Организационно-правовые аспекты защиты информации и авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:18, реферат

Описание

В современной законодательной системе рассматриваются все типы информации: начиная от общедоступной и заканчивая сведениями особой важности, то есть государственной тайной. Соответственно, для каждого типа защищаемых данных устанавливаются определенные меры гражданско-правовой, уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за разглашение защищаемой информации и нарушение правил ее защиты, указанные в соответствующих нормативно-правовых актах. Именно такая детализация позволяет обеспечить на правовом уровне максимально возможную степень защиты информации с ограниченным доступом.

Работа состоит из  1 файл

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ.doc

— 94.50 Кб (Скачать документ)

 

 

        Авторское право — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.[2]

 

       Субъекты авторского права.

 

       Первоначальным  субъектом авторского права всегда  является «физическое лицо, творческим  трудом которого создано» произведение  науки, литературы или искусства,  а также другая интеллектуальная  собственность — автор. Ему  принадлежит весь комплекс авторских прав — личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (презумпция авторства).

       Субъектами авторского  права также являются лица, обладающие  исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от  автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями.       Такими правообладателями могут быть:

      -различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения[источник не указан 907 дней];

      -работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя[источник не указан 907 дней];

       -заказчики, в случае создания произведения по договору заказа[источник не указан 907 дней];

      -наследники автора или иного обладателя авторского права (авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает действовать после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму)[источник не указан 907 дней].

      Ещё одним, специфическим  субъектом авторского права, являются  организации, управляющие имущественными  правами авторов на коллективной  основе. В зарубежных странах  данные организации получили широкое распространение.

        Правообладатель  (автор или его правопреемник)  для оповещения о принадлежащем  ему исключительном праве на  произведение вправе использовать  знак охраны авторского права,  который помещается на каждом  экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

     -латинской буквы «C» в окружности;

     -имени или наименования правообладателя;

      -года первого опубликования произведения.

 

Например:

© Корпорация Монстров, 2006

 

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве 1952 года. К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.

 

 

      Объекты авторского права.

 

      Согласно статье 1259 Гражданского кодекса РБ —  это произведения науки, литературы  и искусства независимо от  достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

     Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме, также является объектом авторского права.

       Авторское право  распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

       -письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

      -устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

      -изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

       -звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

       Самими объектами  авторского права могут выступать:

       -литературные произведения;

       -драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

       -хореографические произведения и пантомимы;

      -музыкальные произведения с текстом или без текста;

      -аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

      -произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

       -произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

       -произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

       -фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

      -географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

 

      К объектам авторского  права также относятся:

       -программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;

        -производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);

       -сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

 

      Производные произведения  и составные произведения охраняются  авторским правом независимо  от того, являются ли объектами  авторского права произведения, на которых они основаны или  которые они включают.

 

       Не являются  объектами авторского права:

      -официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

        -государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);

        -произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

       Авторское право  также не распространяется на  идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования.

 

       Защита авторских  прав в медицинской деятельности  с каждым годом становится  все актуальнее. Научно-исследовательская  работа, проводимая сотрудниками медицинских учреждений, является одной из важнейших составляющих повышения квалификации работников, всестороннего изучения проблем и вопросов, возникающих в процессе оказания помощи пациенту, обобщает имеющиеся познания в медицинской отрасли.[3]

 

         К основным  объектам авторских прав в  медицине относятся: 

 

 — лекции, доклады, выступления  на заседаниях обществ различных  медицинских направлений, ученых  советах, конгрессах, симпозиумах,  конференциях и т. д.;

  — научно-медицинские статьи, диссертации, монографии; технологическая и конструкторская документация на медицинские приборы, инструменты;

 — рекламные проспекты различных  по структуре и количеству  информационных материалов, методические  пособия и руководства для  врачей и др.;

 — переводы научно-медицинских  статей, монографий, аннотаций, рефератов  и др.;

