Роль аналогии в науке и практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:13, контрольная работа

Описание

Изобретены различные методы познания, расширяющие возможности разума человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории вероятностей, физический и биологический эксперименты, методы генной инженерии и обработка информации на ЭВМ.
Чтобы эффективно пользоваться всеми этими методами и изобретениями, мышление человека должно быть безупречным, логически правильным, законы развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т.е. логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов.
Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Понятия и виды рассуждений по аналогии……………................................4
2.Условия правомерности рассуждений по аналогии…………………………9
3.Роль аналогии в науке и практике……………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 35.97 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

1.Понятия и виды рассуждений  по аналогии……………................................4

2.Условия  правомерности рассуждений по  аналогии…………………………9

3.Роль аналогии в науке и практике……………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изобретены различные  методы познания, расширяющие возможности разума человека: моделирование и математические методы, в том числе методы теории вероятностей, физический и биологический эксперименты, методы генной инженерии и обработка информации на ЭВМ.   
         Чтобы эффективно пользоваться всеми этими методами и изобретениями, мышление человека должно быть безупречным, логически правильным, законы развития есть у природы, общества и, конечно же, у самого мышления. Человек с древних времен стремился познать законы правильного мышления, т.е. логические законы. Наука логика помогает познанию этих законов.  

Мышление неразрывно связано  с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового  материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и  закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания. 

В мире бесконечное множество сходных  между собой вещей. Абстрактно говоря, при желании и достаточной фантазии можно отыскать сходство между двумя любыми произвольно взятыми объектами. Соседство в пространстве, в котором природа разместила две вещи, может оказаться знакомым, их по крайней мере, смутной близости и отдаленного родства.

Место аналогии в процессе познания всецело  предопределяется ее логической природой как умозаключения от единичного к единичному.

Умозаключения по аналогии выполняют особую роль в науках общественно-исторических, приобретая не редко значения единственно  возможного метода исследования.

 

 

1.Понятия и виды рассуждений  по аналогии

 

Умозаключение — это третья (после понятия и суждения) форма мышления, в которой из одного, или двух, или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением, или выводом.

Умозаключение по аналогии  - это вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту (предмету, событию, отношению или классу) на основе его сходства в существенных чертах с другим уже известным единичным объектом. По аналогии всегда предшествует операция сравнения двух объектов, которая позволяет установить сходства и различия между ними. При этом для аналогии требуются не любые совпадения, а сходства в существенных признаках  при несущественности различий. Именно такие сходства служат основой для уподобления двух материальных или идеальных объектов.

Логический переход от известного к новому знанию регулируется в выводах по аналогии следующим  правилом: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других, обнаруженных в одном из сравниваемых предметов, признаках.

Аналогия обладает слабой доказательной силой. Продолжение  сходства может оказаться поверхностным  или даже ошибочным. Однако доказательность  и убедительность далеко не всегда совпадают. Нередко строгое, проводимое шаг за шагом доказательство оказывается  неуместным и убеждает меньше, чем  мимолетная, но образная и яркая аналогия. Доказательство - сильнодействующее средство исправления и углубления убеждений, в то время как аналогия подобна гомеопатическому лекарству, принимаемому ничтожными дозами, но оказывающему, тем не менее, заметный лечебный эффект.

В умозаключениях по аналогии на основе сходства предметов в одних признаках  делается вывод об их сходстве и  в других признаках. Структура аналогии может быть представлена следующей  схемой:

где А и В — это сравниваемые или уподобляемые друг другу предметы (объекты); а, в, с — сходные признаки; d — это переносимый признак.

Аналогия - излюбленное средство убеждения в художественной литературе, которой по самой ее сути противопоказаны сильные, прямолинейные приемы убеждения. Аналогия широко используется также в обычной жизни, в моральном рассуждении, в идеологии, утопии.

