Гендерная политика России через сеть Интернет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:23, реферат

Описание

В сложившейся ситуации, где политическое сознание российского общества начинает формироваться заново, ищет новые цели и идеи, интересно исследовать политическую систему России с точки зрения воздействия субъектов политического пространства на развитие основных направлений гендерной политики страны, и соответственно на политическое сознание гендерных групп. Сегодня, когда существенное влияние на формирование политического сознания россиян оказывает сеть Интернет, актуально рассмотреть формирование российской гендерной политики в пространстве online.

Работа состоит из  1 файл

Политология реферат (ИТОГОВЫЙ).doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)
  1. Введение
 

   Важнейшим направлением социально-политической трансформации является модернизация структуры массового сознания, которое представляет собой сознание общества по вопросам, имеющим актуальное политическое содержание с определенными политическими последствиями. Структурно- массовое политическое сознание включает статичные (ценности) и динамичные (массовые настроения) компоненты: уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации своих интересов; социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (свобода, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок); быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, отношением к правительству, политикам, конкретным политическим акциям.

  На  современном этапе российское общество столкнулось с радикальными изменениями во всех областях социального бытия, что не могло не отразиться на массовом политическом сознании. Институциональные основы действовавших до переходных процессов идеологических ориентиров и мировоззренческих ценностей либо трансформировались, либо исчезли.

  Массовое  политическое сознание в 1990-х годах  представляло собой мозаичную картину, составленную из элементов коммунистической, неолиберальной и национал-патриотической идеологий, ведущих борьбу друг с другом и претендующих на доминирующую роль в обществе. В результате этой борьбы ни одной из указанных идеологий не удалось утвердить в общественном сознании свои ценности и сплотить большинство граждан вокруг них.

  В качестве определяющего фактора  формирования политического сознания российского общества некоторые  исследователи выделяют кризис идентичности. Так, к причинам кризиса Попова О.В. относит «отсутствие целей и программы развития страны, ориентации на общие цели государственных институтов управления, рассогласование целей и действий политических и экономических элит, нестабильность системы управления, межэлитные конфликты, отсутствие общей для большинства населения страны системы ценностей, разрыв между квалификацией, уровнем образования людей и их доходами и статусом в обществе»1. Основу политической идентичности составляет система ценностей, поэтому для преодоления «расколотого» политического сознания необходимо объединить людей общезначимыми идеями и целями. Так, по мнению некоторых  исследователей, в начале 1990-х гг. таким объединяющим фактором являлась демократическая идея, которая впоследствии лишилась всеобщего признания в условиях неэффективной социально-экономической политики. Поэтому, как считает Дилигенский Г.Г., компенсация утраты политической и национальной идентичности осуществляется через авторитарную власть, выполняющую важную адаптационную функцию2.

  Сегодня в России сложилось большинство, ориентирующееся на западные стандарты жизни. Поэтому идея российской самобытности, предполагающая приоритет государственных интересов над индивидуальной свободой, не способна консолидировать общество. В то же время, отторжение советского прошлого переплетается  в массовом сознании  с симпатиями к советской упорядоченной повседневности, с ностальгическими воспоминаниями о советском образе жизни.

  Для начала 2000-х гг. стал характерным  новый запрос на авторитаризм, обусловленный  личностными качествами нового президента, угрозой террористических актов, социальной направленностью экономики, неуверенностью в завтрашнем дне. Однако это не означает отказа большинства граждан от политических прав и свобод. Причем, в зависимости от возрастных групп ценности свободы и социальной защищенности меняются: для молодежи и части людей среднего возраста важна свобода, а для остальных приоритетом является социальная защищенность. Российское общество, как и любое общество, делится не только по возрастным группам, но ему присуща гендерность, а, следовательно, в обществе возможны проявления гендерных особенностей политического сознания.

