Информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание

1. Направления развития:
2. Основные понятия дисциплины
3. Цель дисциплины- дать основные теоретическое положения создания информационных систем, ознакомиться с современными подходами, составом и содержанием основных операций создания информационных систем, методами управления процессом создания и. с. и построения и. с.

Работа состоит из  1 файл

Информационные системы.docx

— 49.41 Кб (Скачать документ)

Виды массивов: входные (первичные), основные (базовые), рабочие (промежуточные), выходные (результатные).

Массив данных- конструкция  данных, компоненты которой идентичны  по своим характеристикам.

Файл- идентифицированная совокупность экземпляров полностью описанного в конкретной програме.

4. этапы проектирования  информационного обеспечения: разработка  решений по информационной базе (изучение состава и объема  нормативно-справочной информации, разработка предложений по усовершенствованию  действующего документооборота, разработка  структуры БД, разработка системы  сбора и передачи информации, разработка решений по организации  и ведению БД, определение состава  и характеристик входной и  выходной информации), выбор номенклатуры  и привязка системы классификации  кодирования информации (определение  перечня типов информационных  объектов, о. п. необходимых классификаторов,  выбор и разработка классификаторов  информационных объектов и систем  кодирования, определение систем  внесения изменений и дополнений  классификаторов, разработка принципов  и алгоритмов автоматизированного  ведения классификаторов), разработка  решений решений по обеспечению  учета информации в системе.

7. Разработка классификаторов  техноэкономической информации.

1. Основные понятия классификации  информации

Классификация- деление множества  объектов на подмножества по их подобию, или разнице в соответствии с  принятыми методами классификации,

Система классификации- совокупность методов и правил классификации  и ее результата (она характеризуется  объектом классификации, признаком, классификационной  группировкой.

Методы классификации: иерархический- последовательное деление множества  объектов на подчиненные классификационные  группировки ( характеризуется: количеством  степеней классификации, глубиной, емкостью, гибкостью; преимущества: логичность построения, четкость выделения признаков, большой  информационный объем, традиционность и привычность использования; недостатки: жесткая структура, необходимость  иметь большие резервные емкости), фасетный- параллельное разделение множества  на независимые классификационные  группировки ( преимущества: гибкость структуры, возможность вклюючать  новые и удалять старые фасеты; недостатки: недостаточно полное использование  в следствии отсутствия множества  возможных комбинаций фасет, непривычность  и не традиционность использования  при ручной обработке.

Требования к фасетному  методу: иметь дискретный объем и  необходимую полноту, не пересечение  групп объектов которые выделяются, иметь достаточную глубину, иметь  гибкость для возможного увеличения множества объектов, обеспечивать объединение  с другими классификаторами однородных объектов, быть согласованными с алгоритмами, обеспечивать простоту и автоматизацию  процесса ведения классификатора, лаконичность четкость и ясность классификационных  признаков.

2. Кодирование- образование  и присвоение кода классификационной  группировке или объекту классификации.

Система кодирования- совокупность методов и правил кодирования  классификационных группировок  и объектов заданной длинны.

Код- знак или совокупность знаков для определения классификации  группировки или объектов классификации (код характеризуется: структурой, разрядом кода, алфавитом, основой и длинной.

Методы кодирования: порядковый- создание кода из чисел натурального ряда и его присвоение, серийно-порядковый- - создание кода из чисел натурального ряда с закреплением отдельных серий  и диапазонов за объектами классификации  с одинаковыми признаками и его  присвоение; последовательный- создание кода классификационной группировки  с использованием кодов последовательного  размещения группировок; параллельный- создание кода классификационной группировки  или объекта классификации с  использованием кодов независимых  группировок, которые получены при  фасетном методе.

Требования к кодам: обеспечение  решения всех задач системы при  минимуме их длинны, единство кодов  на всех уровнях управления, структура  кода должна обеспечивать группировку  информации в необходимых разделах, содержание номенклатуры должно отвечать требованиям государственных стандартов или руководящих материалов, обеспечение  информационного объединения взаимосвязанных  систем, автоматический контроль ошибок.

Способы кодирования информации: ручной, печатный, автоматизированный, на специальном оборудовании.

3. Классификатор- официальный  документ, который представляет  систематизированный перечень наименований  и кодов классификационных группировок  и объектов классификации.