 — аудиовизуальные демонстрационные  версии оперативных вмешательств  и компьютерные версии этапов  моделирования оперативного вмешательства; 

 — иллюстрации, рисунки, чертежи, изображающие фрагменты оперативного вмешательства, схемы перемещения костных фрагментов, кожи, мягких тканей и т. д.; — детали специальных устройств или приборов;

 — фотографические произведения  — демонстрационная версия технологии  оперативного вмешательства, использования конструкций для лечения той или иной патологии опорно-двигательного аппарата человека;

 — слайд-фильмы, иллюстрирующие  современные медицинские технологии  выполнения оперативных вмешательств; — программные продукты для  ЭВМ и базы данных.

 

Нарушение авторского права.

.

       Нарушение авторского  права (также контрафакция, от  лат. contrafactio — подделка; или —  в случае имущественных АП  — «пиратство») — это правонарушение, суть которого составляет использование  произведений науки, литературы и искусства, охраняемых авторским правом, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий договора об использовании таких произведений. К числу основных способов нарушения авторских прав относится незаконное копирование и распространение произведения, а также плагиат[4]

       Использование  термина «пиратство» (англ. piracy) по  отношению к авторским правам  имеет давнюю историю (по крайней  мере, в английском языке). Первые  его упоминания относятся к  1603 году, позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон, где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству».

      Этот термин использовался  также и в правовых актах.  Так, в первоначальном английском тексте ст. 12 Бернской конвенции 1886 года присутствовала фраза «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection»[4] (в русском переводе — «произведения, подвергшиеся пиратству, могут быть изъяты при ввозе в те страны Союза, где оригинальное произведение пользуется правовой охраной»[5]). Тем не менее, даже в своих нескольких версиях Бернская конвенция никогда не налагала на государства-члены подробно изложенные обязательства в отношении проблемы пиратства.

        В русскоязычных  правовых источниках федерального  уровня этот термин в значении  «нарушение авторских прав» не  встречается, однако он употребляется  в локальных нормативных актах,  документах судов и специальной  юридической литературе.

       Некоторые источники  указывают, что данный термин  представляет собой журналистский  штамп. По мнению Ричарда Столлмана,  термин «пиратство» стал применяться  к несанкционированному копированию  в целях пропаганды, для создания  подсознательной аналогии с морским пиратством, включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства, взятие заложников, потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления. Ричард Столлман призывает не поддерживать эту пропаганду, и вместо термина «пиратство» использовать нейтральные термины, такие как: «несанкционированное копирование» или «запрещенное сотрудничество».

 

Общая характеристика нарушения авторских прав.

 

       Нарушение авторских  прав подразумевает не санкционированное  правообладателем распространение  материала, защищённого авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.[5]

        Под нарушением  авторских прав обычно понимаются следующие действия:

-создание копии и её продажа;

-создание копии и передача  её кому-либо ещё;

-в некоторых случаях перепродажа  легально приобретённой копии.

 

       Примеры нарушения  авторских прав в компьютерной  сфере: 

      Нелегальное копирование и распространение программных продуктов (в том числе компьютерных игр) на дисках и в компьютерных сетях включает в себя снятие разнообразных программных защит. Для этого существует специальный класс программного обеспечения — так называемые «кряки» (от англ. to crack — взламывать), специальные патчи, готовые серийные номера или их генераторы для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные со встроенной защитой от нелегального использования.

       Кроме того, существуют инструменты программистов, которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома — отладчики, дизассемблеры, редакторы PE-заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п.

       Иногда свободное распространение проприетарной программы негласно поощряется самим правообладателем. В 1998 году Билл Гейтс, а в 2007 году Джеф Райкс (англ.) из Microsoft сказали, что будет лучше, если пользователи, использующие программы незаконно, будут использовать незаконно их программы — ведь когда-нибудь они могут начать за них платить, и тогда пригодится получившаяся к тому времени зависимость (vendor lock-in).

Информация о работе Организационно-правовые аспекты защиты информации и авторского права