Понятие о логической форме, языке и логическом законе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:53, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – дать понятие логической форме, языку и логическому закону и изучить основные формально-логические законы.

Содержание

Введение 3

1.Понятие о логической форме, языке и логическом законе 4

2. Основные формально-логические законы 10

Заключение 14

Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Копия Контрольная работа.docx

— 38.67 Кб (Скачать документ)

Имена подразделяются на :

1) простые («книга», «снегирь», «опера») и сложные, или описательные («самый большой водопад в Канаде и США», «планета Солнечной системы»). В простом имени нет частей, имеющих самостоятельный смысл, в сложном они имеются;

2) собственные, т. е. имена отдельных людей, предметов, событий («П. И. Чайковский», «Обь»), и общие (названия класса однородных предметов), например «дом», «действующий вулкан».

Каждое имя имеет значение и смысл. Значением имени является обозначаемый им предмет.

Смысл (или концепт) имени — это способ, каким имя обозначает предмет, т. е. информация о предмете, которая содержится в имени. Например, один и тот же предмет может иметь множество разных имен (синонимов). Так знаковые выражения «4», «2+2», «9—5» являются именами одного и того же предмета: числа 4. Разные выражения, обозначающие один и тот же предмет, имеют одно и то же значение, но разный смысл (т. е. смысл выражений «4», «2+2» и «9 — 5» различен).

Язык логики предикатов является общепринятым в современной логике. В формальной логике используются две группы терминов: дескриптивные и логические.

Дескриптивные термины (лат. «descriptio» - описание) – это имена предметов, предикаторы и функциональные знаки. Они выражаются средствами естественного языка – словами.

Имена предметов – это  слова или словосочетания, которые  обозначают отдельные предметы или  классы однородных предметов.

Предикаторы – это языковые выражения, которые обозначают свойства или отношения, наличие которых  в суждениях утверждается или  отличается.

Законы логики – это законы правильного мышления, способ выражения в мысли норм и принципов человеческой деятельности. Они отражают существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения человеческого бытия и реализуются в процессе рассуждения, направленного на получение истинного выводного знания. Соблюдение законов логики – необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения.

 

 

 

2. Основные формально-логические законы

 

 

Обладая всеобщим характером, законы логики являются обязательными во всех областях знания для всех людей различной национальностей, классов, профессий, но их применение ограничено сферой мышления, а их действие правомерно лишь в пределах логических форм.

Основных законов логики четыре:

  1. Закон тождества – суть этого закона такова: если утверждение истинно, то оно истинно. То есть каждая объективно истинная и логическая правильная мысль или понятие о предмете должно быть определенным и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода. Записывается закон следующим образом: А есть А; А=А.

Таким образом, закон тождества  требует, чтобы в процессе определенного  рассуждения всякая мысль была тождественной  самой себе, а разные мысли никогда  не отождествлялись. До тех пор, пока вещь остается в своем качестве нужно  брать и понятие о ней в  определенном смысле. Конечно, объективный  мир не остается постоянным вещи изменяются но, изменяясь в некоторых своих свойствах, они все же остаются в пределах своих существенных признаков, а, следовательно, и понятия о них сохраняют свою устойчивость. То есть закон тождества отражает одно из фундаментальных свойств объективного мира – относительную устойчивость, временное равновесие вещей и состояний. В ходе дискуссий по поводу этого закона заявлялось, будто бы он утверждает, что вещи всегда остаются неизменными тождественными сами себе. Понятно, что это неверно. Закон ничего не говорит об изменчивости или неизменчивости. Он утверждает только что если вещь меняется, то она меняется а если она остается прежней, то она остается прежней. Закон тождества не может утверждать что мир вещей остается застывшим в силу того что по своей природе он правомерен только в сфере мышления и не распространяется на внешний мир.

  1. Закон непротиворечия – был открыт одним из первых и объявлен важным принципом человеческого мышления. Но, несмотря на это, он часто оспаривался. идея этого закона такова: высказывание и его отрицание не могут быть вместе истинными. Неверно, например, что яблоко зеленое и не зеленое одновременно. То есть, два несовместимых друг с другом суждений не могут быть одновременно истинными, одно из них будет обязательно ложным. Записывается этот закон следующим образом, А не есть не -  А

Высказывание и его  отрицание должны говорить об одном  и том же предмете, рассматриваемом  в одном и том же отношении. Эти два высказывания должны совпадать во всем, кроме одной единственной вещи: то, что утверждается в одном, должно отрицаться в другом. Необходимо иметь в виду, что данный закон действует в определенных границах, он распространяется не на все суждения, а только на несовместимые. При этом он лишь указывает, что одно из двух высказыванием будет ложным. Но какое из них, закон непротиворечия не определяет.