     В сложившейся ситуации, где политическое сознание российского общества начинает формироваться заново, ищет новые цели и идеи, интересно исследовать политическую систему России с точки зрения воздействия субъектов политического пространства на развитие основных направлений гендерной политики страны, и соответственно на политическое сознание гендерных групп. Сегодня, когда существенное влияние на формирование политического сознания россиян оказывает сеть Интернет, актуально рассмотреть формирование российской гендерной политики в пространстве online. Итак, рассмотрим статью Гнедаш А. А., Рябченко Н. А. «Гендерная политика online: субъекты, механизмы и проблемы», опубликованную в журнале «ПОЛИТЭКС» 2011, Т.7. № 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Формирование  гендерной политики России через сеть Интернет
 
    1. Направления российской гендерной  политики как основа формирования гендерной политики online
 

   По  мнению авторов статьи, c одной стороны, Интернет — это отражение действительности с различного рода преломлениями, формирующееся за счет способов отражения, механизмов и действий тех, кто, собственно, формирует это отражение. С другой стороны, Интернет — это пространство новых социально-политических коммуникаций, которые не содержатся в формируемой его действительности. Интернет — это некоторая система с переменными каналами управления и с развитой обратной связью, формирующая собственные правила функционирования, немногие из которых являются посылами внешней среды, под которой понимается всё, что протекает в реальной жизни. Авторы рассматриваемой статьи предлагают обозначить Интернет как систему online: любые процессы, формирующиеся, развивающиеся и протекающие в виртуальном пространстве. Система online включает в себя множество различных подсистем, одной из которых является гендерная политика online — результат отображения в виртуальном пространстве политико-управленческих и социальных процессов, связанных с формированием гендерной политики.

   Гендерная политика включает в себя два измерения. Первое измерение — институциональное (различные государственные функциональные подразделения, отвечающие за проведение политики гендерного равенства) и второе измерение — содержательное (нормативно-правовые акты и программы, закрепляющие нормы гендерного равенства и предполагающие конкретные механизмы и инструменты их реализации).

   С начала 1990-х годов установка на построение в России правового демократического государства в принципе предполагала, что женщинам, как полноправным членам общества, должна быть предоставлена вся совокупность прав человека. Благодаря настойчивости женских неправительственных организаций и политического движения «Женщины России» в текст принятой в 1993 г. Конституции в статью 19 (ч. 3) такая правовая норма была включена (Конституция Российской Федерации, 1997).

   Формально государственная политика Российской Федерации за прошедшие годы преследовала цели улучшения социально-экономического статуса женщин. В 1990-х годах был  принят ряд Указов Президента Российской Федерации о задачах государственной политики в отношении женщин. В этих документах улучшение положения женщин и обеспечение «одинаковых условий для фактического равноправия женщин и мужчин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны» признавались одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.

   В 1993 г. была создана Общественная комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации (коллегиальный, совещательный орган). Комиссия просуществовала до 2000 г. 

   В 1996 г. снова был издан ряд Указов Президента Российской Федерации и  Постановлений Правительства Российской Федерации по улучшению положения  женщин, в частности принята Концепция  улучшения положения женщин в  Российской Федерации. Россия присоединилась к Пекинской Декларации и Платформе действий: из 12 проблемных областей по улучшению положения женщин приняты только пять. В 1996 г. Постановлением Правительства Российской Федерации был принят «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.». Средств на реализацию Национального плана выделено не было, и соответственно он не был реализован. С 1996 г. по 2004 г. Работала Комиссия по вопросам улучшения положения женщин, целью которой была провозглашена координация действий государственных структур.

   Помимо  данной Комиссии, с 1996 г. в законодательных  и исполнительных органах власти стали возникать различные структуры  по вопросам женщин, в том числе  Общественная комиссия по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в России при Председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы, переименованный позднее в Комитет по делам семьи, женщин и детей и др. Значительным недостатком существующей ситуации, как утверждают авторы, является неясность в том, как разделяется и координируется деятельность вышеописанных структур. Принятые в 1990-е годы национальные документы и структуры отмечены двумя недостатками. Во-первых, они декларативны и не обеспечены ресурсами. Во-вторых, они нацелены на «улучшение положения женщин», а вовсе не на достижение гендерного равенства.

