Логические формы и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:54, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение логических форм и их видов.
Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
1. Дано понятие логической формы;
2. Рассмотрены логические формы.

Содержание

Введение 3
1 Понятие логической формы 4
2. Логические формы 5
2.1 Понятие 5
2.2 Суждение 6
2.3 Умозаключение 10
Заключение 17
Библиографический список 18

Работа состоит из  1 файл

логические формы и их виды.docx

— 36.65 Кб (Скачать документ)

    Содержание

Введение 3

1  Понятие  логической формы   4

2. Логические  формы 5

2.1 Понятие  5

2.2 Суждение  6

2.3 Умозаключение  10

Заключение 17

Библиографический список  18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Логика - философская наука, изучающая логические формы человеческого мышления и  законы, которым подчиняется мышление. 

    Логика  изучает не конкретное содержание действительности, а мысли о ней, их структуру, то, что является общим для мыслей данного типа, независимо от их конкретного  содержания.  Поэтому при изучении логики для того, чтобы понять сущность процесса мышления, специфическое содержание форм и законов, нужно уметь обобщать конкретные рассуждения, уметь оперировать  получаемыми формулами и схемами. Основная цель изучения логики, сводится к приобретению навыков осознанного  применения логических правил и законов  к реальному процессу  мышления.

    Знание  логики позволяет анализировать  рассуждения, помогает определить их последовательность, непротиворечивость, доказательность, и тем самым определять истинные высказывания от ложных. Следовательно, выбранная тема работы является весьма актуальной на сегодняшний день.

    Целью данной работы является изучение логических форм и их видов.

    Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:

    1. Дано понятие логической формы;

    2. Рассмотрен логические формы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие логической формы

    Логический строй мышления человека обладает очень важным свойством - какую бы словесную оболочку ни принимали наши мысли, на каком бы языке ни излагались, они обязательно должны принять общечеловеческие формы. Без этого невозможно осуществить обмен мыслями людей разных поколений и профессий, а также взаимное понимание представителей стран и народов.

    Выделяют  три логические формы[3]:

    1. Понятие;

    2. Суждение;

    3. Умозаключение.

    Логические формы - это строение мысли, т.е. способ связи её составных частей. В понятии - это связь существенных признаков, в суждении - связь понятий, в умозаключении - связь суждений; а так же способ связи содержательных частей рассуждения (доказательства, вывода и т. п.). В соответствии с основным принципом логики, правильность рассуждения зависит только от его формы и не зависит от его конкретного содержания. Само название «формальная логика» подчеркивает, что эта логика интересуется только формой рассуждения. В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм. 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Логические формы

    2.1 Понятие 

    Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений[2]. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры - длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.

    Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие.

    Понятия могут быть[1]:

  • общими и единичными;
  • конкретными и абстрактными;
  • эмпирическими и теоретическими.

    Общее понятие есть мысль, в которой  отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов  и явлений действительности. Единичное  понятие есть мысль, в которой  отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки. В  зависимости от типа абстракции и  обобщений, лежащих в основе, понятия  бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует  одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

    Каждое  новое поколение людей усваивает  научные, технические, моральные, эстетические и другие понятия, выработанные обществом  в процессе исторического развития. Усвоить понятие - это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и  практической деятельности.

    Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов, обозначающих имена  собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и  отвлеченном виде. В этом отношении  понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным  характером.

    2.2 Суждение 

    Познавая  объективный мир, человек раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между  предметами. Эти связи и отношения  отражаются в мышлении в форме  суждений, представляющих собой связь  понятий.

    Связи и отношения выражаются в суждении посредством утверждения или  отрицания. В суждении «Граждане РФ имеют право на охрану здоровья» связь между гражданами РФ и их правом на охрану здоровья утверждается, а в суждении «Некоторые преступления не являются умышленными» связь между некоторой частью преступных деяний и их умышленным характером отрицается.

    Всякое  суждение может быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать действительности либо не соответствовать ей. Если в  суждении утверждается связь, существующая в действительности, или отрицается связь, которая в действительности отсутствует, то такое суждение будет  истинным. Например, «Кража – преступление», «Астрология – не наука»– истинные суждения. Если же в суждении утверждается связь, которая в действительности не имеет места, или отрицается действительно существующая связь, то такое суждение является ложным. Например, «Кража не является преступлением», «Астрология – наука»– ложные суждения, они противоречат реальному положению вещей, разъединяя то, что связано в действительности (кражу и преступление), и связывая то, что в действительности не связано (астрологию и науку).

