Основные особенности устного публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:59, контрольная работа

Описание

Поскольку мы живём в обществе, нам необходимо учитывать мнения других людей, советоваться с ними. Убедить другого - значит, обосновать свои идеи таким образом, чтобы те кто участвует в обсуждении, согласились с ними и присоединились к ним, стали вашими союзниками. Обладая свободой воли и разума, мы сами отвечаем за свои поступки. Наука риторика оказывает нам в этом неоценимую помощь: она позволяет оценить аргументацию любой речи и принять самостоятельное решение.
Можно и нужно учиться убедительно говорить. А когда необходимо, то и спорить, отстаивая свою точку зрения.

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 56.09 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, аудитория склонна сопротивляться тому воздействию, которое пытается оказать на нее оратор, в силу стремления каждой личности противостоять  внушению. Тенденцию к такому противостоянию раскрыл Б. Ф. Поршнев в своей  книге «Социальная психология и  история» (М., 1979).

«Всякий говорящий внушает», писал Б. Ф. Поршнев (с. 155), слушающий же как личность борется против внушения, так как не хочет подчиняться чужому влиянию, не хочет «подпадать под обаяние» оратора, хочет сохранить свою независимость в суждениях, мнениях, эмоциональной сфере. Внушение, как мы уже писали, психологи называют суггестией; борьба же с внушением оратора со стороны его слушателей, по Б. Ф. Поршневу, – «контрсуггестия».

Б. Ф. Поршнев  пишет: «Если налицо полное и безоговорочное доверие.., то человеческие слова у слушающего вызывают с полной необходимостью те самые представления, образы и ощущения, которые имеет в виду говорящий, а полная ясность и безоговорочность этих вызванных представлений с той же необходимостью требует действий, как будто эти представления были получены прямым наблюдением или познанием, а не посредством другого лица.

...Прямое  внушение опасно – оно может  привести человека к несвойственным, чуждым ему мыслям и поступкам,  сделать орудием того, кто владеет  этим оружием. Защищаясь, человек  «отпускает» другим доверие очень  осторожно. Поэтому, хотя всякий  говорящий внушает, однако далеко  не всякое словесное внушение  приемлется как таковое, ибо  в подавляющем большинстве случаев  налицо и встречная психологическая  активность – контрсуггестия».

Контрсуггестия, таким образом, представляет собой как бы проявление инстинкта самосохранения, проявление самозащиты, стремление сохранить статус-кво личности, не допустить чужого влияния на свое мнение.

Выделяются  три самых распространенных способа  такой борьбы слушателей с речевым  воздействием оратора: избегание, подрыв авторитета, непонимание.

Стратегия избегания проявляется в следующем: аудитория проявляет невнимание, «пропускает мимо ушей» важную информацию, ищет и находит повод отвлечься  от восприятия выступления оратора, не смотрит на оратора, не является на его выступление, стремится сесть  подальше от оратора. Избеганием является и такой «детский» прием, как  закрывание глаз.

Избегание проявляется также в уклонении  от восприятия той или иной информации. Например, статьи или лекции о вреде  курения читают и слушают 60% некурящих  и только 30 % курящих; остальные 70% курящих  просто избегают их. Стратегия «подрыва авторитета» основана на том, что источник информации квалифицируется как неавторитетный, неспециалист в данной области, и поэтому все то, что он говорит, можно всерьез не воспринимать. Повод для «подрыва авторитета» оратора всегда может быть найден: или он молодой (яйца курицу не учат), или рядовой человек (она не психолог, а простая мать, какие она может дать полезные советы), или слишком модно одет (он думает только о своей внешности), или одет и выглядит старомодно (он давно отстал от жизни), он не специалист в данном вопросе (он терапевт, а не фтизиатр, как он может судить о вреде курения) и т. д.

Подорвать авторитет оратора у слушателей может слишком высокий авторитет  у них другого лица. Очень высокий  авторитет одного лица может привести к отказу в авторитете всем другим, кроме него (бога, монарха, Сталина, Гамсахурдиа, учителя, тренера и  т. д.). «Когда какой-нибудь старейшина рода, вождь племени, глава государства, руководитель церкви получал такой  авторитет, таким образом, люди могли  отказать в неограниченном доверии  множеству остальных», – указывает  Б. Ф. Поршнев.

