Проектирование информационой системы учета оказанных медицинских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:50, курсовая работа

Описание

Современные медицинские организации производят и накапливают огромные объемы данных. От того, насколько эффективно эта информация используется врачами, руководителями, управляющими органами, зависит качество медицинской помощи, общий уровень жизни населения, уровень развития страны в целом и каждого ее территориального субъекта в частности. Поэтому необходимость использования больших, и при этом еще постоянно растущих, объемов информации при решении диагностических, терапевтических, статистических, управленческих и других задач, обуславливает сегодня создание информационных систем в медицинских учреждениях.

Работа состоит из  1 файл

Проектирование информационой системы учета оказанных медицинских услуг.docx

— 53.98 Кб (Скачать документ)

      ПЯТЫМ уровнем развития МИС называют электронную запись о здоровье (Electronic Health Record). Она отличается от системы  электронных записей о пациенте существованием практически неограниченных источников информации о здоровье пациента. Появляются сведения из областей нетрадиционной медицины, поведенческой деятельности (курение, занятия спортом, пользование  диетами и т.д.).

      В настоящее время в разных регионах реализован первый, второй либо третий уровень развития МИС. Следующий  уровень возможно было достигнуть в  небольших регионах к 2010 г., но в целом, вероятно, он не будет внедрен в  систему здравоохранения, пока не стабилизируется  экономическая ситуация.

 

     ВЗГЛЯД  В ПРОШЛОЕ: ПРИМЕРЫ  МИС 

     Чтобы лучше представить положение  дел сегодня, необходимо оглянуться назад в историю. В стиле прошедшего времени было при разработке любой  системы представлять ее в виде последовательности операций, которая позволяла достичь  заранее поставленной цели, отражающей общую полезность для здравоохранения. Она должна была обеспечивать решение  определенного круга задач. Вот  некоторые из примеров МИС кибернетической  поры, когда в представлениях разработчиков  и заказчиков доминировало желание  управлять системами, а не разумная обработка информации.

     Были  предприняты первые попытки с  помощью ИС управлять больницей, а точнее, обрабатывать данные, чтобы  «обнаруживать заболевания, принимать  решения по госпитализации, для стационарного  наблюдения и лечения, выписки из клиники, а также наблюдения после  выписки». Аппаратная платформа для  таких систем основывалась на ЭВМ  типа «Минск 22/23/32» и ЕС 1020/30/40. Связь  между больницами и государственными учреждениями обеспечивалась такой  аппаратурой передачи данных, как  «Обь» или абонентский телеграф.

     В США уже тогда постоянно действовала  Кайзеровская МИС с ВЦ в Окленде, обслуживавшая 1,5 млн. пациентов, 51 поликлинику  и два госпиталя. К ней имели  доступ 2 тыс. врачей и 13 тыс. медперсонала. В ее состав входили несколько  подсистем: ускоренного массового  обследования населения с автоматической обработкой данных и выдачей результатов (20 станций, каждая из которых обслуживала  одного человека в минуту); обработки  данных, связанных с приемом пациентов; сбора результатов диагностирования, предписаний врачей и отчетов  о состоянии больных и др. (использовались 50 пунктов приема и обследования); учета применяемых медикаментов и анализа их воздействия на больных (выполнялась централизованная обработка  данных, полученных из всех учреждений, входящих в МИС); информации о новых методах обследования, повышающих эффективность деятельности врачей и освобождающих их от заполнения документов вручную.

     В нашей стране такая работа проводилась  АСУ Минздрава СССР. Сначала использовалась ЭВМ М-222, а затем ее заменили более  мощной ЕС ЭВМ. Основным информационным ресурсом для всех учетных МИС  были данные из карты №261, практически  государственного стандарта для  различных служб Минздрава и  других учреждений.

     Также были созданы и эксплуатировались  МИС на базе ЭВМ М-220 для диагностирования различных заболеваний. Например, в  Институте хирургии им. А.В. Вишневского  лечащий врач с помощью такой  системы мог оценить состояние  больного после операции и возможные  осложнения. В Институте сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева собственная  диагностическая и контролирующая МИС на ЭВМ «Минск-23» позволяла  проводить анализ параметров организма  и условий искусственного кровообращения при операции на открытом сердце и  магистральных сосудах.

