Логистическая подсистема закупок материальных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание

Одним из базовых в логистике является понятие логистическая система, которую по праву можно рассматривать как одну из самых ранних среди созданных человеком социально-экономических систем.
Логистическая система – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть………………………………………………………....4
1.1. Основные этапы процедуры закупок ресурсов………………………5
1.2. Отличие закупок промышленных предприятий от других субъектов рынка……………………………………………….……………………6
2. Практическая часть………………………………………………………...12
2.1. Провести классификацию потребных материальных ресурсов, используя метод АВС, XYZ………..…………………………………12
2.2. Сделать обоснование управленческих решений в области закупок. (Данные для расчета по вариантам даны в приложении 3)………..14
3. Заключение...............................................................................................18
4. Список используемой литературы………...……………………………19

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 64.36 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

Кафедра Коммерции и Логистики

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

«Логистическая  подсистема закупок материальных ресурсов»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Каськив А. И. 

Группа      ЭУТ-08-1

Факультет  Логистики и Коммерции

  Проверил: к.э.н., Дюнина О.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

 

 

 

 

 

                                                            Иркутск 2012

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Теоретическая часть………………………………………………………....4
    1. Основные этапы процедуры закупок ресурсов………………………5
    2. Отличие закупок промышленных предприятий от других субъектов рынка……………………………………………….……………………6
  2. Практическая часть………………………………………………………...12
    1. Провести классификацию потребных материальных ресурсов, используя метод АВС, XYZ………..…………………………………12
    2. Сделать обоснование  управленческих решений в области закупок. (Данные для расчета по вариантам даны в приложении 3)………..14
  3. Заключение...............................................................................................18
  4. Список используемой литературы………...……………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из базовых в логистике  является понятие логистическая  система, которую по праву можно  рассматривать как одну из самых  ранних среди созданных человеком  социально-экономических систем.

 Логистическая система – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками. Иными словами, логистическая система – это система, состоящая из нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, то есть с рынком. К основным подсистемам (элементам Ms) логистической системы (ЛС) относятся следующие девять: M1 – закупка; M2 – склады (складское хозяйство); M3 – запасы; M4 – транспорт; M5 – производство; M6 – распределение; M7 – сбыт; M8 – информация; M9 – кадры. Каждая подсистема выполняет свои функции и задачи, но данная работа посвящена такой теме как логистическая подсистема закупок материальных ресурсов. Закупочная логистика является одной из основных логистических подсистем и изучает процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления

Цель работы: изучение логистической подсистемы закупок материальных ресурсов.  Поставленная цель определяет необходимость решения следующих взаимосвязанных задач: рассмотрение основных этапов процедуры закупок ресурсов, найти отличие закупок промышленных предприятий от других субъектов рынка, понять сущность этой подсистемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретическая часть 
    1. Основные этапы процедуры закупок ресурсов

Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами в кратчайшие сроки и с высокой рентабельностью. 

Значимым  элементом микрологистической системы  является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую  систему. Управление материальными  потоками на данном этапе имеет свою специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины. 

Задачи логистики снабжения  

В обобщенном виде цель снабжения - гарантировать  компании надежную поставку материалов. Исходя из этого задачи снабжения  таковы: 

- Создание надежного и беспрерывного  материального потока в компанию;

- Тесное взаимодействие с подразделениями,  использующими эти материалы,  изучение их запросов;

- Поиск подходящих поставщиков,  тесное взаимодействие с ними  и формирование выгодных отношений;

- Закупка необходимых материалов  приемлемого качества, и нужного  количества, и гарантия их доставки  в нужное время и место;

- Обеспечение приемлемых цен  и условий поставки;

- Проведение подходящей политики  запасов и инвестиций в них;

- Быстрое перемещение материалов  через цепи поставок, экспедирование  доставок в случае необходимости,  мониторинг текущих условий, в  том числе изменений цен, возникновения  дефицита, появления новых продуктов  и т.д.

Основной целью закупочной логистики является выгодное приобретение товара (сырья или материала) с  целью удовлетворения спроса с максимальной эффективностью. В связи с преобладанием предложения над спросом успешная закупочная деятельность связана с наличием полной и точной информации о рынке, на котором совершаются закупки.

Что подразумевает постоянный сбор и анализ информации о нем. Это позволит оценить емкость рынка, проанализировать цены, качество и сроки возможных поставок, при этом следует руководствоваться запросами потенциальных потребителей.

Основные требования к  процессу закупок

Существует ряд требований к  процессу закупок, выполнение которых  позволит эффективнее осуществлять деятельность предприятия:

  • Выполнять четкие сроки закупок.
  • Четко выполнять количественный объем закупок.
  • Соблюдать требования к качеству приобретаемых товаров, при этом следует руководствоваться торговой стратегией предприятия и учитывать контингент обслуживаемых покупателей, уровень цен, престиж данного предприятия.
  • Экономическая эффективность процесса закупок зависит от приобретения товаров необходимого качества по минимальным ценам и возможности доставки его в минимальные сроки с минимальными транспортными издержками.

