Понятие индукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:54, контрольная работа

Описание

Познание в любой области науки и практики начинается с эмпирического познания. В процессе наблюдения однотипных природных и социальных явлений фиксируется внимание на повторяемости у них определенных признаков. Устойчивая повторяемость наводит на мысль (индуцирует), что каждый из таких признаков является не индивидуальным, а общим, присущим всем явлениям определенного класса.

Работа состоит из  1 файл

Понятие индукции 2.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)
  1. Понятие  индукции
 

     Познание в любой области науки и практики начинается с эмпирического познания. В процессе наблюдения однотипных природных и социальных явлений фиксируется внимание на повторяемости у них определенных признаков. Устойчивая повторяемость наводит на мысль (индуцирует), что каждый из таких признаков является не индивидуальным, а общим, присущим всем явлениям определенного класса. Логический переход от знания об отдельных явлениях к знанию общему совершается в этом случае в форме индуктивного умозаключения, или индукции (от латинского inductio — «наведение»).

     Индуктивным называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

     В истории денежной единице США, например, было установлено, что доллар неплохо обращается, а Америке, Европе, Азии и Австралии. Учитывая принадлежность этих частей света можно сделать индуктивное умозаключение, что доллар – он и в Африке доллар.

     В основе логического перехода от посылок к заключению в индуктивном выводе лежит подтверждаемое тысячелетней практикой положение о закономерном развитии мира, всеобщем характере причинной связи, проявлении необходимых признаков явлений через их всеобщность и устойчивую повторяемость. Именно эти методологические положения оправдывают логическую состоятельность и эффективность индуктивных выводов.

     Основная функция индуктивных выводов в процессе познания —генерализация, т. е. получение общих суждений. По своему содержанию и познавательному значению эти обобщения могут носить различный характер — от простейших обобщений повседневной практики до эмпирических обобщений в науке или универсальных суждений, выражающих всеобщие законы.

     История науки показывает, что многие открытия в микроэкономике были сделаны на основе индуктивного обобщения эмпирических данных.           Индуктивная обработка результатов наблюдений предшествовала классификации спроса и предложения. Индуктивным обобщениям обязаны многие гипотезы в современной науке.

     Полнота и законченность опыта влияют на строгость логического следования в индукции, предопределяя, в конечном счете, демонстративность или не демонстративность этих умозаключений.  
 
 
 
 
 

  1. Логическая  природа индукции
 

     Индукция возникает в процессе практической деятельности людей из настоятельной потребности в обобщении, то есть получение знаний о более или менее общих свойствах предметов и явлений окружающего мира, о связях и отношениях между самими предметами и явлениями. Эти общие знания, отвлеченные от единичного, конкретного, необходимы в качестве мыслительного средства более успешного воздействия на природу, на организацию общественной жизни и управление ею.

     Объективную основу возникновения и существования индукции как особого типа умозаключения составляет, прежде всего, диалектика общего и отдельного в самой деятельности. Отдельное не существует вне общего, а общее - вне отдельного. Отдельное связано с другого рода отдельным через общее. Общее, в свою очередь, проявляется лишь в отдельном, через отдельное. Это обстоятельство делает возможным познание общего на основе познания отдельного - конкретных единичных предметов.

     Индукция возможна также как отражение объективных связей и отношений между предметами и явлениями, прежде всего, причинно - следственных. Сравнение и сопоставление отдельных предметов и явлений позволяет вскрывать в них общие связи и отношения, определять одно как причину, другое - как следствие, или наоборот.

     Какова же структура индуктивных умозаключений?

     Исходные суждения называются посылками, здесь характерны единичные суждения, поскольку в них выражено знание об отдельных предметах, хотя может быть и об их отдельных группах.

     Суждение, выведенное логическим путем из исходных, называется заключением или выводом. По своему характеру оно главным образом может быть общим (хотя может быть и частным, о части предметов какого - либо класса).

     Логическим основанием вывода в индуктивном умозаключении служит логическая связь между посылками и заключением, в которой отражается объективная связь между отдельным и общим, причиной и следствием и т. д. и которая делает возможным перенос знания с отдельных предметов на классы или с одних, менее общих классов на другие, более общие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Виды  неполной  индукции
 

     Неполная индукция — это умозаключение, в котором  на  основе  принадлежности признака  некоторым  элементам  или  частям  класса  делают  вывод   о   его принадлежности классу в целом.

