Понятие о логической форме, языке и логическом законе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:53, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – дать понятие логической форме, языку и логическому закону и изучить основные формально-логические законы.

Содержание

Введение 3

1.Понятие о логической форме, языке и логическом законе 4

2. Основные формально-логические законы 10

Заключение 14

Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

Копия Контрольная работа.docx

— 38.67 Кб (Скачать документ)

 

Факультет заочного обучения

 

Кафедра «Истории и философии»

Контрольная работа

по дисциплине « Логика»

 «Понятие о логической форме, языке и логическом законе. Основные формально - логические законы»

 

 

               Выполнила студентка        ________                   \

               Дата сдачи на проверку  «03» февраля 2013 г.

Работа защищена  «_____» _________ 2013 г. с оценкой ______

           Руководитель: к.ф.н., доцент    ____________    

 

 

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский, 2013 г.

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                  3

                                                                                                                 

1.Понятие о логической форме, языке и логическом законе                            4

 

2. Основные формально-логические законы                                                      10

 

Заключение                                                                                                             14

 

Список литературы                                                                                                15                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как самостоятельная наука  логика сложилась более двух тысяч  лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем  является древнегреческий философ  Аристотель (348-322 гг. до н. э.)

Логика – это наука  о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает  мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью  которых человек познаёт окружающий его мир.

Цель данной работы –  дать понятие логической форме, языку  и логическому закону и изучить  основные формально-логические законы.

Формально-логические законы глобальны в социально - культурном смысле - они действуют во все времена и во всех странах, люди разных национальностей и разных культур мыслят логически, используя одни и те же законы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 . Понятие о логической форме, языке и логическом законе

 

Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т. е. способ связи ее составных частей. В логических формах отражается не вся полнота содержания мира, существующего вне нас, а его общие структурные связи, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры).

Структуру мысли, т. е. ее логическую форму, можно выразить при помощи символов. Логическая форма в трех следующих суждениях: «Все караси — рыбы», «Все люди смертны», «Все бабочки — насекомые». Содержание у них разное, а форма одна и та же: «Все S есть Р»; она включает S (субъект), т. е. понятие о предмете суждения, Р (предикат), т. е. понятие о признаке предмета, связку («есть»), кванторное слово («все»). Иногда связка может отсутствовать или заменяться  тире.

Логические принципы действуют  независимо от воли людей, не созданы  по их воле и желанию. Они являются отражением связей и отношений вещей  материального мира. Общечеловеческий характер принципов формальной логики состоит в том, что во все исторические эпохи люди всех классов, всех наций мыслят по одним и тем же логическим принципам.

Кроме формально-логических принципов правильное мышление подчиняется основным законам материалистической диалектики: закону единства и борьбы противоположностей, закону взаимного перехода количественных и качественных изменений, закону отрицания.                                                     Понятие истинности или ложности относится лишь к конкретному содержанию того или иного суждения. Если в суждении верно отражено то, что имеет место в действительности, то оно истинно, в противном случае оно ложно. Например, суждение «Все волки — хищные животные» истинно, а суждение «Все грибы — ядовиты» ложно.

Понятие формальной правильности рассуждения относится лишь к логическим действиям и операциям мышления. Если в числе посылок умозаключения встречается ложная посылка, то при соблюдении правил логики мы в заключении можем получить и истину, и ложь. Чтоб это показать, возьмем такое умозаключение: Все металлы — твердые тела. Ртуть не является твердым телом. Ртуть не является металлом.

В этом умозаключении заключение получилось ложным именно потому, что в качестве первой посылки взято ложное суждение. Чтобы заключение было истинным, обе посылки должны быть истинными суждениями (имеется в виду, что правила логики соблюдены). При несоблюдении правил логики (если посылки при этом истинны) мы также можем получить как истинное, так и ложное заключение. Например: Все тигры — полосатые. Это животное — полосатое. Это животное — тигр.

Во втором умозаключении  обе посылки — истинные суждения, но полученное заключение может быть как ложным, так и истинным потому, что было нарушено одно из правил умозаключения.

Итак, с точки зрения содержания мышление может давать истинное или  ложное отражение мира, а со стороны  формы оно может быть логически  правильным или неправильным. Истинность есть соответствие мысли действительности, а правильность мышления — соблюдение законов и правил логики. Нельзя отождествлять (смешивать) следующие понятия: «истинность» («истина») и «правильность», а также понятия «ложность» («ложь») и «неправильность».

Материалистическая диалектика — глубокое и всестороннее учение о развитии. Законы и категории  материалистической диалектики рассматриваются как отражение всеобщих связей объективного мира и как ступени развития его познания.

Современная логика — это  интенсивно развивающаяся наука, которая  включает в себя логику формальную и логику диалектическую. На их базе формируется логика научного познания, использующая методы обеих наук для анализа научного знания.

