Законы логики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 23:33, контрольная работа

Описание

Логика – одна из самых старых наук. Ее история началась еще в Древней Греции и насчитывает две с половиной тысячи лет. Законы логики лежат в основе нашего мышления.
Основной задачей логики является отделение правильных способов рассуждения (выводов, умозаключений) от неправильных.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3
Понятие логического закона………………………………………..….4
Основные законы логики…………………………………………….…4
Закон тождества………………………………………………….4
Закон противоречия…………………………………………….6
Закон исключенного третьего………………………………….9
Закон достаточного основания………………………………..10
Заключение………………………………………………………………....14
Список используемой литературы…

Работа состоит из  1 файл

ЛОГИКА ККР.docx

— 36.63 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………….…3

  1. Понятие логического закона………………………………………..….4
  2. Основные законы логики…………………………………………….…4
    1. Закон тождества………………………………………………….4
    2. Закон противоречия…………………………………………….6
    3. Закон исключенного третьего………………………………….9
    4. Закон достаточного основания………………………………..10

Заключение………………………………………………………………....14

Список используемой литературы………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Логика – одна из самых  старых наук. Ее история началась еще  в Древней Греции и насчитывает  две с половиной тысячи лет. Законы логики лежат в основе нашего мышления.

Основной задачей логики является отделение правильных способов рассуждения (выводов, умозаключений) от неправильных.

 Предмет изучения логики – логические законы и логические операции мышления. Закон это существенная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их структуру, функционирование или развитие. Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания.

 Принципы, устанавливаемые логикой, необходимы, как и все научные законы. Мы можем не осознавать их, но вынуждены следовать им.

  Законы мышления исторически сложились в результате взаимодействия между человеком и объективной действительностью в процессе преобразования и познания ее. В законах мышления человека отложился многовековой опыт практической общественной деятельности.

  Законы логики долгое  время представлялись абсолютными  истинами, никак не связанные  с опытом. Логика складывается  в практике мышления. Логические  законы - продукты человеческого  опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие логического закона

В логике, как и во всякой науке, главное — законы. Логических законов бесконечно много, и в  этом ее отличие от большинства других наук.

Однородные законы объединяются в логические системы, которые тоже обычно именуются логиками.

Без логического закона нельзя понять, что такое логическое следование и что такое доказательство. Правильное, или, как обычно говорят, логичное, мышление — это мышление по законам логики, по тем абстрактным схемам, которые  фиксируются ими.

 Логические законы  составляют основу человеческого  мышления. Они определяют, когда  из одних высказываний логически  вытекают другие, и представляют  собой невидимый каркас, на котором  держится последовательное рассуждение  и без которого оно превращается  в хаотическую, бессвязную речь. Без логического закона нельзя  понять, что такое логическое  следование, а тем самым – и  что такое доказательство.

Логические законы объективны и не зависят от сознания и воли человека. Подобно всем иным научным  законам, логические законы являются универсальными и необходимыми. Они действуют  всегда и везде, распространяясь  в равной мере на всех людей и  на любые эпохи. Присущая этим законам  необходимость в каком-то смысле даже более настоятельна и непреложна, чем природная, или физическая, необходимость. Невозможно даже представить, чтобы  логически необходимое стало  иным.

 

2.Основные законы логики

2.1. Закон тождества

  Внешне самым простым из логических законов является закон тождества который был сформулирован Аристотелем в трактате «Метафизика» следующим образом: «…иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно». Другими словами, если высказывание истинно, то оно истинно. Каждое высказывание вытекает из самого себя и является необходимым и достаточным условием своей истинности.

Если обозначить буквой А произвольное высказывание, то символически закон тождества выглядит так: А → А если А, то А. Например: «Если дом высокий, то он высокий», «Если трава зеленая, то она зеленая» и т.п.

В этом законе непосредственно  проявляется природа самых фундаментальных  свойств логической мысли – определенности и последовательности. Закон тождества утверждает, что любая мысль (любое рассуждение) обязательно должна быть равна (тождественна) самой себе, т. е. она должна быть ясной, точной, простой, определенной.