И, наконец, стратегия непонимания. Эта стратегия  заключается в том, что аудитория, слушая, например, оратора, идея которого ей просто не нравится, интерпретирует такую идею или его аргументы  как непонятные, на этом основании  отвергая и саму идею. В таком  случае аудитория говорит: «Мы не поняли его, не поняли, что он хотел  нам доказать». Непонимание здесь  фиктивное, имеет место просто отказ  от восприятия идеи или доводов на основании квалификации их как непонятных. «Непонятность» – это повод проигнорировать  что-либо. Ср.: если выступает любимый  вами оратор и вдруг говорит что-то, с чем вы в принципе не согласны, вы чаще всего не придадите значения этому и спорное место в  его выступлении просто проигнорируете: «Он выступил, как всегда, отлично! Правда, там он что-то говорил о.., но я не понял, что он хотел сказать; а так все отлично, все верно сказал!».

Оратор  должен знать и учитывать способы  «противостояния» ему аудитории.

 

ВИДЫ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

 

Существует  довольно много классификаций публичных  выступлений по разным параметрам. Для практического обучения искусству  публичного выступления наиболее важным оказывается подразделение публичных  выступлений на виды по их функции, то есть по цели, которую ставит оратор в своем выступлении. Иногда подобную классификаций называют классификацией жанров публичного выступления.

Максимально обобщенно подходя к функциям публичных выступлений, выделим  четыре основные функции (цели) выступлений:

1) соблюсти  некоторый протокол или ритуал;

В таком  случае можно говорить о протокольно-ритуальном выступлении. Это будет приветствие  официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким-либо официальным мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации.

2) развлечь  собравшихся;

В таком  случае мы будем иметь развлекательное  выступление. Таковы, например, тосты, речи на банкетах и др.

3) сообщить  некоторую информацию;

Такая речь получит название информационной. Информационный жанр используется в научном докладе, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о случае или при описании некоторого явления. Сообщение инструкций, объявление о предстоящем событии тоже относится к данному жанру – информационному выступлению.

  1. убедить;

Убеждающая  речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений – выступления в научных н политических дискуссиях, выступления за круглым столом.

5) побудить  к действию.

Побуждающая речь направлена на то, чтобы призвать слушателей к новому действию, продолжению  или прекращению старого действия. Это речь на митинге, на предвыборном собрании, на любом мероприятии, где  решается вопрос о том, что необходимо предпринять.

Убеждающие  и побуждающие выступления иногда объединяют в один тип и называют агитационными; разница между ними, однако, есть и заключается она прежде всего в том, что убеждающая речь направлена на мнение, а побуждающая – на поступок. Вместе с тем, часто призыв к изменению мнения и поступку взаимосвязаны.

Цели, которые  ставит перед собой оратор, могут  сочетаться, в результате чего выступления  могут приобретать комплексный  характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.

 

ПОДГОТОВКА ОРАТОРА К ВЫСТУПЛЕНИЮ

 

Пытаясь научиться хорошо выступать на публике, люди часто начинают с того, что пишут предполагаемое выступление. Этот путь крайне неудачен, поскольку не учитывает того обстоятельства, что письменная и устная речь различаются по ряду параметров. Основные различия сводятся к следующему.

Лексика. Слова и выражения, используемые в устной речи, как правило, проще, чем применяемые на письме. Для оживления речи можно использовать (умеренно) элементы бытового или профессионального жаргона, которые обычно неуместны в письменных документах. Напротив, сложные, длинные слова и выражения легко воспринимаются при чтении "про себя" и вызывают затруднения при произнесении (попробуйте произнести слово "департаментализация", поэтому в устной речи их следует избегать.

Стилистика. Живая речь проще письменной, в ней реже используются сложные грамматические конструкции. Фразы устной речи короче.

Интонация. Устная речь предоставляет говорящему богатые интонационные возможности. Письменная речь, хотя и не полностью лишена таких возможностей (вспомним, в частности, такой прием как инверсию - перемену мест подлежащего и сказуемого), но все же существенно в этом отношении ограничена.

Соотношение краткости и обстоятельности. Вследствие различия скорости произнесения слов и чтения "про себя" в единицу времени устно можно сообщить существенно меньше информации, чем при общении посредством письменных документов. Кроме того, полезно помнить, что отличие устного выступления от письменного документа состоит в том, что устное выступление, как правило, нельзя послушать заново, в то время как текст можно перечитать еще раз. Это обстоятельство накладывает определенные ограничения на объем информации, который целесообразно закладывать в устное выступление.

