Формально- логическое знание в структуре познания и коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:12, контрольная работа

Описание

Цель данной работы состоит в изучении и анализе проблемы взаимодействия формально-логического знания в структуре познания и коммуникации.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решаться следующие задачи:
1. Дать определение понятиям формальная логика, познание, мышление, форма мышления, коммуникация и др.
2. Изучить научную литературу по теме исследования; различных подходов и точек зрения относительно объектов изучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Предмет и значение формальной логики……………………..5
§ 1. Роль мышления в познании……………………………………………..5
§ 2. Формальная логика как наука…………………………………………..7
§ 3. Основные методологические принципы формальной логики………..12
Глава 2. Формально- логическое знание в структуре познания и коммуникации………………………………………………………………18
§ 1. Место формально- логического знания в методологии научного познания………………………………………………………………………18
§ 2. Логика деловой коммуникации…………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………..28

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по логике.doc

— 169.50 Кб (Скачать документ)

     1. "Это S есть P" и "Это S не  есть P"

     2. "Все S есть P" и "Некоторые  S не есть P"

     3. "Ни одно S не есть P" и "Некоторые  S есть P".

  1. Закон достаточного основания

    Принцип достаточного основания требует, чтобы  всякое утверждение было обоснованно, т.е. истинность утверждений нельзя принимать на веру.

    Суждения, из которых выводится утверждение  при его обосновании (если считать  правила логики данными), называются основаниями, поэтому рассматриваемый  принцип называется принципом достаточного основания, что означает: оснований должно быть достаточно для выведения из них рассматриваемого утверждения.

    Если  требование принципа достаточного основания  не выполняется, то утверждения оказываются  необоснованными, голословными.

     Наши  мысли о каком-либо факте, явлении, событии могут быть истинными и ложными. Высказывая истинную мысль, мы должны обосновывать ее истинность, т. е. доказать ее соответствие с действительностью.

     Требование  доказательности мышления, обоснованности суждений выражает закон достаточного основания, который формулируется следующим образом: всякая истинная мысль имеет достаточное основание.

     Достаточным, т. е. действительным, невымышленным  основанием наших мыслей может являться личный опыт, индивидуальная практика. Истинность некоторых суждений подтверждается путем их непосредственного сопоставления с фактами действительности.

     Но  личный опыт ограничен. Поэтому человеку в своей деятельности приходится опираться на опыт других людей.

     Благодаря развитию научных знаний человек все шире использует в качестве оснований своих мыслей предыдущий опыт всего человечества, закрепленный в законах и аксиомах науки, в принципах и положениях, существующих в любой области человеческой деятельности.

     Истинность  законов, аксиом и т. д. подтверждена практикой человечества и не нуждается поэтому в новом подтверждении. Для подтверждения какого-либо частного случая нет необходимости обращаться к его практической проверке, обосновывать его при помощи личного опыта. Если, например, нам известен закон Архимеда (всякое тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость), то нет никакой необходимости погружать в жидкость какой-либо предмет, чтобы выяснить, сколько он теряет в весе. Закон Архимеда будет достаточным основанием для подтверждения этого частного случая.

     Благодаря науке, которая в своих законах  и принципах закрепляет всю общественно-историческую практику человечества, мы для обоснования  наших мыслей не прибегаем всякий раз к их практической проверке, а обосновываем их теоретически, путем сопоставления с установленными уже ранее закономерностями.

     Таким образом, достаточным основанием какой  либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и признанная истинной мысль, из которой вытекает истинность другой мысли.

     Закон достаточного основания имеет важное теоретическое и практическое значение. Фиксируя внимание на суждениях, обосновывающих истинность выдвинутых положений, этот закон помогает отделить истинное от ложного и прийти к верному  выводу. Требование закона достаточного основания сводиться к тому, что всякое суждение, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обоснованно.