   В 2000 г. Правительством Российской Федерации  был принят еще один «Национальный  план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001–2005 гг.». Оценивая Национальный план действий в целом, эксперты еще в апреле 2004 г. отметили, что, к сожалению, многие задачи не конкретизированы, формулировки мероприятий носят абстрактный характер, не определены ресурсы для его выполнения. Это означало, что Национальный план вряд ли будет выполнен, что и подтверждено сегодняшними реалиями.

   В период 2002–2003 гг. Министерство труда  и социального развития Российской Федерации разработало гендерную стратегию Российской Федерации, в рамках которой определены цели и задачи государственной гендерной политики — обеспечение развития человеческого потенциала, развитие демократии, содействие устойчивому развитию экономики. К сожалению, в данном документе по-прежнему не определены механизмы и ресурсы выполнения этих целей, а также средства контроля.

   В 2005 г. в Министерстве здравоохранения  и социального развития РФ был  создан Координационный совет по гендерным проблемам. На заседаниях совета поднимается широкий спектр вопросов, затрагивающих гендерную тематику от социальной экспертизы бюджета до гендерных проблем здоровья.

   В июне 2006 г. была образована Межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства  мужчин и женщин в Российской Федерации. В состав Комиссии входят представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства иностранных дел РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, а также общественных организаций. Решения данной Комиссии носили рекомендательный характер, тогда как решения предыдущей комиссии были обязательными. В 2007 г. Комиссия была расформирована. На сегодняшний день существует Комитет ГД РФ и Отдел социальной политики семьи, женщин и детей в Департаменте медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития  РФ.

   Законопроект  «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ», принятый в первом чтении в 2003 г., с тех пор так и не получил возможностей дальнейшего рассмотрения. В 2009 г. Комитет ГД РФ по вопросам семьи, женщин и детей пришел к мнению о необходимости вернуться к продвижению в ГД законопроекта «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», однако законопроект нуждается в серьезной доработке в соответствии с современными представлениями о законодательстве.

   Гендерную политику определяют социально-политические процессы, происходящие в реальной жизни, которые находят прямое отображение в сети Интернет. Информацию разного вида (графики, тексты и др.) – контент в сети Интернет, как утверждают авторы статьи, условно можно разделить на несколько категорий, каждая из которых имеет свой собственный вес в формировании гендерной политики online.

   Категории формируются следующими интернет-ресурсами: сайты политических партий, сайты некоммерческих организаций, сайты органов государственной власти, тематические блоги, социальные сети.

   Далее авторы статьи подробно исследуют различные  субъекты гендерной политики, описывают степень влияния и их роль в процессе формирования гендерной политики online. Накануне выборов в Государственную Думу мне наиболее интересным показался такой субъект, как сайты политических партий. 

    1. Анализ  контента сайтов политических партий
 

   Первая  часть — анализ информационного  наполнения по программам политических партий, выложенных на сайтах партий (статическая информация). Как один из базовых факторов развития гендерной политики, как в сети Интернет, так и в реальной жизни, политические партии интересны с трех точек зрения. Во-первых, они имеют институциональный потенциал в привлечении и подготовке женщин для занятия должностей в процессе принятия решений. Используется стартовый механизм — создание женских секций в партиях. Эти секции могут играть важную роль в лоббировании принятия новых внутренних правил, которые увеличили бы там представительство женщин. Во-вторых, существующие политические партии должны анализироваться с точки зрения гендерной сбалансированности и демократического представительства полов, а также формирования гендерной культуры партий. В-третьих, важен учет идеологий партий и проведение гендерного анализа партийных программ и политических платформ. Партии, стремящиеся укрепить личную свободу, могут быть менее склонны использовать стратегии, включающие квоты, и предпочитать им методы обучения. Партии, делающие упор на коллективной солидарности, более открыты для аргументов, подтверждающих, что гендерный баланс соотносится с идеями справедливости.

   Авторы  статьи предлагают проанализировать современные российские политические партии, входящие в состав Государственной Думы, с точки зрения развития гендерной политики online в партийных программах, а также других официальных документах партий.

Информация о работе Гендерная политика России через сеть Интернет