Итак, если вы не специалист по подготовке речей и выступлений для политических деятелей, умеющий положить на бумагу текст, который при чтении вслух звучит как живая речь, то писать выступления не стоит. Вместо этого готовьте тезисы, причем чем короче они будут сформулированы, тем легче будет ими пользоваться в ходе выступления.

Процесс подготовки оратором своего выступления  связан с обдумыванием как самих пунктов плана, так и всей совокупности его разделов, возможных вопросов аудитории и пр. Для этого автор должен подумать об обоснованности каждого сказанного им слова, обосновать каждое новое суждение, а также испытывать чувство уверенности в истинности каждого из суждений. Среди многочисленных правил риторики можно выделить три, являющихся наиболее существенными:

1. Тезис  и лозунг.

2. Формула  Цицерона.

3. План  и эпистема.

Тезис и  лозунг

Выходя  на трибуну, оратор должен полностью  осознавать разницу между тем, что  понимается в риторике под терминами  «тезис» и «лозунг».

Тезис (греч.) - положение (мысль), которое автор или оратор намерен доказать, защитить или опровергнуть. Другими словами, тезис есть мысль, которую следует доказать. Оратор, не знающий этого положения, не доказывает свои мысли, а только объявляет их, озвучивает с трибуны, поэтому нередко выступление оратора, мало подготовленного в риторике, сводится к выкрикиванию отдельных мыслей, слов, призывов и пр. при отсутствии попыток обосновать, доказать, логично подвести слушателей к нужным выводам.

Логичность  мыслей оратора становится доступной  слушателям только после того, как  оратор начнет говорить. Следовательно, логичность мысли проявляется только в речевой деятельности, т.е. связь  между логикой и риторикой  абсолютна и постоянна.

Термин  «лозунг» содержит в себе понятие, едва ли не противоположное тому, что  означает «тезис».Лозунг (нем.) - призыв, краткая, четкая, хорошо запоминающаяся фраза, не требующая никаких обоснований или доказательств ни для говорящего, ни для слушающих. Например: «Да здравствует Первое мая!» или «Кадры решают все!».

Первое  золотое правило риторики требует, чтобы оратор логично, умело и  красочно доказывал свои тезисы.

Формула Цицерона

Марк  Туллий Цицерон однажды сказал: «Оратор  есть тот, кто любой вопрос изложит  со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

Второе  золотое правило риторики снимает  вопрос о «судьях». Извечный вопрос, связанный с контролем, с оценкой, со взаимопониманием, снимается этой формулой Цицерона. Оценка любого устного выступления, увязанная с мнением Цицерона, позволяет опираться не столько на собственные знания, свой опыт, личный вкус, внутренний голос рецензента, сколько на мнение человека, ставшего в риторике авторитетом едва ли не абсолютным.

Итак, если перечитать формулу Цицерона, то можно  обнаружить в ней несколько составляющих, которые автор считает нужным предъявлять к оратору.

Оратор  есть тот, кто любой вопрос:

1) изложит  со знанием дела;

2) стройно;

3) изящно;

4) с достоинством  при исполнении.

По разделу  «стройно и изящно» проходит линия  между наукой и искусством, которыми разные авторитеты в риторике именуют  саму риторику.То, что «стройно», то наука.То, что «изящно», то искусство.

План  и эпистема

Будем исходить из того, что в формальной логике есть понятие модальности суждений. Введем понятие эпистемической модальности. Термин «эпистемический» восходит к греческому слову «эпистема», означающему в античной философии высший тип несомненного, достоверного, абсолютного знания.

Таким образом, творческий процесс подготовки оратором своего предполагаемого устного  выступления связан с обдумыванием как самих пунктов плана, так и всей совокупности его разделов, подразделов и пр., возможных вопросов аудитории, предполагаемых ответов оратора на эти вопросы. Другими словами, эпистемическая подготовленность оратора к выступлению предполагает, что он подготовился к акту выступления самым лучшим из возможных для него вариантом. Для этого автор должен думать об обоснованности каждого сказанного им в процессе лекции слова, обосновывать каждое новое суждение уже безусловно обоснованными ранее, испытывать чувство уверенности в истинности каждого из суждений, излагаемых им устно перед аудиторией.

Информация о работе Основные особенности устного публичного выступления