Операции над понятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание

Логическое понятие,виды и операции

Содержание

1.Введение.....................................................................................................3

2.Общая характеристика понятия...............................................................4

3.Операции над понятиями.........................................................................

4.Значение деления и классификация в юридической науке и практике........................................................................................................

5.Заключение................................................................................................

6.Список используемой литературы..........................................................

7.Практическая часть..................................................................................

Работа состоит из  1 файл

контрольная по логике.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)


21

НОУ ВПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

(г. Архангельск)

 

ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Экономический факультет

Кафедра государства и управления

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине

«Формальная логика»

На тему

«Операции над понятиями»

 

 

 

                                                                             Выполнила: студентка 3 курса

                                            группы 32 мз

                                                                             Шабарина А.М.

                                                                             Проверила:

                                                                             Шумакова Г.Н.

 

 

 

 

Иваново 2012

 

ПЛАН:

 

1.Введение.....................................................................................................3

2.Общая характеристика понятия...............................................................4

3.Операции над понятиями.........................................................................

4.Значение деления и классификация в юридической  науке и практике........................................................................................................

5.Заключение................................................................................................

6.Список используемой литературы..........................................................

7.Практическая часть..................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

 

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель
(348-322 гг. до н. э.)

Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики. Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более
“грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания,

возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет

собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую. Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических

формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики. Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. В своей работе я попытаюсь, как можно подробнее рассмотреть одну из форм мышления – понятие.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ.

 

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояние предмета, которые, так или иначе, характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак. Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых, например, черты лица, телосложение, походка, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки, принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей. Другие профессия, национальность, социальная принадлежность и т. д. являются общими для определенной группы людей. И, наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от всех других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи. Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют  существенными. Они могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки (напр. Способность создавать орудие труда). Понятие, отражающее один предмет (напр. “Аристотель”),

наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки.

Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущность, называются несущественными. Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятия и представлений, существующих в сознание человека в  виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Восприятие и представление – это чувственно-наглядный образ какого-либо конкретного предмета. Понятие лишено наглядности.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятие, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предмета и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятия и представления. Вместе с тем, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить её с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

 

 

 

 

 

 

 

2.ОПЕРАЦИИ НАД ПОНЯТИЯМИ.

В логике логическими операциями называют действия, вследствие которых порождаются новые понятия, возможно с использованием уже существующих. Логические операции с понятиями — такие мыслительные действия, результатом которых является изменение содержания или объёма понятий, а также образование новых понятий. К операциям, которые связаны преимущественно с изменением содержания понятий, относятся:

  • отрицание;
  • ограничение;
  • обобщение;

   деление.

К операциям, которые связаны преимущественно с объёмами понятий, относятся:

  • сложение;
  • умножение;
  • вычитание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ.

 

Обобщить понятие - значит,  перейти от понятия с меньшим

объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием.

Например, обобщая понятие «Министерство юстиции Российской Федерации», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Вместе с тем содержание понятия, образованного в результате обобщения, уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки. Из приведенного примера видно, что для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание исходного понятия, т.е. Исключить видовые (или индивидуальные) признаки.

Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом — категории, например «материя», «сознание, «отношение» и т.п. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя.

Ограничение понятия представляет собой операцию, противоположенную операции обобщения.

      Ограничить понятие - значит, перейти от понятия с большим

объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием.

Пределом ограничения понятия является единичное понятие. Таким образом,

изменяя объем исходного понятия, мы изменяем  и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию — с большим объемом и меньшим содержанием (обобщение) или меньшим объемом и большим содержанием (ограничение).

Логические операции обобщения и ограничения понятий широко применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным.

Обобщение и ограничение понятий не следует смешивать с мысленным переходом от части к целому и выделением части из целого. Например, сутки делятся на часы, часы на минуты, минуты на секунды. Каждое последующее понятие не является видом предыдущего, которое в свою очередь нельзя рассматривать как родовое. Поэтому переход от понятия «час» к понятию «сутки» — не обобщение, а переход от части к целому; переход от понятия «час» к понятию «минута» — не ограничение, а выделение части из целого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2ДЕЛЕНИЕ И ОТРИЦАНИЕ ПОНЯТИЙ.

 

К операции деления мы прибегаем во всех случаях, когда возникает задача обзора, систематизации некоторого материала, определения последовательности планируемых действий.

Виды деления. В настоящее время принято выделять два основных вида деления: таксономическое и мереологическое.

Таксономическое деление. Если с помощью определения раскрывается содержание понятия, то с помощью таксономического деления – его объем. Таксономическое деление – это операция разбиения объема родового понятия на подклассы, представляющие собой виды предметов, мыслимых в понятии (таксоны). Таксономическое деление, в свою очередь, бывает двух видов:

а) по видообразующему признаку (основанию).

Пример. Механическое движение (рассматриваемое в некотором отрезке времени) можно разделить по характеру траектории (основание деления) на прямолинейное, криволинейное, колебательное. В зависимости от состояния скорости во времени (другое основание деления) можно выделить равномерное, равноускоренное и равнозамедленное движение;

б) дихотомическое – деление исходного объема на объемы противоречащих друг другу понятий.

Пример 1. Грибы можно разделить на съедобные и несъедобные.

При этом для таксономического деления оказывается справедливой следующая характеристика родо-видовых отношений: то, что можно сказать о роде, можно сказать и о виде.

Пример 2. Прямолинейное, криволинейное, колебательное движения обладают всеми признаками движения вообще, съедобные грибы – всеми признаками грибов вообще.

Мереологическое деление. В отличие от таксономического деления, в процессе которого выявляются виды предметов некоторого рода, мереологическое деление есть расчленение некоторого предмета на части.

Пример 1. Самолет состоит из частей: крыльев, фюзеляжа, мотора, управляющей системы, шасси. При этом каждую из частей, в свою очередь, можно подразделить на части.

Отношение целого и части характеризуется следующим: то, что можно сказать о целом, нельзя сказать о части.

Пример 2. Крылья, фюзеляж, мотор – это еще не самолет.

Классификация и типология. Операция деления лежит в основе всякой классификации. Однако классификация имеет свои отличительные черты:

1. Все основания деления в классификации подчинены решению единой теоретической или практической задачи.

2. Предметы распределены по группам таким образом, чтобы по месту данного предмета можно было судить о его свойствах.

3. Содержание классификации может быть представлено в виде таблицы или схемы.

Кроме того, в зависимости от признаков, используемых для классификации, различают естественные и искусственные классификации. Естественными называются такие классификации, которые производятся по существенным признакам (например, таблица Менделеева); искусственные – это классификации по несущественным признакам (например, алфавитный указатель фамилий).

 

   Отрицание представляет собой простейшую логическую операцию с понятиями.
  Операция отрицания осуществляется прибавлением к любому исходному понятию отрицательной частицы «не». Данная операция может производиться несколько раз с одним и тем же понятием. Отрицание отрицательного понятия дает положительное понятие, т.е. двойное отрицание нейтрализуется. Так, отрицание отрицательного понятия «нечеловек» даст понятие «не-не-человек», являющееся положительным понятием «человек». Сколько бы раз операция отрицания не совершалась, все равно она дает только два возможных вида понятия: утвердительное или отрицательное. Некоторые авторы положительное и отрицательное понятия рассматривают как дополнительные. В этом смысле, например, понятие «успевающий студент» и понятие «неуспевающий студент», дополняя друг друга, отражают универсальную для них область — объем понятия «студент».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3СЛОЖЕНИЕ,ВЫЧИТАНИЕ И УМНОЖЕНИЕ ПОНЯТИЙ.

Информация о работе Операции над понятиями