      В США в 50-е годы проводились разработки в области информационных систем для медицины в рамках проекта MedNet. В СССР в это же время организации  Минздрава проводили разработки в области автоматизации систем хранения диагностических данных по наркологии и психологии. Начиная  с 1965 г. появилось различие в направлениях развития информационных систем для  медицины. В США в связи с  развитием системы медицинского страхования и одобренной правительством программы MediCare стали интенсивно развиваться  совместные системы информатизации и телекоммуникаций, что стало  причиной появления термина телемедицина. В СССР существовала другая система  медицинского обслуживания, и интенсивное  развитие телемедицины не было актуальным в практической сфере здравоохранения. Однако с 1992 г. термин телемедицина стал наполняться содержанием и в  России.

      В США затраты на создание и модернизацию медицинских информационных систем составляют в год около 8,5 млрд. дол. Емкость отечественного рынка медицинских информационных систем составляет 20 млн. дол. США.  

     СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О  МИС 

     Функциональные  особенности здравоохранения как  системы целесообразно рассмотреть, опираясь на представления о МИС. В России здравоохранение существует пока на традиционном организационном  уровне, как административная система, а все попытки создать на ее основе ИС носят фрагментарный характер, что отражает не только принципиальные трудности интеграционных решений, но и прежде всего грандиозность  ее физических размеров, а также  потребных объемов всевозможных средств для иных реализаций, серьезно меняющих организационную структуру.

       Первые попытки по созданию  отраслевой АСУ, как описано выше, предпринял еще Минздрав СССР. К настоящему времени появилось множество узкопрофильных МИС, реализующих отдельные структурные и функциональные потребности здравоохранения и даже шире — медицины. К ним можно отнести различного рода системы для медицинских учреждений, таких как районная больница, аптека и т. д.

     В последнее время стали появляться национальные и международные интеграционные проекты МИС, например по телемедицине в странах Европейского союза  и в России. Это связано с  тем, что, с одной стороны, мировое  сообщество проводит в жизнь принцип  равных возможностей для граждан, в  том числе и в области здравоохранения, а с другой — уровень развития ИТ, достижения науки и технологии позволяют не только реально оценить  финансовые и организационные проблемы создания таких МИС, но и приступить к их реализации.

     Вместе  с тем существующие и проектируемые  МИС в основном выполняют отдельные  функции информационной системы  — от ряда АРМ для помощи в организации информационного обслуживания до учетной ИС лечебного учреждения или важнейших процессов, связанных со здравоохранением (например, информационной поддержки послеоперационных больных или ведения медицинской статистики).

     Медицинские информационные системы обладают рядом  функциональных возможностей:

  • сбор, регистрация, структуризация и создание информационного пространства;
  • обеспечение обмена информацией;
  • хранение и поиск информации;
  • статистический анализ данных;
  • контроль эффективности и качества оказания медицинской помощи;
  • поддержка принятия решений;
  • анализ и контроль работы учреждений, управление ресурсами учреждения;
  • поддержка экономической составляющей лечебного процесса;
  • обучение персонала;

     Рассмотрим  подробнее основные функции МИС.

     Как в любой ИС, к ним относятся  сбор информации, которому предшествует получение первичных данных о  пациенте в результате его осмотра  или автоматически с помощью  специального оборудования для регистрации  состояния больного (принципиально  такую информацию можно полагать технологической), и, наконец, из других специализированных МИС (например, по фармакопее, анестезиологии или из медицинских библиотек). Конечно, в  такой системе информация нуждается  в структурировании и хранении, а  также в средствах поиска не только по БД, но и в различных хранилищах, в частности рентгенограмм или  кардиограмм. Большие объемы вычислений, связанные с количественной оценкой  информации в системе, требуют включения  в МИС разнообразных приложений. Современные МИС работают в сети, поэтому при их эксплуатации пользователи могут иметь доступ к распределенным БД или другим разнообразным информационным ресурсам, в том числе и находящимся в Internet. Существенное расширение круга оборудования, используемого в здравоохранении, и повышение качества медицинского обслуживания приводят к включению в ресурс МИС дополнительной информации. Таким образом, в современных МИС увеличение ресурса происходит в значительной мере за счет технологической информации. Сейчас стало вполне реальным включать, например, на уровне больницы, сведения о лекарствах, закупаемых через аптеки. Итак, можно полагать, что теперь МИС может сколь угодно полно поддерживать функции любого медицинского учреждения.