Существование реальных противоречий не нарушает законов формальной логики, так как о противоречивых процессах необходимо мыслить непротиворечиво, логически правильно. При этом важно соблюдать следующие условия закона непротиворечия:

    • В процессе мышления необходимо утверждать принадлежность предмету одного признака и в то же время отрицать принадлежность данному предмету другого признака. Только тогда в процессе мышления не возникнут противоречия.
    • Противоречия между суждениями не будет, если в ходе процесса мышления рассматриваются различные предметы.
    • Противоречия не будет, если в ходе мышления что-либо утверждается и в то же время отрицается относительно предмета, рассматриваемого в разное время.
    • Противоречия не будет, если один и тот же предмет нашей мысли рассматривается в различных отношениях.
  1. Закон исключенного третьего – сущность закона такова: два противоречащих высказывания об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть вместе истинными или ложными. Записывается этот закон следующим образом:

А, или не –  А (например, этот фильм неинтересный, этот фильм интересный) такие суждения не могут быть сразу оба ложными, а из ложности одного обязательно следует истинность другого. Данный закон требует выбирать одно из двух противоречащих высказываний. Одно из них есть искомая истина. Третьего, промежуточного суждения, которое оказалось быть истинным, не существует. Но закон исключенного третьего не указывает, какое из двух противоречивых суждений будет истинным по своему содержанию. Значение закона состоит в том, что он указывает направление в поисках истины: возможно только два решения вопроса «или – или».

  1. Закон достаточного основания – выражает одну из общих черт правильного – его обоснованность. Всякая мысль может быть признана истинной только тогда, когда она имеет достаточное основание.

А есть потому, что  есть В, где А - логическое следствие, а В – логическое основание. В процессе рассуждений, необходимо руководствоваться какими - либо основаниями. В конечном счете, они могут быть представлены в виде достоверных фактов, правил и законов науки. Быть последовательным означает выдвигать исходные суждения на достаточном основании и делать выводы, вытекающие из этих суждений.

 

Достаточное основание –  эта любая мысль, уже проверенная  и признанная истинной, из которой  с необходимостью вытекает истинность другой мысли.

Доказать утверждение  – значит показать, что оно является логическим следствием других утверждений, истинность которых уже установлена.

Но, выдвигая общее положение  о необходимости достаточного основания, логика не дает определенных указаний, при каких условиях основание  можно считать достаточным. Здесь  помогает практика.

Логическую обоснованность нельзя отождествлять с причинно – следственной связью. Отношение  между основанием и следствием действует  в сфере мышления, причинно –  следственные же связи выражают отношение  между вещами, явлениями, событиями. Кроме того, закон достаточного основания  не совместим с рассуждениями, которые  строятся по схеме «после этого –  значит по причине этого». Последовательность событий еще не говорит об их обоснованной связи. Одно явление может предшествовать другому, но не быть его основанием, например, смена дня, ночи, времен года и т. п.

Закон достаточного основания  не допускает необоснованных выводов, он требует убедительного доказательства истинности мыслей человека. Доказать утверждение – значит показать, что оно является логическим следствием других утверждений, истинность которых  уже установлена.

Заключение логически  следует из принятых посылок, если оно  связано с ними логическим законом. Без логического закона нет логического  следования и нет самого доказательства.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, логическая форма - это исторически установившийся способ связи между составными элементами человеческой мысли. Она отражает общие и простые связи и отношения бытия и человеческой деятельности.

Язык — средство повседневного  общения людей, средство общения в научной и практической деятельности. Язык позволяет передавать и получать накопленные знания, практические умения и жизненный опыт от одного поколения к другому, осуществлять процесс обучения и воспитания подрастающего поколения. Функции его многочисленны и многогранны.

Законы мышления или формально-логические законы – это необходимая повторяющаяся  связь между мыслями. И, естественно, что соблюдение этих законов логики является необходимым и непременным.

Логические законы действуют  независимо от воли и желания людей. Они являются отражением действительных связей и отношений вещей.

Логические законы образуют фундамент логики, на который опирается все ее знание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алмаев Д.Т. Логика. - М., 2003г.

 

  1. Афанасьев О. В. Логика. М., 2003

 

 

  1. Бочаров В. А., Маркин В. П. Основы логики. М., 2002

 

  1. Гетманова А. Д. Учебник по логике. М., 2007

 

 

  1. Демидов Н. А. Логика. М., 2006

 

  1. Доронин И. А. Логика. М., 2008

 

 

  1. Ивлев Ю. В. Логика. М., 2004

 

 

 




Информация о работе Понятие о логической форме, языке и логическом законе