Логический и систематический анализ языка и мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 12:10, контрольная работа

Описание

В семиотике совокупность правил построения элементов языка называют синтаксисом, а связь между элементами языка и их значениями – семантикой. Язык логики имеет собственный простой и однообразный синтаксис, основанный на стиле обозначений, сложившихся в математике.. синтаксис языка логики полностью формализован, т.е. существует набор четко сформулированных правил, с помощью которых можно построить любой языковой элемент.

Содержание

I. Логический и систематический анализ языка и мышления.
1. Логический анализ языка.
2. Систематический анализ языка.
3. Логический анализ мышления.
4. Систематический анализ мышления.
II. Эмоционально-психологические факторы аргументации в судебно-следственной практике.

Работа состоит из  1 файл

logika_kontrolnaya.docx

— 28.91 Кб (Скачать документ)

Министерство сельского  хозяйства РФ

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего

      профессионального  образования

«Кубанский государственный  аграрный университет»

Юридический факультет

Кафедра логики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ЛОГИКЕ

Вариант 2Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар

     2012

 

 

 

 

 

 

План:

    1. Логический и систематический анализ языка и мышления.
    1. Логический анализ языка.
    1. Систематический анализ языка.
    2. Логический анализ мышления.
    3. Систематический анализ мышления.

 

    1. Эмоционально-психологические факторы аргументации в судебно-следственной практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Логический и семантический анализ языка и мышления.
    1. Логический анализ языка.

В семиотике совокупность правил построения элементов языка  называют синтаксисом, а связь между  элементами языка и их значениями – семантикой. Язык логики имеет  собственный простой и однообразный синтаксис, основанный на стиле обозначений, сложившихся в математике.. синтаксис  языка логики полностью формализован, т.е. существует набор четко сформулированных правил, с помощью которых можно  построить любой языковой элемент. Далее, какой бы правильно построенный  элемент языка мы не взяли, всегда можно восстановить путь, которым  этот элемент был построен, его  структуру. Этот процесс называется синтаксическим анализом элемента. В  языке логики синтаксический анализ чрезвычайно прост и однообразен.

Синтаксис естественного  языка – это его грамматика, т.е. правила конструирования предложений  из слов и правила конструирования  слов из букв. В отличие от языка  логики синтаксис естественного  языка не является полностью формализованным. Он включает в себя множество правил с великим множеством исключений, поскольку, в отличие от языка  логики, который создавался искусственно, является продуктом долгого развития, которым никто не управлял сознательно  и не пользовался заранее продуманным  планом. Грамматика естественного языка  – это не конструирование, а исследование уже готовой системы, попытка  вскрыть и, по возможности, сформулировать те правила, которыми говорящие на этом языке люди пользуются неосознанно. Синтаксический анализ предложений  естественного языка нередко  требует обращения к семантике, потому что без учета смысла, значения предложения, он оказывается неоднозначным.

Итак, для логического  анализа, т.е. для построения логического  эквивалента фразы естественного  языка, мы должны, прежде всего, провести синтаксический анализ фразы; результаты анализа непосредственным образом  отразятся на синтаксической структуре  логического выражения.  Мы классифицируем понятия в соответствии со схемой, зафиксированной в языке логики, и устанавливаем связь между  понятиями. Логический анализ – это, по существу, семантический анализ. Синтаксический анализ нужен постольку, поскольку он необходим для семантического.

 

 

 

 

 

    1. Систематический анализ языка.

 

Несмотря на разнообразие научных занятий, которое принесла с собой наша эпоха, совершенно неразработанной  осталась обширная, богатая и общеполезная тема - сравнение различных древних  и новых языков.

 

Многим это утверждение  должно показаться тем более удивительным, что обычно принято считать данный вопрос если не исчерпанным, то по меньшей  мере детально разработанным. Однако самое  главное здесь заключается в  нигде еще не достигнутой, насколько  мне известно, общности задачи: в  том, чтобы сравнивать на одних и  тех же основаниях все языки, какие  только удается обнаружить, весь известный  языковой запас, всю умопостигаемую человеческую природу и все исторически  засвидетельствованные судьбы различных  народов. Это условие всеохватывающего рассмотрения будет считаться выполненным тогда, когда при рассмотрении систематически соединяется близкое, разделяется чужеродное и когда дух в своей непрестанной деятельности, согласно данным опыта, заполняет все возможное пространство, выявляет остающиеся незаполненными его части и рассматривает все наличествующее отнюдь не как произвольно отторгаемый кусок, но как интегрирующую часть целого. Таким образом составляется философская история всего того, что человек предпринимает и достигает в отношении языка во всех концах земли и во все времена, всего того, что было посредством языка завоевано, обработано и стимулировало плодотворность в науке и искусстве, мышлении и восприятии. Результаты такого изучения допускают и систематический анализ действующих на них причин, будь то причины климатические, хронологические или политические; короче, если посредством безошибочно избранного направления исследования будет проложен путь от частного к целому и обратно, то число возможных полезных применений поистине приблизится к бесконечности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Логический анализ мышления.