Виды классификаторов: государственный, отраслевой, предприятия.

Части единой системы кодирования: совокупность взаимосвязанных государственных  классификаторов, системы ведения, руководящие нормативные документы  по их разработке внедрению ведению  и контролю.

Группы классификаторов: по трудовым и природным ресурсам; по продуктам труда, производственную деятельность и услуги; про структуру  народного хозяйства и административное деление; управленческой информации и  документации.

4. Этапы создания классификатора: 1) на основе материального обеспечения  объекта и технического задания  создается перечень классификаторов, 2) на основе перечня необходимых  классификаторов, методических материалов, требований системы пользователя  и общих параметров создания  информационной базы (определение  наиболее существенных признаков,  определение показателей кодирования,  определение метода классификации,  выбор метода кодирования, разработка  структуры кода, общий перечень  номенклатуры оформляется в виде  классификаторов и дают инструкцию  про порядок использования кодов,  разработанные классификаторы согласовываются  и утверждаются у заказчика  и назначаются подразделения  и личности, которые отвечают  за ведение классификатора), 3) на  основе описания и ТЗ на  классификатор разрабатывается  ППП, 4) на основе технологической  документации, ППП и материалов  исследования объекта создается  классификатор в памяти ЭВМ.

8. Проектирование входных  и выходных информационных сообщений.

Понятие системы документации.

Формы построения зон первичных  документов.

Объединение первичных и  машинных документов.

Методика проектирования входных информационных сообщений.

1. Понятие системы документации

Система документации- комплекс взаимосвязанных документов, которые  необходимы для управления экономическим  объектом.

Документ- материальный объект, который содержит информацию, оформленный  в установленном порядке и  имеет правовое значение.

Унифицированная система  документации- система документов, которая есть рациональным организационным  объектом взаимосвязанных документов, которые отвечают единым требованиям  и правилам и содержат информацию для оптимального управления с использованием вычислительной техники.

Типы УСД: государственного назначения, других уровней.

2. Классификация форм и  методов вывода информации

Факторы влияющие на формы  носителей выходной информации: эксплуатационные особенности вычислительной техники, варианты и полнота обработки  информации, ее назначение и методы использования.

Формы выходной информации: по характеру (функциональная, отображение  отдельных операций), по форме представления, по назначению (основная, вспомогательная), по официальности (утвержденная, неутвержденная), по срокам (оперативная, обычная, несрочная), по периодичности (текущая, квартальная, годовая).

Требования к проектированию: наличие всех необходимых показателей, максимальная законченность, точность расчетов и ясность печати, удобство и доступность широкому кругу  лиц которые не знакомы с ЭВМ, текстовая расшифровка некоторых  качественных атрибутов, форма выходного  сообщения и его содержание не должны усложнять технологию его  составления, форма документов и  видео кадров д. б. согласованы с  соответствующими характеристиками терминалов, формы представления выходной информации д. б. согласованы с заказчиком, сроки  и сокращения д. б. общепринятыми  в данной предметной области, четкое название выходных сообщений.

Необходимо учитывать: цели выходных сообщений, сферы и особенности  их использования, периодичность получения, возможность средств вывода информации, характер предметной области, условия  работы с сообщениями, контроль вероятности  составления, порядок оформления и  передача пользователю.

3. Методика проектирования  форм выходной информации.

Этапы методики: 1) определение  общего состава сведенного показателя, 2) установление содержания информации которая входит в отдельные выходные сообщения (установление однородных показателей  которые д. б. получены в одинаковые сроки и в одинаковых подразделениях, объединение нескольких простых  в сложную форму, определение  атрибутов каждого выходного  сообщения, определение необходимых  средств контроля), 3) разработка эскиза каждого выходного сообщения (зоны выходных сообщений: заголовок, название граф и их нумерация, основная предметная или информационная), 4) согласование с заинтересованными лицами и  службами, внесение изменений и утверждение  у ответственных лиц.

4. Требования к проектированию  форм первичных документов

Недостатки неунифицированной  и неприспособленной информации: несоответствие последовательности атрибутов  в документах макета в выходных сообщениях, атрибуты раскинуты по полю документа, отсутствие ряда атрибутов необходимых  для автоматизированной обработки, разнообразие форм усложняет их автоматизированное обработку, двухразовое ручное занесение  данных.