 В приложениях закона  тождества к конкретному материалу  обнаруживается общая черта всех  логических законов. Они представляют  собой тавтологии, как бы повторения  одного и того же и не  несут содержательной, «предметной»  информации. Это – общие схемы,  отличительная особенность которых  в том, что подставляя в них  любые конкретные высказывания (как  истинные, так и ложные), мы обязательно  получим истинное выражение.

 Закон тождества иногда ошибочно подменяется требованием устойчивости, определенности мышления. Действительно, в процессе рассуждения значения понятий и утверждений не следует изменять. Они должны оставаться тождественными самим себе, иначе свойства одного объекта незаметно окажутся приписанными совершенно другому. Закон ничего не говорит об изменчивости или неизменности. Он утверждает только, что если вещь меняется, то она меняется, а если она остается той же, то она такой же и остается.

Когда закон тождества  нарушается непроизвольно, по незнанию, тогда возникают просто логические ошибки; но когда этот закон нарушается преднамеренно, с целью запутать собеседника и доказать ему какую-нибудь ложную мысль, тогда появляются не просто ошибки, а софизмы. Софизм — это внешне правильное доказательство ложной мысли с помощью преднамеренного нарушения логических законов.

 Однако на нарушениях закона тождества строятся не только неясные суждения и софизмы. С помощью нарушения этого закона можно создать какой-нибудь комический эффект.

   В основе всех фокусов также лежит нарушение закона тождества. Эффект любого фокуса заключается в том, что фокусник делает что-то одно, а зрители думают совершенно другое, т. е. то, что делает фокусник, не равно (не тождественно) тому, что думают зрители, отчего и кажется, что фокусник совершает что-то необычное и загадочное.

 

2.2. Закон противоречия

Закон противоречия был открыт Аристотелем, сформулировавшим его  так: «…невозможно, чтобы противоречащие утверждения были вместе истинными…». Аристотель считал данный закон наиболее важным принципом не только мышления, но и самого бытия: «Невозможно, чтобы  одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в  одном и том же смысле». Несколько  раньше формулировка закона как принципа самого реального мира встречается  у Платона: «Невозможно быть и  не быть одним и тем же».

Закон противоречия говорит  о том, что если одно суждение что-то утверждает, а другое то же самое  отрицает об одном и том же объекте, в одно и то же время и в одном  и том же отношении, то они не могут  быть одновременно истинными.

В истории логики не было периода, когда бы этот закон не оспаривался и когда бы дискуссии вокруг него совершенно затихали. Закон противоречия говорит о противоречивых высказываниях – отсюда его название. Но он отрицает противоречие, объявляет его ошибкой и тем самым требует непротиворечивости. К ним относятся, например, высказывания «Луна – спутник Земли» и «Луна не является спутником Земли», «Трава – зеленая» и «Неверно, что трава зеленая» и т.п. В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом – это же самое отрицается.

 Если обозначить буквой А произвольное высказывание, то выражение не-А (неверно, что А) будет отрицанием этого высказывания.

 Идея, выражаемая законом  противоречия, проста: высказывание  и его отрицание не могут  быть вместе истинными.

Противоречия также бывают явными и неявными. В первом случае одна мысль непосредственно противоречит другой, а во втором случае противоречие вытекает из контекста: оно не сформулировано, но подразумевается. Явные противоречия, так же как и контактные, встречаются  редко. Неявные противоречия, как  и дистантные, наоборот, в силу своей незаметности намного более распространены в мышлении и речи.

Так же  противоречия также  бывают мнимыми. Некая мыслительная или речевая конструкция может  быть построена так, что, на первый взгляд, выглядит противоречивой, хотя на самом  деле никакого противоречия в себе не содержит. Закон противоречия нарушается только тогда, когда речь идет об одном  и том же предмете, в одно и  то же время и в одном и том  же отношении.

