Принятие логистических решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 23:20, курсовая работа

Описание

Цели исследования, которой является разработка теоретических и методических вопросов принятия логистических решений при формирования товарных ресурсов в розничных торговых организациях.
Для достижения сформулированной цели, в соответствие с избранными объектом и предметом исследования, в диссертации поставлены и решены следующие основные задачи:
- определены теоретические основы и особенности формирования логистических систем в современной российской экономике;
дана характеристика потоковых процессов как предмета совершенствования в логистике и проведена их типология;

Работа состоит из  1 файл

введение.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

2 Родников А.Н.  Логистика: Терминологический словарь.2-е  изд. исправленное и дополненное. - М: ИНФРА-М, 2000. С. 121.

3 Рынок и логистика  / Под ред. М.П. Гордона. - М.: Экономика, 1993. С.15.

4 Карнаухов  СБ. Логистические системы в экономике  России. -М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2ОО2.С.26,34.

11

с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и операции5. В этой же работе С.Уваров приводит и такое определение: «логистическая система представляет собой упорядоченную  структуру, в которой осуществляется планирование и реализация "движения и развития совокупного ресурсного потенциала, организованного в виде логистического потока, начиная с отчуждения ресурсов у окружающей среды вплоть до реализации конечной продукции6.

В учебнике В.Сергеева «Логистика в бизнесе» логистическая система -это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями7.

Важное  дополнение к определению содержательной части логистической системы  делает Д.Костоглодов, подчеркивая, что  одной из важнейших ее характеристик следует считать солидарные отношения участников, их изначальный отказ от ориентации на достижение только собственных целей в ущерб интересам партнеров, ориентация на Парето-оптимум8.

С позиции  предмета диссертационного исследования представляет интерес дефиниция В.Бураковым в монографии «Исследование проблем реструктуризации лесного комплекса региона на основе логистики» главной цели логистической системы, под которой, по мнению автора, следует понимать достижение с наименьшими затратами максимальной

приспособленности предприятий (фирм) к изменяющейся рыночной

5 Уваров  С.А. Логистика: общая концепция,  теория, практика. - СПб.: «ИНВЕСТ-НП», 1996.С.115.

6 там  же. С. 116-117.

7 Сергеев  В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. С.52.

8 Костоглодов  Д.Д. Макрологистические системы  рыночной экономики. -Ростов-н/Д.: Изд-во  РГЭА, 1996.С.59.

12

обстановке  и получение преимуществ перед  конкурентами путем оптимизации  основных оперативных процессов9.

Учитывая  высокую степень конкуренции в сфере розничной торговли, представляется важным иметь в виду при определении содержательного аспекта логистической системы и этот аспект бизнес-деятельности, как сделал В.Украинцев, представивший логистическую систему в виде совокупности целеориентированных участников экономических потоков, способных трансформировать конкурентные противоречия и (или) конфликты в логистическое сопряжение экономических интересов для достижения общесистемных целей10.

Углубляет понимание логистической системы  ее трактовка как совокупности функционально соотнесенных элементов (узлов, процессов, периодов, звеньев), определяющих сущность и назначение потоково-процессного объекта, подлежащего оптимизации на концепции логистики".

Несмотря  на то, что вышеприведенные определения  логистической системы имеют, как правило, отношение к производственным структурам, не вызывает сомнения возможность их использования для характеристики логистических образований в такой сфере предпринимательской деятельности как торговля.

Общая теория системного анализа предлагает ряд критериев, которые определяют наличие системы как единства, состоящего из частей, взаимозависимых между собой, причем каждая из частей привносит что-то свое в уникальную характеристику целого. В число критериев входят: сложность, иерархичность, целостность, структурированность. Следовательно, применяя названные критерии к логистическим системам, можно дать их общую характеристику:

9 Бураков  В.И. Исследование проблем реструктуризации  лесного комплекса региона на  основе логистики: Монография. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000.С.37.

10 Украинцев  В.Б. Конкуренция и логистика. - М. Экспертное бюро, 1999.С.141.

11 Семененко  А.И. Логистика. Словарь и библиография. Справочное пособие. - СПб.: Изд-во  СПбГУЭФ, 1999.С.21-22.