Умозаключения по аналогии делятся на два вида:

1.В аналогии свойств сравниваются два предмета, а переносимым признаком является какое-либо свойство этих предметов.Пионеры воздухоплавания  не могли справиться с проблемой продольного изгиба крыльев своих летательных аппаратов, а в 1895г. Ф.Шаню сделал билан с крыльями, соединенными стойками (подпорками).Конструкция была похожа на ажурный мост, и не удивительно: Шаню был инженером-мостостроителем и увидел аналогию между своим делом и проблемой укрепления крыльев аэроплана без их утяжеления. Уподобление крыла аэроплана  —  мосту,  это  выявление сходных свойств разных объектов.Заметив это сходство, можно продолжить его и заключить, что сравниваемые предметы подобны и в других своих свойствах.

2.В аналогии отношений сравниваются две группы предметов, а переносимым признаком является какое-либо отношение между предметами внутри этих групп. Хороший пример аналогии отношений приводит польский философ Н.Лубницкий. Вообразим себе караван, идущий в пустыне на заходе солнца. Тени, падающие на песок, удлинены и деформированы. Но каждому положению, каждому движению наездников и животных соответствует определенное положение и движение тени на песке. Между людьми и верблюдами и их искаженными тенями мало сходства. Животные и люди являются трехмерными, цветными; тени же плоские, черные, карикатурно удлиненные. И вместе с тем между миром вещей и миром их теней есть элемент подобия и даже тождества. В обоих мирах существуют одни и те же отношения. Взаимные положения теней являются такими же, как взаимные положения членов каравана. Каждому наклону головы, каждому движению ноги наездника или верблюда отвечает точно такое же движение соответствующей тени на песке. Можно сказать, что поведение теней строго аналогично поведению тех объектов, которые отбрасывают эти тени.

Кроме деления аналогий на эти два вида - свойств и отношений, - умозаключения  по аналогии по характеру выводного  знания (по степени достоверности заключения) можно разделить на три вида:

1) строгая аналогия, которая дает  достоверное заключение;

2) нестрогая аналогия, дающая вероятное  заключение;

3) ложная аналогия, дающая ложное  заключение.

Строгая аналогия. Характерным отличительным признаком строгой аналогии является наличие необходимой связи между сходными признаками и переносимым признаком. Схема строгой аналогии такая:      

Предмет А обладает признаками а, Ь, с, d, е.     

Предмет В обладает признаками а, Ь, с, d.     

Из  совокупности признаков а, Ь, с, d необходимо следует е.     

Предмет В обязательно обладает признаком е. 

Строгая аналогия применяется  в  научных  исследованиях, в математических доказательствах.      

На  строгой аналогии основан метод  моделирования. Известно, что единство природы обнаруживается в «поразительной аналогичности» дифференциальных уравнений,  относящихся К разным областям явлений. В физике эти аналогичные явления весьма часты. Например, аналогичными уравнениями описываются корпускулярно-волновые свойства света и аналогичные свойства электронов.

Нестрогая аналогия. В отличие от строгой аналогии нестрогая аналогия дает не достоверное, а лишь вероятное заключение. Если ложное суждение обозначить через 0, а истину через 1, то степень вероятности выводов по нестрогой аналогии лежит в интервале от 1 до 0, т. е. 1 > Р( а) > О, где Р( а) - вероятность заключения по нестрогой аналогии.

Примерами нестрогой аналогии являются, в частности, следующие: испытание модели корабля в бассейне и заключение, что настоящий корабль будет обладать теми же параметрами, испытание прочности моста на Модели, затем построение настоящего моста.

В математических доказательствах используется только строгая аналогия, а при решении задач (арифметических, геометрических и др.) применяется либо алгоритм, либо нестрогая аналогия с уже решенными однотипными задачами. Значительное число интересных примеров использования аналогий в математике содержится в книге Д. Пойа «Математика и правдоподобные рассуждения». Эту аналогию можно  использовать как на уроках математики, так и на уроках биологии. 