 

Мышление — процесс  моделирования систематических  отношений окружающего мира на основе безусловных положений, также это высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.

 

Мышление — высшая ступень  человеческого познания, процесс  отражения в мозге окружающего  реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений  и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и  отношениях окружающего мира, которые  не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы. Формы и законы мышления составляют предмет рассмотрения логики, а психофизиологические механизмы — соответственно, психологии и физиологии.

 

Анализ — логический прием  определения понятия, когда его  разлагают по признакам на составные  части, чтобы таким образом сделать  познавание ясным в полном объеме. Таким образом из частей целого можно  мысленно создать его структуру. Вместе с частями предмета мы выделяем его свойства. Анализ возможен не только при восприятии, но и по памяти, то есть при представлении.

 

Синтез — способ собрать  целое из частей или явлений, а  также их свойств, как антипод  анализа.

 

В детском возрасте анализ и синтез впервые возникают при  практических манипуляциях предметами. И с возрастом с целью разобраться  в строении устройства человек его  собирает и разбирает. Так как  это не всегда возможно, в некоторых  случаях сначала предметы изучаются  отдельно, а потом производят мысленные  операции над их совокупностью. Так, при изучении микробиологии сначала  изучают строение отдельных микроорганизмов  и лишь потом в практической деятельности врач анализирует их совокупность при  исследовании воды.

 

Анализ и синтез бывает не только практическим, но и теоретическим. Если при этом они отделены от других мыслительных операций, они становятся механистичными. Так, оторванная от других процессов разборка ребёнком игрушки совершенно бесполезна, в то же время и при её сборке детали собираются не как-нибудь к их простой сумме.

 

Анализ и синтез всегда тесно взаимосвязаны между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Систематический анализ  мышления.

 

Аристотель впервые дал  систематическое изложение логики. Он подвергал анализу человеческое мышление, его формы - понятие, суждение, умозаключение, и рассмотрел со стороны  строения, структуры, то есть с формальной стороны. Так возникла формальная логика - наука пытавшаяся найти ответ  на вопрос, как мы рассуждаем, изучающая  логические операции и правила мышления. После падения античной цивилизации  развитие математики, и особенно логики, замедлилось, потому что новые логические идеи нередко вступали в противоречие с формами мышления церкви. Любопытно  отметить: первое, что было восстановлено  из античной науки, - это именно логика Аристотеля.

      Если обратиться  к эпохе Возрождения, к истокам  науки нового времени, нетрудно  установить, что и в этом случае  первыми восстанавливались и  использовались именно разработанные  в античной логике методы. С  этого начиналась философия и  математика Рене Декарта (1596-1650). Он считал, что человеческий разум  может постигнуть истину, если  будет исходить из достоверных  положений, сводить сложные идеи  к простым, переходить от известного  и доказанного к неизвестному, избегая каких-либо пропусков  в логических звеньях исследований. Фактически Декарт рекомендовал  науке о мышлении - логике - руководствоваться  общепринятыми в математике принципами.

 

2. Эмоционально-психологические  факторы аргументации в судебно-следственной  практике.

 

Юридической основой проведения судебно-психологической экспертизы эмоциональных состояний обвиняемого  являются ст. ст. 107 и 113 УК РФ, которые  содержат понятие аффекта (сильного душевного волнения), являющегося  одним из компонентов квалификации аффективных преступлений. В основе отграничения сильного душевного волнения от обычного (трудно представить себе преступление, совершенное вменяемым  лицом, не сопровождающееся каким-либо эмоциональным напряжением, т. е. душевным волнением) или, иными словами, аффекта (включающего физиологический, кумулятивный аффекты, аффект на фоне простого алкогольного опьянения и эмоциональные реакции  и состояния, оказывающие существенное влияние на сознание и поведение), от эмоциональных реакций, не достигающих  глубины аффекта, лежит снижение возможности регуляции своих  действий вследствие частичного аффектогенного сужения сознания, т. е. в конечном счете все то же ограничение способности  к осознанию значения своих действий или руководства ими. При установлении судом иных признаков (умышленный характер преступных действий, наличие противоправных действий потерпевшего) он может осуществить  переквалификацию преступления на те статьи УК РФ, которые предусматривают  существенное смягчение мер наказания (по ч. 1 ст. 107 УК РФ предусмотрено ограничение  или лишение свободы на срок до трех лет, а по ст. 113 УК РФ — до двух).