Основные этапы  закупок 

В общем виде перечень процедур выглядит следующим образом: 

 

1. Анализ потребностей. Процесс  закупок начинается с определения  потребностей в материальных  ресурсах соответствующих подразделений  компании. В случае изменения  ассортимента выпускаемой продукции  номенклатура требуемых материальных  ресурсов должна быть пересмотрена.  

 

2. Определение и оценка требований  к закупаемым материальным ресурсам. После определения внутрифирменных  потребителей и номенклатуры  материальных ресурсов, должны быть  установлены требования по весу, размерам, параметрам поставок, а  также другие спецификации на  каждую позицию закупаемых материальных  ресурсов. Также должны быть определены  требования уровню сервиса поставщика.  

 

3. "Производить или закупать". Прежде чем определять возможных  поставщиков, необходимо ответить  на вопрос: не выгоднее ли самой  фирме производить необходимые  материальные ресурсы. 

 

4. Исследование рынка закупок.  Исследование рынка закупок начинают  с определения всех возможных  поставщиков по непосредственным  рынкам, рынкам заменителей и  новым рынкам. Далее следует предварительная  оценка всех возможных источников  закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных  с выходом на данные рынки. 

 

5. Выбор поставщиков. Проводится  сбор информации о поставщиках,  создание базы данных о поставщиках,  поиск оптимального поставщика, а также оценка результатов  работы с выбранными ранее  поставщиками. Для окончательного  выбора поставщика используется  многокритериальная оценка. 

 

6. Осуществление закупок. Процедура  закупок включает в себя оформление  договорных отношений, передачу  прав собственности на материальные  ресурсы, оплату, организацию транспортировки  материальных ресурсов. 

 

7. Контроль поставок. Эффективность  управления снабжением оценивается  в результате мониторинга выполнения  условий договоров по срокам, ценам, количеству, качеству и  другим параметрам поставок и  сервиса. 

 

8. Подготовка бюджета закупок.  Поведение соответствующих экономических  расчетов для выявления точных  затрат на процедуры и операции.  

 

9. Координация и взаимосвязь  функции снабжения с другими  подразделениями компании, а также  установление тесных связей с  поставщиками, что обеспечивает  включение компании в единую  макрологистическую систему. 

 

Модели организации  закупочной логистики и снабжения  предприятия 

 

В настоящее время в российских компаниях можно наблюдать две  принципиально отличающиеся модели организации снабжения. 

 

1 вариант: Задачи снабжения выполняются различными функциональными подразделениями. Например, перечень и количество материальных ресурсов, определяются дирекцией по производству, а задачи выбора поставщика, заключение договоров и организация доставки решаются специалистами службы закупок. В результате функция управления снабжением разделена между подразделениями компании и ее эффективная реализация затруднена. 

 

2 вариант: предполагает сосредоточение всех процедур по снабжению компании материальными ресурсами в компетенции одного подразделения. Такая структура позволяет более эффективно организовать продвижение материального потока от поставщиков, а также управлять процессом снабжения.

 

 

