Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:18, реферат
В современной законодательной системе рассматриваются все типы информации: начиная от общедоступной и заканчивая сведениями особой важности, то есть государственной тайной. Соответственно, для каждого типа защищаемых данных устанавливаются определенные меры гражданско-правовой, уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за разглашение защищаемой информации и нарушение правил ее защиты, указанные в соответствующих нормативно-правовых актах. Именно такая детализация позволяет обеспечить на правовом уровне максимально возможную степень защиты информации с ограниченным доступом.
Учреждение образования
Белорусский Государственный Медицинский Университет
Кафедра медицинской и биологической физики
по Основам информационных технологий
«Организационно-правовые аспекты защиты информации и
авторского права».
Выполнила: магистрант кафедры микробиологии, иммунологии, вирусологии
Логунова Надежда Витальевна
Минск 2012
Организационно
- правовые аспекты защиты
Возрастающая роль информационной сферы, как системообразующего фактора жизни общества, активно влияет на безопасность РБ, поэтому исследование правовых аспектов защиты информации и информационной безопасности является актуальным вопросом для современного общества.
Для решения данной проблемы важно изучение нормативно-правовых актов Республики Беларусь, в части рассмотрения мер гражданско-правовой, уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за разглашение защищаемой информации и нарушение правил ее защиты.
В наши дни информационная составляющая жизни общества приобретает все большее значение. Соответственно, все большее значение приобретает и защита информации. Для ее обеспечения предпринимается ряд мер, но в основе всего лежит создание качественной и полной по своему охвату нормативно-правовой базы, предусматривающей, в том числе, определенные меры гражданско-правовой, уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за разглашение защищаемой информации и нарушение правил ее защиты.
Итак, информационная составляющая является довольно обширным пластом нормативно-правовой базы современного общества.
В современной законодательной системе рассматриваются все типы информации: начиная от общедоступной и заканчивая сведениями особой важности, то есть государственной тайной. Соответственно, для каждого типа защищаемых данных устанавливаются определенные меры гражданско-правовой, уголовной, административной и дисциплинарной ответственности за разглашение защищаемой информации и нарушение правил ее защиты, указанные в соответствующих нормативно-правовых актах. Именно такая детализация позволяет обеспечить на правовом уровне максимально возможную степень защиты информации с ограниченным доступом.
Поэтому необходимо начать изучение темы с детального анализа действующего законодательства в данной сфере [1].
Закон «Об информации, информатизации и защите информации» является комплексным нормативным правовым актом, направленным на регулирование общественных отношений, возникающие при:
1) поиске, получении, передаче, сборе, обработке, накоплении, хранении, распространении и (или) предоставлении информации, а также пользовании информацией;
2) создании и использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей, формировании информационных ресурсов;
3) организации и обеспечении защиты информации.
При этом Закон делает прямую оговорку, что его действие не распространяется на общественные отношения, связанные с деятельностью средств массовой информации и охраной информации, являющейся объектом интеллектуальной собственности. Указанные отношения регулируются соответственно Законом «О средствах массовой информации» и Законом «Об авторском праве и смежных правах».
Закон определяет следующих участников информационных отношений:
- обладатели информации;
- пользователи информации, информационных систем и (или) информационных сетей;
- собственники и владельцы программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей;
- информационные посредники;
- операторы информационных систем.
Информация в процессе информатизации структурируется определенным образом.
- Первым звеном такой структуры выступает база данных - совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях;
- следующим звеном является банк данных - организационно-техническая система, включающая одну или несколько баз данных и систему управления ими;
-затем следует информационная система - совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств;
-и, наконец, заключительным звеном является информационная сеть - совокупность информационных систем либо комплексов программно-технических средств информационной системы, взаимодействующих посредством сетей электросвязи.
Закон устанавливает принципы правого регулирования информационных отношений, среди которых, необходимо особо выделить принцип свободы поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией; принцип установления ограничений распространения и (или) предоставления информации только законодательными актами Республики Беларусь; а также принцип защиты информации о частной жизни физического лица и персональных данных. Кроме этого закон отдельно определяет обязанность государственных органов, общественных объединений, должностных лиц предоставлять гражданам возможность ознакомления с информацией, затрагивающей их права и законные интересы, а также право граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Законом определено, что государственное регулирование и управление в области информации, информатизации и защиты информации осуществляются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, Министерством связи и информатизации Республики Беларусь, иными государственными органами в пределах их компетенции.
Виды информации.
В зависимости от категории доступа Закон делит информацию на общедоступную информацию и информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
При этом особо оговаривается, что не могут быть ограничены доступ к информации, распространение и (или) предоставление информации:
- о правах, свободах и законных интересах физических лиц, правах и законных интересах юридических лиц и о порядке реализации прав, свобод и законных интересов;
- о деятельности государственных органов, общественных объединений;
- о правовом статусе государственных органов, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь;
- о чрезвычайных ситуациях, экологической, санитарно-эпидемиологической обстановке, гидрометеорологической и иной информации, отражающей состояние общественной безопасности;
- о состоянии здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства;
- о состоянии преступности, а
также о фактах нарушения
- о льготах и компенсациях, предоставляемых
государством физическим и
- о размерах золотого запаса;
- об обобщенных показателях по внешней задолженности;
- о состоянии здоровья
- накапливаемой в открытых
К информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, Законом отнесена:
1) информация о частной жизни
физического лица и
2) сведения, составляющие государственные
секреты. Законом Республики
3) информация, составляющая коммерческую и профессиональную тайну. В соответствии со ст. 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Положением о коммерческой тайне (утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.1992 г. № 670 определено, что коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования. Этим же положением определены требования к информации, составляющей коммерческую тайну, а также сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне. Профессиональной тайной являются сведения, скрываемые обладателями информации, которые,однако, стали известны другим лицам в силу должности или профессиональной деятельности (адвокаты, врачи и т.д.);
4) информация, содержащаяся в делах
об административных
5) иная информация, доступ к которой
ограничен законодательными
Защита информации.
Защита информации может осуществляться в целях:
- обеспечения национальной
- сохранения информации о
- обеспечения прав субъектов информационных отношений при создании, использовании и эксплуатации информационных систем и информационных сетей, использовании информационных технологий, а также формировании и использовании информационных ресурсов;
- недопущения неправомерного
Законом определены правовые, организационные и технические меры по защите информации. К правовым мерам отнесены заключаемые обладателем информации с пользователем информации договоры, в которых устанавливаются условия пользования информацией, а также ответственность сторон по договору за нарушение указанных условий; к организационным мерам - обеспечение особого режима допуска на территории (в помещения), где может быть осуществлен доступ к информации (материальным носителям информации), а также разграничение доступа к информации по кругу лиц и характеру информации; к техническим - использование средств защиты информации, в том числе криптографических, а также систем контроля доступа и регистрации фактов доступа к информации.
Законом «Об информации, информатизации и защите информации» установлены отдельные требования к защите персональных данных. В частности установлено, что меры по защите персональных данных от разглашения должны быть приняты с момента, когда персональные данные были предоставлены физическим лицом, к которому они относятся, другому лицу либо когда предоставление персональных данных осуществляется в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Последующая передача персональных данных разрешается только с согласия физического лица, к которому они относятся, либо в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Ответственность за нарушение законодательства об информации, информатизации и защите информации установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (Глава 22. Административные правонарушения в области связи и информации) и Уголовным кодексом Республики Беларусь (Глава 31. Преступления против информационной безопасности).
Информация о работе Организационно-правовые аспекты защиты информации и авторского права