     Обоснованность - важнейшее свойство логического  мышления. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо, убеждаем в чем-либо других, мы должны доказывать наши суждения, приводить достаточные основания, подтверждающие истинность наших мыслей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Формально- логическое знание в структуре  познания и коммуникации 

     § 1. Место формально- логического знания в методологии научного познания  

     Логика  выполняет в научном познании ряд функций. Одной из них является методологическая. Чтобы описать  эту функцию, нужно охарактеризовать понятие методологии.

     Слово “методология” состоит из слов “метод” и “логия”. Последнее, находясь в конце сложного слова, означает “учение”. То есть буквально методология — это учение о методе. Употребляется это слово в двух смыслах: во-первых, методологией называют систему нематериальных средств познания и преобразования действительности; во-вторых, — учение о нематериальных средствах познания и преобразования действительности. Такая двуплановость научных понятий — явление обычное. Так, логикой называют особые закономерности в связях и развитии мыслей, а также науку об этих закономерностях.

     Основными нематериальными средствами познания и преобразования действительности (методологическими средствами) являются принципы, методы, приемы и некоторые другие.

     Методологические  принципы следует отличать от мировоззренческих. Для уяснения этого необходимо иметь в виду, что в науке различают две стороны: дескриптивную (описывающую) и прескриптивную (предписывающую). Мировоззрение является дескриптивной стороной науки, а методология — прескриптивной. Мировоззрение в широком смысле слова — это система взглядов на мир (на природу, общество и познание). Основу мировоззрения образует философское мировоззрение, называемое иногда мировоззрением в узком смысле слова. Мировоззрение составляют: принципы (мировоззренческие), представляющие собой знания о наиболее общих связях и свойствах объективной действительности и познания (наиболее общие в рамках предметной области конкретной науки — тогда это принципы конкретной науки, и наиболее общие безотносительно к конкретной науке — тогда это философские принципы); законы — знания об особых связях в объективной действительности и познании, менее общих, чем первые (в рамках предметной области той или иной науки), и категории.

     В отличие от мировоззренческих принципов  принципы познания и практической деятельности (методологические принципы} представляют собой наиболее общие предписания, указывающие, как следует осуществлять познание и практическую деятельность. Методологические принципы вырабатываются чаще всего на основе мировоззренческих принципов, а также на основе законов в процессе познания и практики. Например, в философии на основе мировоззренческого принципа первичности материального и вторичности идеального разработан методологический принцип объективности рассмотрения, предписывающий, в частности, в социальном познании идти не от вторичных явлений к причинам, а, наоборот, из причин выводить соответствующие следствия.

     Слово “метод” в научной литературе употребляется в двух смыслах. Во-первых, методом называют всю систему  нематериальных средств познания и  преобразования действительности, т.е. методологию в целом. В этом смысле употребляют слово “метод”, когда говорят о диалектическом методе, о методе теоретической физики, о методе Бэкона и т.д.

     Во  втором смысле метод (метод как элемент  методологии) можно определить как  способ познавательной или практической деятельности, представляющий собой последовательность познавательных операций, или этапов деятельности, выполнение которых (в указанной последовательности) способствует наиболее успешному достижению желаемого результата. Наиболее общие методы, прежде всего философские, указывают общее направление познания, которое конкретизируется последовательным применением методов меньшей степени общности. Применение наиболее частных методов — алгоритмов с необходимостью приводит к желаемому результату. Эти методы представляют собой точные предписания, которые определяют процесс теоретической или практической деятельности, ведущий от исходных данных к желаемому результату.

     Приемы, тоже являющиеся компонентами методологии, представляют собой относительно несложные способы познавательной или практической деятельности, которые помогают успешному достижению поставленной цели и, как правило, выступают частью какого-либо метода.

     Между принципами, методами и приемами познания трудно провести абсолютные границы. Например, наиболее простые методы можно считать приемами познавательной или практической деятельности и наоборот.

     Логическая  методология включает в себя методологические средства формальной логики и методологические средства диалектической логики.