13

во-первых, наличие большого числа элементов системы, взаимодействующих между собой особым образом, подчиненным установленной организацией управления;

во-вторых, иерархическая подчиненность элементов  системы низшего уровня более  высокому, а также признание одной  логистической системы частью, подсистемой другой, большей системы, выступающей по отношению к ней внешней средой;

в-третьих, наличие целостности, или эмерджентности, то есть способности системы выполнять  заданную целевую функцию, достижение которой не может обеспечить сумма свойств ее отдельных элементов;

в-четвертых, наличие в системе единого  органа управления, определенной организационной  структуры, опирающейся на взаимосвязанные  объекты и субъекты управления, а  также информационную инфраструктуру как внутри логистической системы, так и между системой и внешней средой.

Большое многообразие логистических систем вызвало потребность в их классификации. Как видно из экономической литературы все логистические системы по критерию масштаба сферы деятельности подразделяются на микрологистичекие и макрологистические системы. Под

микрологистической  системой, как правило, подразумевают  пространственно-концентрированную, объектно-ориентированную

производственно-коммерческую структуру, охватывающую сферу деятельности отдельного предприятия12. То есть микрологистические системы относятся к конкретной предпринимательской организации и предназначены для рационализации материальных, информационных, финансовых потоков, возникающих в процессе ее хозяйственной деятельности.

12 см., например, Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория, практика. - СПб.: «ИНВЕСТ-НП», 1996. С.П9.

14

Соответственно, макрологистическая система рассматривается  как пространственно-распределенная, функционально-ориентированная

производственно-коммерческая структура, включающая в себя предприятия и организации промышленности, снабженческо-сбытовые и транспортные организации разных ведомств в различных регионах13. Из данного определения видно, что макрологистическая система объединяет предпринимательские структуры, имеющие между собой хозяйственные связи, ориентированные на достижение их экономических интересов на рынке товаров и услуг, посредством формирования логистических межсистемных образований в виде логистических каналов, логистических цепей, логистических сетей и других организационных систем.

С точки  зрения пространственного распределения  макрологистические системы классифицируются по признаку административно-территориального деления: районные, межрайонные, городские, областные и т.д. По функциональному  признаку макрологистические системы могут быть построены, например, для группы организаций одной или нескольких отраслей, что подразумевает возможность формирования торговой макрологистической системы.

Кроме того, В.Сергеев, Л.Мясникова и другие выделяют и мезологистические системы, связанные с организацией и управлением потоковыми процессами в рамках корпоративных системных образований14.

В контексте  исследования сущности логистических  систем вызывает интерес позиция  С.Карнаухова, который полагает, что  имеющиеся трактовки логистической системы приводят к ситуации, когда существует «система в системе» и так по нарастающей в зависимости от уровня управления»15. Такое положение, как считает автор монографии «Концепции логистики»,

IJ там  же. С. 120-121.

14 Сергеев  В.И. Менеджмент в бизнес-логистике (1997); Мясникова Л.А. Мезологистика: информация и ожидания (1998).

15 Карнаухов  СБ. Концепции логистики (системный  анализ). - М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2003. С.35.

15

вносит  неопределенность в толкование понятия  «логистическая система». Именно поэтому саму логистику следует понимать как систему, то есть «логистика - система управления процессом товародвижения в различных сферах деятельности субъектов хозяйствования»16. Отсюда следует, что под подсистемой, по Карнаухову, можно понимать уровни управления материальными потоками - макрологистическая цепь, микрологистическая цепь, функциональная логистическая цепь. По мнению С.Карнаухова, это подразумевают многие отечественные авторы, только вместо понятия «подсистема» они оперируют понятием «система».

Несколько проще, с точки зрения отсутствия принципиальных разногласий, обстоят  дела в определении сущности экономической  категории «логистическая цепь». Изучение трудов таких авторов как Альбеков А.У., Васильев Г.А., Гаджинский A.M., Голиков Е.А., Костоглодов Д.Д., Лепшин И.А., Митько О.А., Родников А.Н., Сергеев В.И., Смоляков Ю.М., Смехов А.А. и других показало, что в основном под логистической цепью понимают линейно упорядоченное множество предпринимательских структур, осуществляющих логистические операции (производитель — поставщик -потребитель; или более сложные варианты, обеспечивающие продвижение материального потока от производителя до потребителя).

