Основные особенности устного публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:59, контрольная работа

Описание

Поскольку мы живём в обществе, нам необходимо учитывать мнения других людей, советоваться с ними. Убедить другого - значит, обосновать свои идеи таким образом, чтобы те кто участвует в обсуждении, согласились с ними и присоединились к ним, стали вашими союзниками. Обладая свободой воли и разума, мы сами отвечаем за свои поступки. Наука риторика оказывает нам в этом неоценимую помощь: она позволяет оценить аргументацию любой речи и принять самостоятельное решение.
Можно и нужно учиться убедительно говорить. А когда необходимо, то и спорить, отстаивая свою точку зрения.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 56.09 Кб (Скачать документ)

В условиях советского судопроизводства судебная речь стала меньше по объему, доказательная  сторона судебной речи приобрела  большее значение, чем психологический  анализ. В судебных процессах редко  произносятся пышные фразы, длинные  цитаты из художественной литературы. Меньше, чем в дореволюционных  судах, затрагиваются моральные, «общие»  вопросы.

Искусство обвинительной речи в 20-40-е гг. представлено в деятельности Н.В. Крыленко, Р.А. Руденко, который был главным обвинителем  от Советского Союза на Нюрнбергском процессе по делу о главных военных  преступниках (1945–1946 гг.).

2. Педагог-оратор. Образ преподавателя в России – образ профессионала, знающего свое дело, человека-гражданина. Это и государственный служащий, и педагог в одном лице.

В литературе описываются ученые-педагоги, чьи  лекции привлекали внимание образованных людей своего времени. Это, например, историк и известный лектор В.О. Ключевский, мастер шутки, каламбура, остроумного  примера, который готовил свои «экспромты»  и как бы невзначай вставлял в  речь. Или А.В. Луначарский, о котором  писатель Л.В. Никулин писал: «Свободно, непринужденно он владел словом, ни на мгновенье не задумывался, где  именно надо поставить его – в  начале, в середине или в конце  фразы. Слово летело из его уст  легко, свободно и падало именно туда, куда нужно, и получалась отточенная, законченная фраза, ясная, завершенная  мысль» Или А.С. Макаренко, который  мог передать своим воспитанникам  заряд уверенности, оптимизма, мажорного  настроя. Или К.А. Тимирязев, у которого проблемность изложения охватывает все элементы лекции – от ее названия до заключительных строк.

3. В годы  революций в России сложился  тип оратора-агитатора. Этот оратор выступает перед толпой, т. е. неоднородной по составу аудиторией. Толпа требует призыва к действию, поэтому речь оратора-агитатора кратка и апеллирует к интересам толпы. Оратор-агитатор призывает к действию, часто разрушительному. Такой оратор должен говорить и выглядеть как человек из толпы, чтобы слиться с толпой и быть выразителем ее интересов. Тип оратора-агитатора появился и в Германии во время Второй мировой войны. Для нацистской пропаганды вообще было характерно определенное возрождение устного слова. «Геббельс пользовался фразами Гитлера об устном слове как ключе к революционным движениям прошлого. Составляя список революционеров-пропагандистов, Геббельс поднимал некоторые имена, вычитанные им у Лебона, и, кроме того, добавлял в него кое-что и от себя: Христос, Мохаммед, Будда, Заратустра, Цезарь, Александр. Все перечисленные сочетали в себе огромные способности ораторов с революционными идеями и блестящим организаторским талантом». В Германии было создано Главное управление по делам ораторов, объединившее такие структуры, как «Организация ораторов» и «Агентство по информации для ораторов». Называются такие цифры: с 1 сентября 1939 г. по 15 декабря 1940 г. было проведено 140 митингов и съездов, прошло 50 тысяч фабричных и заводских собраний. Вермахт стал отправлять ораторов обратно на гражданскую службу, предоставлять отпуска для участия в митингах. Официальный журнал «Наша воля и путь» публиковал подробные статьи о технике, персонале и успехах нацистской пропаганды. В нем заявлялось, что важнейшими элементами в системе пропаганды были и остаются ораторы и митинги.

4.Оратор-пропагандист. Образ русского пропагандиста в своих истоках предполагает бескорыстие (почти монашеское), материалистическое мировозрение, товарищество, борьбу за народное благо. Образ пропагандиста предполагает также жертвенность, склонность принести во благо другим (народу в целом, особенно) свою жизнь и труды. Из художественной литературы пропагандист черпает примеры к действию [Рождественский Ю.В. Указ. раб., с. 217].