Для повышения степени вероятности  выводов по нестрогой аналогии следует  выполнить ряд условий:

1) число общих признаков должно быть возможно большим; 

2) необходимо учитывать степень существенности сходных признаков,  т. е. сходные признаки должны быть существенными. Аналогия на основе 

сходства несущественных признаков типична для ненаучного и детского

мышления. Дети могут  съесть ядовитые ягоды на основе их внешнего сходства со съедобными.Но иногда и на основе чисто внешнего признака можно сделать открытие, как это было в случае открытия алмазов в Якутии;

          З) общие признаки должны быть по возможности  более разнородными;

4) необходимо учитывать количество  и существенность пунктов различия. Если предметы различаются в  существенных признаках, то заключение  по аналогии может оказаться  ложным;

5) переносимый признак должен быть того же типа, что и сходные признаки.

Ложная  аналогия. При нарушении указанных выше правил аналогия может дать ложное заключение, т. е. стать ложной. Вероятность заключения по ложной аналогии равна 0. Ложные аналогии иногда делаются умышленно, с целью запутывания противника,. т. е. являются софистическим приемом, или делаются неумышленно, в результате незнания правил построения аналогий или отсутствия фактических знаний относительно предметов А и В и их свойств, на основании которых осуществляется аналогия.

На  ложных аналогиях основаны и суеверия. Например, считается, что разбитое зеркало - к несчастью, что если перед охотой проткнуть чучело зверя, то будет удача на охоте, т. е. удастся убить животное. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Условия правомерности  рассуждений по аналогии

 

 

 

Поскольку строение разных форм выводов по аналогии различно, не имеет смысла говорить о правилах выводов по аналогии вообще. Речь может  идти лишь о правилах отдельных форм выводов по аналогии. Начнем с аналогии типа парадигма.

Условия повышения вероятности  этого типа выводов могут быть, получены на основе уже известных  нам способов повышения вероятности  выводов по неполной индукции через перечисление. Для этого мы должны будем использовать  концепцию категорий вещей, свойства и отношения.  
      Согласно этой концепции, вещь - это не обязательно выделенный в пространстве и времени кусок материи. Вещь - это все то, что имеет свойства и находится в отношении. И сами свойства выступают в качестве вещей, если о них, в свою очередь, что-то говорится. О свойствах «быть планетой», «иметь атмосферу», «иметь смену времен года» мы говорим как о том, что присуще и Земле, и Марсу, т. е. как о вещах. Делая вывод о том, что «все свойства, присущие Земле, присущи и Марсу», мы осуществляем вывод, который может быть охарактеризован как неполная индукция через перечисление.

Мы говорим не о достоверности  общего вывода, а лишь о его вероятности. Для повышения вероятности сделанного вывода трансформируем правила неполной индукции в соответствующие правила вывода по аналогии типа парадигмы: 

1. Из первого правила индукции, согласно которому исследованных  предметов должно быть как  можно больше, получаем соответствующее  правило аналогии: должно быть  установлено как можно больше  свойств, общих прототипу и  модели. Это правило очень простое и не нуждается в пояснениях;  
  
        2. Из второго правила индукции вытекает второе правило аналогии: необходимо, чтобы признаки, общность которых сравниваемым предметам дана в посылках, максимально отличились друг от друга, были возможно более разнообразными. Например, применительно к аналогии Земли и Марса это должны быть не только геометрические или кинематические, но и физические, химические и свойства;

3. Третье правило индукции аналогии. Необходимо, чтобы признаки, общность  которых сравниваемых предметам  установлена в посылках, были возможно более типичными признаки, общность которых сравниваемым предметам установлена в посылках, были возможно более типичными  представителями свойств этих предметов. Это означает, что они должны быть как можно теснее связанными с другими свойствами прототипа и модели. Например, наклон оси вращения планеты тесно связан с другими ее свойствами - он является причиной смен времен года, которая, в свою очередь, вызывает много других явлений; 

Информация о работе Роль аналогии в науке и практике