать.

На шестом этапе  разрабатывается компьютерная поддержка: определяется, какие математические действия в каждом конкретном случае поручаются компьютеру и в какой форме должен быть представлен ответ компьютера; проектируется и реализуется ИЯ; разрабатываются инструкции для пользователей по применению интеллектуального ядра ЭУ для решения математических задач. В результате создается работающий электронный учебник, который обладает свойствами, делающими его необходимым для студентов, полезным для аудиторных занятий и удобным для преподавателей. Такой ЭУ может распространяться на коммерческой основе.

 Теперь электронный  учебник готов к дальнейшему  совершенствованию (озвучиванию и визуализации) с помощью мультимедийных средств.

На седьмом  этапе изменяются способы объяснения отдельных понятий и утверждений  и отбираются тексты для замены мультимедийными  материалами.

На восьмом  этапе разрабатываются тексты звукового сопровождения отдельных модулей с целью разгрузки экрана от текстовой информации и использования слуховой памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

На девятом  этапе разработанные тексты звукового  сопровождения записываются на диктофон и реализуются на компьютере.

На десятом  этапе разрабатываются сценарии визуализации модулей для достижения наибольшей наглядности, максимальной разгрузки экрана от текстовой информации и использования эмоциональной  памяти учащегося для облегчения понимания и запоминания изучаемого материала.

На одиннадцатом этапе производится визуализация текстов, т.е. компьютерное воплощение разработанных  сценариев с использованием рисунков, графиков и, возможно, анимации (нужно  иметь в виду, что анимация стоит очень дорого).

 На этом  заканчивается разработка ЭУ  и начинается его подготовка  к эксплуатации. Следует отметить, что подготовка к эксплуатации  ЭУ может предполагать некоторые  коррекции его содержательной  и мультимедийной компонент[11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Данный электронный  учебник разработан по теме: «Становление педагогике как отрасли научного знания»  в программе Macromedia Dreamweaver 8.

Электронный учебник предназначен для студентов технических и педагогических вузов, изучающих историю педагогики в рамках дисциплины «История философии и педагогика образования», а также для преподавательского состава, обеспечивающего занятия по данной дисциплине.

Для эффективной  работы электронного учебника необходима установка таких программ:

    • Браузер “Opera” (использование других браузеров не рекомендуется).
    • Microsoft PowerPoint.

С точки зрения техники:

    • Операционная система Microsoft® Windows® 2000/XP/ Vista/ Windows
    • Не менее 64 МБ оперативной памяти.
    • Свободное место на жёстком диске от 10 МБ
    • Дисковод для DVD для установки программы.

Электронный учебник  можно запустить непосредственно  с компакт-диска  или другого  электронного носителя, или скопировав все файлы в каталог на жестком диске. Для запуска учебника достаточно дважды щелкнуть левой кнопкой мыши, указав на файл «index».

Несомненным достоинством данного ЭУ является то, что его  использование не требует дополнительных усилий обучаемого по освоению интерфейса. После запуска ЭУ  он отображается на экране в формате, хорошо знакомом каждому пользователю компьютера.

В левой части  находится окно навигации, в котором  под вкладкой «Содержание» все иерархически организованные материалы ЭУ  представлены в виде дерева. В правом окне отображается содержание разделов. Используя окно навигации можно легко увидеть структуру учебника и перемещаться по его разделам. При щелчке мыши по любому из элементов в окне навигации отображается соответствующий элемент содержания электронного учебника.

Также есть дополнительные кнопки «Назад» и «Вперед» – которые  помогают перемещаться по разделам ЭУ в соответствии с последовательностью  их предыдущего посещения; «Домой»  – перейти на главную страницу.

Для правильной установки данного электронного учебника необходим модем или подключение к Интернету, 32-разрядная версия Windows XP с пакетом обновлений 2 (SP2) или выше (для работы с русским интерфейсом операционная система должна обеспечивать поддержку кириллицы), 32-разрядная версия Windows XP с пакетом обновлений 2 (SP2) или выше — 64 МБ.

Информация о работе Разработка электронного учебника по дисциплине: «Компьютерная графика»