5.Оратор-государственный служащий. Обычно он выступает на разного рода собраниях, конференциях, заседаниях и соединяет черты ученого мужа и агитатора, так как говорит, с одной стороны, как бы от лица участников собрания, с другой – он советует, как «обернуть дело» ко благу аудитории.

В конце XIX – начале XX в. в России появились талантливые политические ораторы, которые объединяли в себе черты оратора-агитатора, пропагандиста, государственного деятеля. Без преувеличения в числе талантливейших ораторов следует назвать В.И. Ленина.

6. Оратор-проповедник. На Руси издревле именно в монастырских центрах развивалось ораторское искусство, создавались учебники риторики. Стиль оратора-проповедника складывался под большим влиянием греко-римской традиции. Теоретические, моральные и социальные основы проповеди даны в главе Х Евангелия от Матфея:. «И призвав двенадцать учеников Своих, он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. В соответствии с этим учением проповедник сам избирает себе аудиторию, учитывая, чтобы аудитория была благосклонна к проповеднику, т. е. имела интерес к новому слову, желала «приближения Царства Небесного». Сам же проповедник должен быть бескорыстным, исполнен сострадания к ближнему, помогать нуждающимся, не думая о материальной награде за труд и сам не имея имущества. Проповедник должен быть уверен, что тот, кто обидит его, будет подвергнут страшным карам в день суда, поэтому он (проповедник) должен чувствовать себя защищенным. Проповедь приводит к изменениям в обществе, затрагивая этические и юридические нормы жизни (не случайно многие проповедники погибли от государства)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подлинно  человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанного человечеством норм нравственности. В широком плане  в понятие культуры поведения  входят все аспект внутренней и внешней  культуры человека: этикет, культура быта, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов  потребления, культура труда. Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести  беседу – важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих  мнений, представлений. Речь – наиболее содержательное, емкое и выразительное  средство общения.

Необходимо  иметь в виду, что ораторское искусство  всегда обслуживало и обслуживает  интересы определенных социальных групп, классов, отдельных личностей. Оно  одинаково может служить как  правде, так и лжи, быть использовано в нравственных либо безнравственных  целях. Кому и как служит ораторское искусство – основной вопрос, который  решается напротяжении всей истории развития науки, начиная с Древней Греции. Поэтому в ораторском искусстве очень важна нравственность оратора, его моральная ответственность за содержание речи.

Ораторское  искусство – явление историческое. Каждая эпоха предъявляет свои требования к ораторам, возлагает определенные обязанности, имеет свой риторический идеал. Однако в целом ораторскому  искусству присущи конкретные особенности:

  1. сложный синтетический характер. Философия, логика, педагогика, языкознание, эстетика, этика – науки, на которые опирается ораторское искусство;
  2. неоднородность. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные виды и роды. В отечественной риторике выделяют следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное. Каждый род объединяет определенные виды речи с учетом ее функций, а также ситуации, цели и темы.

История свидетельствует, что важным условием появления и развития ораторского  искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Отсюда название ораторского  искусства как «духовного детища демократии». Неудивительно, что сегодня  в связи с демократическими процессами, происходящими в стране, наблюдается  новый всплеск интереса к риторике.

Размещено на Allbest.ru

 

Список литературы:

 

  1. Ивин, А.А. Логика[Текст]: учебное пособие/ А.А. Ивин. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005 г.-163с.
  2. Хазагеров, Т.Г. Общая риторика[Текст]: учебник/ Т.Г. Хазагеров. - РнД.: Феникс, 2008 г.-201с.
  3. Зарецкая, Е.Н. Риторика[Текст]: учебник/ Е.Н. Зарецкая. - М.: Дело, 2006 г.-160с.
  4. Губин, В.Д. Основы этики[Текст]: учебник/ В.Д. Губин. - М.: Норма 2006 г-152с.
  5. Петрова, Ю.А. Культура и стиль делового общения[Текст]: Учебно-практ. пособие / Ю.А. Петрова.-М: Гросс Медиа, РОСБУХ, 2007. - 256 с.

 


Информация о работе Основные особенности устного публичного выступления