    Существуют  суждения, истинность или ложность которых очевидна или может быть легко установлена (например, «Сегодня солнечный день»или «Федоров – сотрудник милиции»). Однако нередко она нуждается в обосновании. Нельзя, например, признать истинным суждение «Обвиняемый занимался мошенничеством», пока виновность обвиняемого в совершении данного преступления не доказана[3].

    Истинность  таких суждений нуждается в подтверждении  с помощью других суждений, истинность которых установлена.

    Итак, суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его  признаком или отношение между  предметами и которая обладает свойством  выражать либо истину, либо ложь.

    Языковой  формой выражения суждения является предложение. Подобно тому, как понятия  не могут возникнуть и существовать вне слов и словосочетаний, так  и суждения не могут возникнуть и  существовать вне предложений. Однако единство суждения и предложения  не означает их полного совпадения. И если всякое суждение выражается в предложении, то из этого не следует, что всякое предложение выражает суждение. Суждение выражается повествовательным предложением, в котором содержится сообщение о чем-либо.

    Кроме повествовательных существуют вопросительные и побудительные предложения, которые  суждений не выражают

    Вопросительное  предложение не выражает суждения, так как его назначение состоит  не в передаче информации, а в  побуждении к ее получению. Побудительное  предложение, выражающее волеизъявление, направленное на осуществление определенных действий, также не выражает суждения; как и вопросительное предложение, не утверждая и не отрицая чего-либо о чем-либо, оно не может рассматриваться  как истинное или ложное.

    Суждение  о связи предмета и его признака состоит из двух понятий – двух терминов суждения: субъекта, отражающего  предмет суждения, и предиката, отражающего  признак предмета. Кроме субъекта и предиката суждение включает в свой состав связку – элемент суждения, который соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака. Связка выражается словами «есть» («не есть»), «является» («не является») и т. п. В русском языке связка обычно подразумевается или заменяется тире.

    В распространенном предложении кроме  главных членов – подлежащего  и сказуемого – имеются второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство). Например, в суждении «Национально-освободительное движение охватило обширные районы бывшего колониального и полуколониального мира» субъектом является понятие «национально-освободительное движение», в нем отражается предмет суждения; понятие «охватило обширные районы бывшего колониального и полуколониального мира»– предикат суждения, отражающего то, что утверждается о предмете суждения.

    В отличие от подлежащего и сказуемого, имеющих определенные грамматические формы выражения, субъект и предикат строго стабильных форм выражения не имеют и нередко определяются логическим ударением. Например, предложение  «Степанов имеет высшее экономическое образование» в зависимости от логического ударения, с помощью которого выделяется предикат суждения, может выражать три разных суждения[4]:

  • Степанов (а не кто-либо другой) имеет высшее экономическое образование;
  • Степанов имеет высшее (а не среднее) экономическое образование;
  • Степанов имеет высшее юридическое (а не какое-либо другое) образование.

    В грамматически преобразованном  виде эти суждения будут иметь  следующий вид:

    1) лицом, имеющим высшее экономическое образование, является Степанов;

    2) экономическое образование, которое имеет Степанов, является высшим;

    З) высшее образование, которое имеет  Степанов, является экономическим.

    Различие  между суждением и предложением состоит также в том, что грамматический строй предложения в разных языках различен. Логическая же структура  суждения одинакова независимо от его  выражения в том или ином языке.

    Таким образом, суждение и предложение  образуют неразрывное единство, но это единство включает в себя определенные различия, которые необходимо учитывать, так как отождествление суждения как формы мышления и предложения  как его языкового выражения  порождает ошибки в рассуждениях. 

    В логической литературе, наряду с термином «суждение» употребляется термин «высказывание». В символической логике (логике высказываний) высказывания рассматриваются безотносительно к их внутренней субъектно-предикатной структуре.

    2.3 Умозаключение 

    Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо сопоставить  два рода знаний, которыми мы располагаем  и пользуемся в процессе своей  жизнедеятельности, – непосредственные и опосредованные[6]. Непосредственные знания – это те, которые получены нами с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д.

    Таковы, например, знания, выраженные суждениями типа «Дерево зеленое», «Снег бел», «Птица поет», «Сосновый лес пахнет смолой». Они составляют значительную часть всех наших знаний и служат их базой.

Информация о работе Логические формы и их виды