Классификация документов: по характеру отображения операций ( материальные, финансовые, расчетные), по месту составления ( внутренние, внешние), по способу охвата хозяйственных  операций ( разовые, накопительные, сведенные), по характеру заполнения (однострочные, многострочные, одностраничные, многостраничные), по типизации ( типовые, индивидуальные), по ценности бланков ( строгой отчетности, другие).

Требования к первичным  информационным сообщениям: формы документов должны отвечать требованиям стандартов или нормативно-техническим документам заказчика, обоснование создания сообщения, формы сообщений д. б. удобными для  восприятия человеком и максимально  приспособлены для автоматизированной обработки, учитывать принцип одноразового ввода информации, унифицированные  документы должны отвечать требованиям  сравниваемости и показателей по содержанию и названию при обмене информации между различными информационными  системами и организациями управления, наличие в первичных информационных сообщениях минимума атрибутов но достаточных  для полного отображения действий и одержанные результаты информации, формы документов должны иметь стандартный  размер, атрибуты которые переносятся  на машинный носитель д. б. выделены толстыми линиями и размещаться последовательно, унификация и стандартизация сообщений, учитывать особенности конкретного устройства печати, печатать документы на бланках разного цвета.

5. Формы построения зон  первичных документов

Зоны первичных документов: титульная ( название предприятия, индекс формы документа, код по дежурному  классификатору управленческой документации, название документа), содержательная ( названия строк, граф и их значения), оформительная ( подпись ответственных  лиц, дата, печать).

Формы построения первичных  информационных сообщений: линейная- выделение  для каждого атрибута двух клеток ( название, значение), анкетная- размещение атрибутов в вертикальной последовательности, табличная.

6. Документы: перфокарные  документы, гибридные документы  ( оптический способ, магнитный способ, со специальными шрифтами, машинописными  знаками, графическими пометками,  штриховыми знаками), документы заполняемые  периферийными способами и с  одновременной записью на машинный  носитель.

7. Этапы проектирования  входных сообщений:

составление и утверждение  ТЗ и методики унификации документов, разработка проектов унифицированной  системы документации, исследовательская  проверка или исследовательская  эксплуатация проекта системы унифицированной  документации, разработка окончательной  документации согласования и утверждения.

Методы проектирования оригинальных документов: установление содержания каждого документа ( на основе экономических  показателей предметной области, определяются постоянные атрибуты и те которые  будут переноситься на машинный носитель), размещение атрибутов на поле документа  по выбранной форме построения, проектирование макетно-машинного носителя, изготовление документа.

Этапы прохождения документов: до обработки, в процессе обработки, после обработки.

9. Проектирование связи  пользователь-ЭВМ.

1. Составные части связи

Связь (интерфейс)- совокупность средств и правил, которые обеспечивают взаимосвязь между пользователем, ЭВМ и программой.

Этапы связи: общение пользователя с компьютером (физическая согласованность, синтаксическая согласованность, семантическая  согласованность), общение компьютера с пользователем, подача пользовательской связи.

Преимущества согласованной  связи: меньшее время на освоение системы и дальнейшей работы с  ней, уменьшение количества ошибок пользователя, позволяет выделить общие модульные  связи унифицировать и стандартизировать  их.

Факторы удобства работы: социальные (эмоциональный комфорт, психологический  климата), физическая эргономика (физический комфорт), психологическая эргономика ( умственный комфорт, качество разработки программного обеспечения).

Основные эргонометрические  характеристики: конструктивные особенности  оборудования, качество разработки диалога, доступность и надежность системы, чувствительность системы.

Связь или диалог взаимодействия человек. ЭВМ- это когда человек  и ЭВМ обмениваются данными в  темпе, который отвечает темпы обработки  данных человеком.

Диалог между человеком  и ЭВМ- это обмен информацией, который проводиться с помощью  интерактивного терминала и по определенным правилам.

При разработке диалога необходимо: тщательно проанализировать входные  и выходные данные, определить возможности  аппаратных и программных средств, быть последовательными, пользоваться принятыми принципами разработки диалога, понимать задачу и пользователя.

Оценка диалога: простота освоения и запоминания операций системы, скорость достижения целей  диалога, объективная удовлетворенность  при эксплуатации системы.

Можно оценивать: по контрольному числу, по сохраненным одержанным рабочим  навыкам.

Информация о работе Информационные системы