 

Отдельную проблему аффективных  деликтов составляют случаи, когда  обвиняемое лицо совершает преступление в состоянии аффекта, возникшего и развившегося в ответ не на противоправные действия потерпевшего, а под влиянием других личностных и ситуативных  факторов (исключая состояния наркотического или алкогольного опьянения). Такие  ситуации не отражены в статьях УК РФ, смягчающих ответственность. В действующем  уголовном законе дифференцированные меры наказания предусмотрены в  явном виде только к матерям, совершившим  убийство новорожденного ребенка в  условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 106 УК РФ). Как показывает наш опыт производства экспертизы, в ряде случаев в психотравмирующих условиях у матерей при родах развивается состояние эмоционального напряжения, существенно ограничивающее их возможность в полной мере осознавать свои действия и регулировать их, и именно в этот период времени они и совершают убийство новорожденного.

 

Типичным примером может  служить следующий случай.

 

Комплексная судебная психолого-психиатрическая  экспертиза Л., 22 лет, обвиняемой в убийстве своего новорожденного ребенка. По характеру  формировалась исполнительной, боязливой, обидчивой, не могла за себя постоять. В школе училась средне, интереса к учебе не проявляла, стремилась к дружбе с мальчиками старшего возраста. Половая жизнь с 17 лет вне брака, имела три беременности, две предыдущие из них закончились искусственными родами. После того, как узнала о  последней беременности, в течение  двух недель принимала таблетки для  ее прерывания, однако безрезультатно. Она решила рожать, скрыв свое состояние  от родных. На восьмом месяце беременности вышла замуж за старого знакомого. В день свадьбы Л. сообщила мужу о  своей беременности, к чему он отнесся  отрицательно и потребовал прервать ее. В женской консультации направление  на аборт ей не дали из-за большого срока  беременности, а на искусственные  роды требовались большие деньги, которых у нее не было. Тем не менее сообщила мужу, что беременность прервала.

 

В день правонарушения находилась дома с мужем и сестрой. Поздно вечером, запершись в ванной комнате, родила жизнеспособного ребенка, нанесла  ему сорок пять колото-резаных  ран и выбросила труп младенца в окно.

 

При экспериментально-психологическом  исследовании на фоне невысокого темпа  умственной работоспособности, снижения активности внимания и контроля своих  умственных действий, нерезко выраженной утомляемости и выявилось некоторое  снижение объема запоминания, невысокий  уровень обобщения и абстрагирования. Были обнаружены следующие индивидуально-психологические  особенности: дисгармоничная структура  личности с сочетанием, с одной  стороны, черт аффективной ригидности, настороженности по отношению к  окружающим, осторожности, озабоченности  возможными последствиями своих  поступков, стремлением их планировать, высокой степени опосредованности собственных действий, сдержанности в общении, и с другой — эмоциональной  неустойчивости, снижения контроля эмоциональной  сферы, импульсивности, повышенной чувствительности. Выявилась негибкость поведения  в стрессовых условиях и неожиданных  ситуациях, с легкостью возникновения  реакций растерянности, чувства  вины, тревожно-депрессивных состояний, неуверенностью в себе и неумением  принимать самостоятельные решения  в конфликтных ситуациях, зависимостью от мнения старших, тенденцией избрать  агрессивных форм поведения при  фрустрации. Клиническое исследование позволило придти к выводу, что Л. в момент совершения инкриминируемых ей деяний хроническим психическим заболеванием не страдала, обнаруживала остаточные явления органического поражения головного мозга. В этот период времени у Л. не было и признаков какого-либо временного болезненного расстройства психической деятельности. Эксперты-психиатры пришли к заключению, что Л. могла отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими, и рекомендовали суду в отношении инкриминируемого деяния считать ее вменяемой.

Информация о работе Логический и систематический анализ языка и мышления