Формальная логика в своем  развитии прошла два основных этапа. Основанием деления на эти этапы  служит различие применяемых в логике средств и методов исследования. Начало первого этапа связано с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384—322 гг. до н. э.), в которых впервые дано систематическое изложение логики. Логику Аристотеля и всю доматематическую логику обычно называют «традиционной» формальной логикой. Традиционная формальная логика включала и включает такие разделы, как понятие, суждение, умозаключение (в том числе и индуктивное), законы логики, доказательство и опровержение, гипотеза. Аристотель видел в логике орудие (или метод) исследования. Основным содержанием Аристотелевой логики является теория дедукции. В логике Аристотеля содержатся элементы математической (символической) логики, у него имеются «начатки исчисления высказываний»6.

Второй этап — это появление математической (или символической) логики.

Немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646—1716) по праву считается основоположником математической (символической) логики.

Начиная с Лейбница в логике используется в качестве метода исследования метод формализации, который традиционной логикой относился только к методам математического исследования, а Лейбниц показал, что он имеет общенаучный характер. Лейбниц пытался построить универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было бы разрешать посредством вычисления. В XIX в. математическая логика получила интенсивное развитие в работах Д. Буля, Э. Шредера, П. С. Порецкого, Г. Фреге и других логиков.

Математическая (или символическая) логика изучает логические связи и отношения, лежащие в основе дедуктивного (логического) вывода. При этом в математической логике для выявления структуры вывода строятся различные логические исчисления, прежде всего исчисление высказываний и исчисление предикатов в их различных модификациях. Можно сказать, что математическая логика разрабатывает применение математических методов к анализу форм и законов доказательного рассуждения.

Логика использует уже  сложившуюся структуру мыслительного  процесса. Сложный процесс формирования и совершенствования внутренней структуры мысли лежит за пределами  предмета формальной логики; она раскрывает форму мышления, не рассматривая проблему исторического развития познания.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждение и  умозаключение.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки класса однородных предметов. Понятие в языке выражаются словами («дерево», «веселье») или словосочетаниями («студент экономического факультета», «река Волга»).

Суждение представляет собой форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается в предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения бывают простыми и сложными. Пример сложного суждения «Наступила осень, и птицы полетели на юг» (оно состоит из двух простых суждений).

Умозаключение – это такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение. Например, все металлы – электропроводны (железо - металл, железо - электропроводно).

Логическая форма обусловлена наиболее общими, чаще всего встречающимися свойствами, непосредственными связями и отношениями реального мира. Поэтому она и выражает устойчивые черты правильного мышления.

Логическая форма представляет собой исторически установившийся способ связи между составными элементами человеческой мысли. И отражает общие  и простые связи и отношения  бытия и человеческой деятельности. При этом в каждом мыслительном акте можно выделить как предмет мысли, там и то, что мыслится о предмете: его свойства, состояния, действия, а также отношения с другими  предметами. Мысль о предмете логически  связана с другими мыслями в умозаключении.

В ходе логического исследования происходит обнаружение и систематизация определенных схем правильного рассуждения. Эти схемы представляют логические законы, лежащие в основе формально  правильного мышления. Рассуждать логично  – значит рассуждать в соответствии с законами логик.

Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга. Труд способствовал выделению человека из среды животных, явился фундаментом в возникновении у людей сознания (в том числе мышления)  и языка. Мышление неразрывно связано с языком. В ходе коллективной трудовой деятельности у людей возникла потребность в общении и передаче своих мыслей друг другу, без чего была невозможна сама организация коллективных трудовых процессов.

Функции естественного языка  многочисленны и многогранны. Язык — средство повседневного общения  людей, средство общения в научной и практической деятельности. Язык позволяет передавать и получать накопленные знания, практические умения и жизненный опыт от одного поколения к другому, осуществлять процесс обучения и воспитания подрастающего поколения. Языку свойственны и такие функции: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания.

Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой (как, например, у глухонемых), речью внешней (для других) или внутренней, речью, выраженной с помощью естественного или искусственного языка.

Язык — это не только средство общения, но и важнейшая  составная часть культуры всякого  народа.

На базе естественных языков возникли искусственные языки науки. К ним принадлежат языки математики, символической логики, химии, физики, а также алгоритмические языки  программирования для ЭВМ, которые получили широкое применение в современных вычислительных машинах и системах.

Знак — это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).

Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. К неязыковым знакам относятся знаки-копии (например, фотографии, отпечатки пальцев, репродукции и др.), знаки-признаки, или знаки-показатели (например, дым — признак огня, повышенная температура тела — признак болезни), знаки-сигналы (например, звонок — знак начала или окончания занятия), знаки-символы (например, дорожные знаки) и другие виды знаков. Существует особая наука — семиотика, которая является общей теорией знаков. Разновидностями знаков являются языковые знаки. Одна из важнейших функции языковых знаков состоит в обозначении ими предметов. Для обозначения предметов служат имена.

Имя — это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет. (Слова «обозначение», «именование», «название» рассматриваются как синонимы.) Предмет здесь понимается в весьма широком смысле: это вещи, свойства, отношения, процессы, явления и т. п. как природы, так и общественной жизни, психической деятельности людей, продуктов их воображения и результатов абстрактного мышления. Итак, имя всегда есть имя некоторого предмета. Хотя предметы изменчивы, текучи, в них сохраняется качественная определенность, которую и обозначает имя данного предмета.

Информация о работе Понятие о логической форме, языке и логическом законе