     В настоящее время МИС базируются на любых компьютерах, включая КПК, на сканерах, начиная с планшетных и кончая томографами, и специальных  устройствах для биометрических наблюдений, цифрового и аналогового  хранения информации, видео- и фотосъемки, звукозаписи и воспроизведения. Причем благодаря сетевым технологиям  интегрированные МИС могут иметь  гетерогенную архитектуру. Средства хранения МИС позволяют работать практически  с неограниченными объемами информации, находящейся в локальных и  региональных сетях, а также в Internet.

     Системная организация хранения информации поддерживается СУБД, которые выбираются как в  рамках клиент-серверной технологии, так и в виде традиционной БД для  отдельного ПК. 

    КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 

     Классификация медицинских информационных систем основана на иерархическом принципе и соответствует многоуровневой структуре здравоохранения.

     Различают:

  1. медицинские информационные системы базового уровня, основная цель которых – компьютерная поддержка работы врачей разных специальностей; они позволяют повысить качество профилактической и лабораторно-диагностической работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени квалифицированных специалистов. По решаемым задачам выделяют:

     а) информационно-справочные системы (предназначены  для поиска и выдачи медицинской  информации по запросу пользователя),

     б) консультативно-диагностические системы (для диагностики патологических состояний, включая прогноз и  выработку рекомендаций по способам лечения, при заболеваниях различного профиля),

     в) приборно-компьютерные системы (для  информационной поддержки и/или  автоматизации диагностического и  лечебного процесса, осуществляемых при непосредственном контакте с  организмом больного),

     г) автоматизированные рабочие места  специалистов (для автоматизации  всего технологического процесса врача  соответствующей специальности  и обеспечивающая информационную поддержку  при принятии диагностических и  тактических врачебных решений);

  1. медицинские информационные системы уровня лечебно-профилактических учреждений. Представлены следующими основными группами:

     а) информационными системами консультативных  центров (предназначены для обеспечения  функционирования соответствующих  подразделений и информационной поддержки врачей при консультировании, диагностике и принятии решений  при неотложных состояниях),

     б) банками информации медицинских  служб (содержат сводные данные о  качественном и количественном составе  работников учреждения, прикрепленного населения, основные статистические сведения, характеристики районов обслуживания и другие необходимые сведения),

     в) персонифицированными регистрами (содержащих информацию на прикрепленный или наблюдаемый контингент на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты),

     г) скрининговыми системами (для проведения доврачебного профилактического осмотра  населения, а также для выявления  групп риска и больных, нуждающихся  в помощи специалиста),

     д) информационными системами лечебно-профилактического  учреждения (основаны на объединении  всех информационных потоков в единую систему и обеспечивают автоматизацию  различных видов деятельности учреждения),

     е) информационными системами НИИ  и медицинских вузов (решают 3 основные задачи: информатизацию технологического процесса обучения, научно-исследовательской  работы и управленческой деятельности НИИ и вузов);

  1. медицинские информационные системы территориального уровня.

     Представлены:

     а) ИС территориального органа здравоохранения;

     б) ИС для решения медико-технологических  задач, обеспечивающие информационной поддержкой деятельность медицинских  работников специализированных медицинских  служб;

     в) компьютерные телекоммуникационные медицинские  сети, обеспечивающие создание единого  информационного пространства на уровне региона;

  1. федеральный уровень, предназначенные для информационной поддержки государственного уровня системы здравоохранения.
 

     РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 

     Рынок российских медицинских информационных систем переживает период бурного развития. Начало реализации приоритетного национального  проекта "Здоровье" вызвало всплеск интереса к внедрению ИТ в отечественных ЛПУ и, несмотря на то, что, по оценкам специалистов, сегодняшнего уровня финансирования по-прежнему недостаточно для проведения масштабной реорганизации отрасли, разработчики МИС находятся в боевой готовности.

Информация о работе Проектирование информационой системы учета оказанных медицинских услуг