           1.2. Отличие закупок промышленных предприятий от других субъектов рынка

Для этого рассмотрим процесс осуществления  закупок каким-либо потребителем, а  с другой стороны – предприятием.  
Этапы процесса осуществления закупок потребителем:  
1. Осознание потребности - выявляется потребность потребителя, которую можно удовлетворить путем приобретения продукции. 
2. Общее описание потребности - указываются основные характеристики и необходимое количество требуемой продукции 
3. Оценка характеристик продукции - определяются и выбираются наилучшие потребительские свойства (характеристики) требуемой продукции. 
4. Поиск поставщиков - покупателю необходимо выбрать лучших поставщиков. 
5. Запрос предложений - покупатель предлагает поставщикам сделать свои предложения. 
6. Выбор поставщика - покупатель анализирует поступившие предложения и выбирает одного или нескольких поставщиков продукции. 
7. Оформление заказа - процедура передачи поставщику окончательного заказа. Оговариваются потребительские свойства продукции, необходимое ее количество, желательные сроки поставки, условия возврата, гарантии. 
8. Оценка эффективности деятельности поставщика - покупатель оценивает, насколько он удовлетворен работой поставщика. На основе оценки принимается решение о продлении, изменении или приостановке договора с ним.  
Этапы процесса закупок на предприятии: 
1. Определение масштаба проекта (определение объема производства и продаж, оценка величины затрат). Добываются, анализируются и оцениваются данные о поставщике (параметры бюджета, предложения, подготовленные спецификации, невыполненные заказы, справочные списки потребителей). 
2.  Формирование плана закупок, предварительная оценка поставщиков. Составляется список всех будущих закупок для проекта, а также график закупок каждого вида продукции. В графике предусматривается время: 
· на подготовку спецификаций; 
· на запросы продавцу; 
· на оценку и анализ, отбор, переговоры и заключение обязательств; 
· на утверждение проектной документации поставщика; 
· на изготовление и отгрузку к месту получения. 
3.  Разработка предварительного графика закупки на основании известной требуемой даты поставки. Для этого устанавливается дата начала и завершения той или иной работы по формированию плана закупок, определяются важнейшие этапы этой работы. Затем следует организовать получение информации от поставщика по каждому виду продукции. 
4.  Размещение объявлений о подаче предложений. 
5.  Оценка предложения. 
6.  Окончательные переговоры.  
7. Составление документации. 
8.  Поставка и контроль качества. 
9.  Обсуждение спорных вопросов и гарантийных обязательств.  
Специалисты службы закупок предприятия отвечают за закупку продукции в соответствии со спецификациями, полученными от внутренних потребителей. Внутренними потребителями являются другие функциональные подразделения предприятия, которым требуется продукция. 
Показатели,   характеризующие  деятельность  службы  закупок предприятия: 
(совокупный торговый оборот; общий объем закупок; закупочные цены на продукцию; средние цены на закупаемую продукцию; размеры отдельных (единичных) закупок; затраты на оформление и передачу заказов на поставку; количество запросов на оферты (приглашения выдвигать условия поставок); количество договоров на поставку; количество сотрудников службы закупок; количество поставщиков; условия платежа; условия поставки; аккуратность поставок; количество поставок за определенный период времени; срок поставок; надежность поставок). 
Операции, осуществляемые в рамках функции закупок: 
· анализ рынка; 
· изучение тенденций цен и анализ стоимости производства поставщика. Позволяет сделать вывод о том, что покупка совершается при наиболее благоприятных условиях и в самое лучшее время: (согласование стоимости обслуживания и заключение договора; проверка соответствия закупаемой продукции определенным требованиям или спецификации покупателя; проведение предварительных переговоров между поставщиком и покупателем; установление единой политики в отношениях с поставщиками;

сокращение времени проверки и  одобрения спецификации продукции; 
экономия ресурсов предприятия, например, путем консолидации заказов и установления стандартов запаса; поиск более дешевых заменителей продукции без ущерба для ее потребительских свойств; разработка новых методов для обработки необходимых данных в целях эффективного функционирования системы закупок). 
Факторы, влияющие на статус службы закупок на предприятии:  
· объем закупаемой продукции и сопутствующего обслуживания. Значительная доля закупок в общих расходах предприятия подчеркивает важность функции закупок для логистической системы предприятия; 
· особенности приобретаемой продукции. Приобретение комплексных компонентов или необходимость широкого применения подрядных отношений представляют собой трудную задачу для сотрудников службы закупок; 
· ситуация на рынке продукции, жизненно важной для функционирования предприятия. Если на рынке доминируют продавцы, то значимость службы закупок повышается. Планирование закупок сырья - планирование общего количества основных и значимых видов сырья, необходимых для производства конечной продукции в конкретные периоды времени (обычно по неделям). 
Факторы, влияющие на уровень качества обслуживания в системе закупок предприятия: 
· скорость выполнения заказа (время от момента отправки заказа до получения продукции); 
· возможность срочной доставки продукции по специальному заказу; 
· готовность поставщика принять обратно поставленную продукцию, если в ней обнаружен дефект, и заменить в кратчайший срок качественной продукцией (или принять обратно продукцию без выяснения причин отказа от нее); 
· обеспечение различных объемов партий отгрузок продукции; 
· умение выбрать наиболее подходящий вид транспортировки; 
· наличие эффективно функционирующей службы обслуживания потребителей; 
· наличие надежно функционирующей распределительно-складской сети; 
· достаточный уровень запасов продукции; 
· уровень цен, по которым предоставляется обслуживание потребителям. 
Цели системы управления закупками на предприятии: 
· расширение номенклатуры продукции; 
· снижение общих затрат ресурсов и исключение убытков; 
· избавление от устаревших и медленно реализуемых запасов продукции; 
· контроль над специальными заказами; 
· контроль над упущенными продажами; 
· увеличение доли закупок, осуществляемых по процедуре стандартного заказа. 
Методы закупок: 
· прямые закупки - закупки продукции непосредственно у производителей; 
· встречные закупки - закупки у поставщиков, одновременно являющихся и потребителями; 
· лизинг - аренда, например, складского оборудования; 
· новая закупка - ситуация осуществления закупки предприятием, при которой покупатель совершает покупку данной продукции впервые, может потребовать проведения серьезных исследований; 
· обычная повторная закупка; 
· измененная повторная закупка - ситуация осуществления закупки, при которой предприятие-покупатель изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, требует проведения небольших исследований; 
· комплексная закупка - осуществляется на основе комплексного решения и не требует принятия каких-либо отдельных решений. 

Информация о работе Логистическая подсистема закупок материальных ресурсов