Если применить понятия  истины и лжи, закон противоречия можно сформулировать так: никакое  высказывание не является вместе истинным и ложным. В этой версии закон звучит особенно убедительно. Истина и ложь – это две несовместимые характеристики высказывания. Истинное высказывание соответствует действительности, ложное не соответствует ей. Тот, кто отрицает закон противоречия, должен признать, что одно и то же высказывание может соответствовать реальному положению вещей и одновременно не соответствовать ему. Трудно понять, что означают в таком случае сами понятия истины и лжи.

 Иногда закон противоречия  формулируют следующим образом:  из двух противоречащих друг  другу высказываний одно является  ложным.

 Эта версия подчеркивает  опасности, связанные с противоречием.  Тот, кто допускает противоречие, вводит в свой рассуждения или в свою теорию ложное высказывание. Тем самым он стирает границу между истиной и ложью, что, конечно же, недопустимо.

Появление противоречия в  какой-то теории – явный симптом  ее неблагополучия. Тем не менее, ученые обычно не спешат расставаться с противоречивой теорией. Более того, они не всегда стремятся исключить противоречие сразу же, как только оно обнаружено. Чаще всего противоречие отграничивается  от других положений, входящие в него утверждения проверяются и перепроверяются  до тех пор, пока не будет выяснено, какое из них является ложным. В  конце концов, ложное утверждение  отбрасывается, и теория становится непротиворечивой. Только после этого  можно быть уверенным в ее будущем.

 Никто, пожалуй, не  утверждает прямолинейно, что дождь  идет и не идет, что трава  зеленая и одновременно не  зеленая. А если и утверждает, то только в каком-то переносном  смысле. Противоречие вкрадывается  в рассуждения, как правило,  в неявном виде.

 Противоречие недопустимо  в строгом рассуждении, когда  оно смешивает истину с ложью.  Но, как очевидно уже из приведенных  примеров, у противоречия в обычном  языке много разных задач.

 Противоречие может выступать в качестве основы сюжета какого-то рассказа, быть средством достижения особой художественной выразительности и т.д.

 Логические противоречия  недопустимы в науке, но установить, что конкретная теория не содержит  их, непросто: то, что в процессе  развития и развертывания теории  не выведено никаких противоречий, еще не означает, что их, в самом  деле, нет. Научная теория –  очень сложная система утверждений.  Далеко не всегда противоречие  удается обнаружить относительно быстро путем последовательного выведения следствий из ее положений. Вопрос о непротиворечивости становится яснее, когда теория допускает аксиоматическую формулировку, подобно геометрии Евклида или механике Ньютона. Для большинства аксиоматизированных теорий непротиворечивость доказывается без особого труда.

     

2.3. Закон исключенного третьего

Закон исключенного третьего, как и закон противоречия, устанавливает  связь между противоречащими  друг другу высказываниями. Он утверждает: из двух противоречащих высказываний одно является истинным.

 Символически: Av – A, А или не – А. Например: «Аристотель умер в 322 г. до н.э. или он не умер в этом году. Само название закона выражает его смысл: дело обстоит так, как говорится в рассматриваемом высказывании, или так, как говорится в его отрицании, и никакой третьей возможности нет.

 Как выразил эту  мысль Аристотель: «…Не может  быть ничего промежуточного между  двумя членами противоречия, а  относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать». Человек говорит прозой или не говорит прозой, кто-то рыдает или не рыдает, собака выполняет команду или не выполняет ее и т.п. – других вариантов не существует. Мы можем не знать, противоречива некоторая теория или нет, но на основе закона исключенного третьего еще до начала исследования мы вправе заявить: она или непротиворечива или противоречива.

 Этот закон с иронией  обыгрывается в художественной  литературе. Причина иронии понятна:  сказать «Нечто есть или его  нет», значит, ровным счетом ничего  не сказать, и смешно, если кто-то  этого не знает.

Информация о работе Законы логики