Однако, на наш взгляд, наличие в логистической  цепи коммерческих посредников и их особая значимость в современной системе движения товаров от производителей к конечным потребителям, в наибольшей степени нашла отражение в определении, приводимым С.Карнауховым: «сформированные последовательно-параллельно функциональные звенья, представляющие собой физические и юридические лица, объединенные материальными, информационными и финансовыми потоками, осуществляющие процесс товародвижения от сырьевой базы до производства ряда промежуточных продуктов, изготовления конечного готового продукта,

1 там  же. С.35.

16

доведения этого продукта до потребителя и  его реализация с использованием складов и транспортных средств»17.

Дефиниция понятия «логистическая цепь» позволяет  выделить три уровня их функционирования: функциональная логистическая цепь, микрологистическая цепь, макрологистическая цепь, экономическое назначение которых совпадает с назначением различных уровней выделенных выше логистических систем.

Принимая  во внимание экономическое назначение в общественном воспроизводстве  объекта диссертационного исследования — розничных торговых организаций, важную роль в понимании места логистики в системе управления их хозяйственной деятельностью играет определение взаимосвязи и взаимозависимости логистического менеджмента и маркетинга.

Анализ  публикаций по данной проблематике показал, что существует как минимум три подхода к оценке этих направлений предпринимательской активности.

Например, позиция Б.А.Аникина, Д.Д.Костоглодова, Л.М.Харисовой сводится к признанию  главенствующей роли логистики и, соответственно, рассмотрению маркетинга, как подчиненной функции логистики. Так, Б.А.Аникин в учебнике «Логистика» отмечает: «... из приведенных определений логистики иностранными специалистами следует, что она представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, многие из основных функций которого перешли к логистике. Одним из подтверждений этого может служить создание на ряде фирм логистических структур, поглотивших ранее функционирующие подразделения маркетинга»18. В совместной работе Д.Д.Костоглодова и Л.М.Харисовой «Распределительная логистика», ссылаясь на работы зарубежных и отечественных маркетологов,

17 там  же. С.32-33.

18 Логистика:  Учебное пособие. Под ред. проф. Б.А.Аникина.- М.: ИНФРА-М, 1997. С. 13.

17

приходят  к выводу, что «маркетинг своими корнями уходит в сбыт» и, рассматривая сбыт как распределительную логистику, в перечень ее функций включили, в том числе, такие как изучение покупательского спроса, установление цен на товары, выбор каналов распределения, удовлетворение платежеспособного спроса потребителей и извлечение прибыли. В соответствии с названными функциями авторы предложили подчинить отдел маркетинга службе сбыта, которую возглавляет управляющий по сбыту19.

Интересна позиция Г.Л.Багиева, одного из ведущих  российских ученых в области маркетинга. В работе «Маркетинг: словарь и библиография» приводится понятие «маркетинговая логистика» и дана классификация маркетинговых логистических систем, состоящая из трех групп:

- логистические  системы управления маркетингом,  понимаемые как широкий комплекс мер стратегического и тактического характера, направленных на эффективное осуществление рыночного поведения фирмы и достижение ее основной цели - обеспечение устойчивого и всестороннего успеха у потребителей товаров и услуг;

- логистические  системы управления службами маркетинга, прямо ориентированного на конкретный товар (семейство товаров и услуг), обеспечивающие «основной» маркетинг;

логистические системы международного маркетинга, представляющие системные структуры, по типу первых двух групп, но с учетом особенностей таможенного и валютно-финансового регулирования.

Из назначения логистических систем можно сделать  вывод, что логистика первична по отношению к маркетингу, управляет  службой маркетинга. В сущности такой  же позиции, правда, имеющей более широкое толкование, придерживается и Е.А.Голиков, оперирующий понятием «логистика маркетинга»: «логистика маркетинга, являясь интегрированной системой планирования и организации предоставления в распоряжение

Информация о работе Принятие логистических решений