     Неполнота индуктивного обобщения выражается в том, что исследуют не  все,  а лишь некоторые элементы или части  класса.  Логический  переход  в  неполной индукции от некоторых ко  всем  элементам  или  частям  класса  не  является произвольным.  Он  оправдывается  эмпирическими основаниями — объективной зависимостью  между  всеобщим   характером   признаков   и   устойчивой   их повторяемостью в  опыте  для  определенного  рода  явлений.  Отсюда  широкое использование  неполной  индукции  в  практике.  Так,  например,  во   время реализации определенного товара заключают о спросе, рыночной цене  и  других характеристиках большой партии этого  товара  на  основе  первых  выборочных поставок. В производственных условиях по  выборочным  образцам  заключают  о

качестве той  или иной массовой продукции,  например,  нефти, металлического листа, проволоки, молока, круп, муки — в пищевой промышленности.

     Индуктивный  переход  от  некоторых  ко  всем  не  может   претендовать   на логическую необходимость, поскольку повторяемость признака  может  оказаться результатом простого совпадения. Тем  самым  для  неполной   индукции   характерно   ослабленное   логическое следование — истинные посылки  обеспечивают  получение  не  достоверного,  а лишь  проблематичного  заключения.  При  этом обнаружение хотя  бы  одного

случая,    противоречащего    обобщению,    делает     индуктивный     вывод

несостоятельным.

     На   этом   основании   неполную   индукцию   относят    к    правдоподобным (недемонстративным) умозаключениям. В таких выводах  заключение  следует  из истинных  посылок  с  определенной  степенью  вероятности,   которая   может колебаться от маловероятной до весьма правдоподобной.

     Существенное влияние на характер логического следования в выводах;  неполной индукции оказывает способ отбора исходного материала, который проявляется  в методичности   или   систематичности   формирования   посылок   индуктивного умозаключения. По способу отбора различают два вида неполной  индукции:  (1) индукцию путем перечисления, получившую название популярной индукции, и  (2) индукцию путем отбора, которую называют научной индукцией.

     Популярной  индукцией  называют  обобщение,  в  котором  путем  перечисления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам или частям  класса и на этой основе проблематично заключают о его принадлежности всему классу.

     В   процессе   многовековой   деятельности   люди    наблюдают    устойчивую повторяемость многих явлений. Начатой основе  возникают  обобщения,  которые используются для объяснения наступивших и  предсказание  будущих  событий  и явлений. Такого рода обобщения бывают связаны с  наблюдениями  над  погодой, влиянием цены  на  качество,  спроса  на  предложение.  Логический  механизм большинства таких обобщений  —  популярная  индукция.  Ее  иногда,  называют индукцией через простое перечисление.

     Повторяемость признаков во многих случаях  действительно  отражает  всеобщие свойства явлений.  Построенные  на  ее  основе  обобщения  выполняют  важную функцию направляющих начал в практической  деятельности  людей.  Без таких простейших обобщений невозможен ни один вид трудовой деятельности,  будь  то совершенствование орудий  труда,  развитие  мореплавания,  успешное  ведение земледелия, контакты между людьми в социальной среде.

     Популярная индукция определяет первые шаги  и  в  развитии  научных  знаний. Любая  наука  начинает  с  эмпирического  исследования  —   наблюдения   над соответствующими объектами с целью  их  описания,  классификации,  выявления  устойчивых связей, отношений и зависимостей.  Первые  обобщения  в  науке обязаны  простейшим  индуктивным  заключениям  путем  простого  перечисления повторяющихся  признаков.  Они  выполняют   важную   эвристическую   функцию

первоначальных  предположений, догадок и гипотетических  объяснений,  которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.