     Принципы, методы и приемы диалектической логики являются наиболее общими, в указанном  выше смысле, или всеобщими. Научное  познание, как правило, начинается с  применения принципов, методов и  приемов диалектической логики, указывающих  общее направление исследования. Особую роль в методологии научного познания выполняют формы развития знания. Они выступают в качестве средства, организующего последовательность применения принципов, методов и приемов познания. Принципы, методы и приемы формальной логики, не являясь всеобщими в указанном выше смысле, действуют на всем протяжении процесса познания и играют роль общей методологии, обеспечивая возможность применения любых других методологических средств, в том числе и всеобщих.

     Некоторые методы и приемы формальной логики, особенно методы и приемы логики символической, выполняют в социальном познании роль частнонаучных методологических средств. Таковыми, например, являются методы алгебры логики, применяемые для нахождения наилучшей формулировки управленческого решения. 

§ 2. Логика деловой коммуникации 

     В исходном пункте процесса формирования сознания три вида деятельности связаны  воедино: внешняя практическая деятельность, процесс познания и коммуникация. Правда, развитый процесс познания не совпадает с актом коммуникации; последний выделяется в самостоятельную сферу деятельности, управляемую особыми законами.

     Рассмотренные ранее содержание и методы науки  логики дают представление о незаменимости  ее как инструмента познания, освоения, анализа и изложения информации. Трудно переоценить роль логики в управлении. Согласно данным Л. Аверьянова деятельность, связанная с получением информации, занимает 90 % рабочего времени современного руководителя. А известный исследователь природы и сущности труда менеджера Г. Минцер приводит убедительные аргументы, подтверждающие, что работа с социальной информацией присутствует практически в каждой из управленческих ролей менеджера. Рассмотрим некоторые из них.

     1. Межличностные роли (главный руководитель, лидер, связующее звено). Эти роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферы его взаимодействия с людьми. Благодаря межличностным ролям руководитель становится пунктом сосредоточения информации: стратегической, основной — в роли главного руководителя, внутренней — в роли лидера и внешней — в роли связующего звена.

     2. Информационные роли (приемник информации, распространитель информации, представитель). Благодаря деятельности по поиску  и получению внешней и внутренней  информации в роли приемника  информации, ее передачи и интерпретации для формирования взглядов организации, в роли распространителя и передачи информации для внешних контактов руководители действуют как центр обработки информации.

     3. Роли по принятию решений (предприниматель,  устраняющий нарушения, распределитель ресурсов, ведущий переговоры). Каждая роль обязательно нуждается в информационном обеспечении. Роль предпринимателя связана с поиском путей развития организации и контролем за их реализацией. Устраняющий нарушения обнаруживает нарастание конфликтов и кризисов и в этой связи отвечает за коррекцию деятельности организации. Распределитель всех видов ресурсов координирует и контролирует их использование. Ведущий переговоры осуществляет связь и взаимодействие организации с внешней средой путем ведения переговоров.

     Указанные роли не могут быть независимыми одна от другой. Они взаимозависимы и  взаимодействуют для создания единого  целого. Вряд ли у кого-либо возникнет  сомнение, что связью этой взаимозависимости  выступает не что иное, как информация, обмен ею. Информация является важнейшим средством обеспечения взаимодействия управленческих ролей в общем процессе менеджмента. Действительно, межличностные отношения охватывают сферу взаимодействия руководителя с людьми. Эти отношения носят коммуникативный характер и позволяют сосредоточивать необходимую для управления социальную информацию. Накопление, отбор, анализ и распределение информации создают необходимое информационное пространство для принятия, реализации и контроля за выполнением управленческих решений в организации.

     Таким образом, ни одна из управленческих ролей  не может обойтись без объективной, правдивой информации, адекватно  отражающей управленческую ситуацию. Умение менеджера логически мыслить, грамотно использовать законы логики при отборе, анализе и передаче управленческой информации — необходимые требования для его успешного участия в деловой коммуникации.

Информация о работе Формально- логическое знание в структуре познания и коммуникации