     Чисто перечислительное обобщение возникает уже на  уровне  приспособительно- рефлекторных реакций животных, когда повторяющиеся  раздражения  подкрепляют условный рефлекс. На уровне человеческого сознания повторяющийся  признак  у однородных явлений не просто порождает рефлекс или  психологическое  чувство ожидания, а наводит на мысль о том, что повторяемость — результат  не  чисто случайного  стечения  обстоятельств,  а  проявление  каких-то   не выявленных зависимостей. Обоснованность  выводов  в  популярной  индукции  определяется

главным  образом  количественном  показателем:  соотношением  исследованного подмножества предметов (образца или выборки) ко  всему  классу  (популяции). Чем ближе исследованный  образец  ко  всему  классу,  тем  основательнее,  а значит, и вероятнее будет индуктивное обобщение.

В условиях,  когда  исследуются  лишь  некоторые  представители  класса,  не

исключается возможность  ошибочного обобщения. Примером этому может служить полученное с помощью популярной индукции и долгое время бытовавшее в  Европе обобщение  «Все  лебеди  белые».  Оно  строилось  на  основе  многочисленных наблюдений  при  отсутствии   противоречащих   случаев.   После   того   как высадившиеся в Австралии в XVII  в.  европейцы  обнаружили  черных  лебедей, генерализация оказалась опровергнутой.

Ошибочные заключения  о  выводах  популярной  индукции  могут  появиться  по причине несоблюдения требований об  учете  противоречащих  случаев,  которые делают обобщение несостоятельным.

Ошибочные индуктивные  заключения могут появляться  не  только  в  результате заблуждения,  но  и  при  недобросовестном,  предвзятом   обобщений,   когда сознательно игнорируют или скрывают противоречащие случаи.

     Некорректно  построенные  индуктивные  сообщения  нередко  лежат  в   основе различного рода суеверий, невежественных поверий  и  примет  вроде  «дурного глаза», «хороших» и «дурных» сновидений, перебежавшей дорогу черной кошки  и т.п.

     Научной индукцией  называют  умозаключение,  в  котором  обобщение  строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств.

     В зависимости от  способов  исследования  различают:  (1)  индукцию  методом отбора (селекции) и (2) индукцию методом исключения (элиминации).

     Индукция методом отбора

     Индукция методом отбора, или селективная индукция, —  это  умозаключение,  в котором вывод о принадлежности признака классу (множеству)  основывается  на знании об образце (подмножестве), полученном методичным отбором явлений из различных частей этого класса.

     Понятие разнообразие условий наблюдения  оказывается  весьма  различным  для конкретных  видов  множеств.  В  одном   случае   оно   принимает   характер пространственного  видоразличия,  в  другом  —  временного,  в   третьем   — функционального, в четвертом — смешанного.

Примером индукции методом  отбора  может  служить  следующее  рассуждение  о знаниях учеников ФЕУ 410 по логике. Так, выбрав  четыре  студента  с  задних рядов из 25 учащихся в этой группе, можно отметить, что не у одного  из  них каких либо знаний не выявлено. Если на этой основе  сделать  обобщение,  что вся группа не обладает никакими знаниями по логике, то очевидно,  что  такая популярная индукция даст маловероятное заключение. Иное дело, если выбор того же количества студентов будет сделан не с  задних парт, а с учетом разного  месторасположения  и  наличия  умного  лица.  Если выбраны студентки с первой и последней парты, с очками и без, значит,  можно с большой вероятностью предположить, что вся группа имеет  большие  познания такого интереснейшего предмета, как логика.

     Достоверное  заключение  в  данном  случае  вряд  ли   будет   обоснованным, поскольку не исключается возможность незнания предмета у студентов,  которые непосредственно не опрашивались. 
 
 
 

     Индукция методом исключения

     Индукция методом исключения,  или  элиминативная  индукция,  —  это  система умозаключений, в которой выводы  о  причинах  исследуемых  явлений  строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и  исключения  обстоятельств, не удовлетворяющих свойствам причинной связи.

     Познавательная  роль  элиминативной  индукции  —  анализ  причинных  связей.

     Причинной называют такую связь между двумя явлениями, когда одно  из  них — причина — предшествует и вызывает другое — действие.  Важнейшими  свойствами причинной  связи,  предопределяющими  методичность  элиминативной  индукции, выступают   такие   ее  характеристики,   как:   всеобщность,   последовательность во времени, необходимость и однозначность.

Информация о работе Понятие индукции