Формальная логика. логическая форма вопросов и ответов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:12, контрольная работа

Описание

Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности. Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы.

Содержание

Введение
Формальная логика как теория правильного мышления
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Логика.docx

— 40.31 Кб (Скачать документ)
ign="justify">    -  соединительными (конъюнктивными);

    -  разделительными (дизъюнктивными);

    -  смешанными (соединительно-разделительными).

         Для уточняющих вопросов сложным  будет  вопрос,  в  котором   выясняется истинность двух  и  более  суждений.  Схема    конъюнктивного    уточняющего вопроса   выглядит так  - ?(p ( q). Схема дизъюнктивного уточняющего   вопроса   выглядит  следующим  образом:  ?(p  ( q).  Для восполняющих вопросов  сложным будет вопрос,  включающий  два и более вопросительных слова, а также вопрос, в котором  вопросительное  слово или слова  относятся  к  двум  и  более  суждениям.  Схемы  таких вопросов: ?  (х ( у)р;   ?  (х ( у)р;. ? х(р ( q);   ? (х ( у)  (р ( q) и т .д.

         Познавательная функция вопроса  реализуется в форме  вновь   полученного суждения -  ответа  на  поставленный  вопрос.  При  этом  по   содержанию  и структуре ответ должен строиться в  соответствии  с  поставленным  вопросом. Лишь в этом случае ответ расценивается как релевантный, т.е.  как  ответ  по существу поставленного  вопроса,  выполняющий  свое  основное  назначение  - уточнить неясную или неопределенную и доставить новую информацию. 

   1.3ВИДЫ  ОВЕТОВ 

      Если  в качестве ответа приводят хотя и  истинные, но  содержательно  не связанные с вопросом суждения, то их расценивают как ответы не  по  существу вопроса и обычно исключают  из  рассмотрения.  Появление  таких  вопросов  в дискуссии или  в  процессе  допроса  -  либо  результат  заблуждения,  когда отвечающий не уловил смысл вопроса,  но  пытается  отвечать  на  него,  либо сознательное стремление уйти от невыгодного ответа на поставленный вопрос.

         Среди ответов различают:

   - истинные и ложные;

   - прямые и косвенные;

   - краткие и развернутые;

   - полные и неполные.

         По гносеологическому статусу,  т.е. по  отношению  к  действительности, ответы могут быть истинными и ложными.  Ответ  расценивается  как  истинный, если  выраженное  в  нем  суждение   правильно,   или   адекватно   отражает действительность. Ответ расценивается как  ложный,  если  выраженное  в  нем суждение   неверно,   или   неадекватно    отражает    положение    дел    в действительности.

         Прямые и косвенные  ответы  -  это  два  вида  ответов,  различающихся способом выражения информации. Прямым называется  ответ  взятый  непосредственно из  области поиска ответов,  при  конструировании  которого  не  прибегают   к   дополнительным сведениям и рассуждениям. Например, прямым  ответом  на  уточняющий вопрос - “Является ли дельфин  рыбой?”  будет  суждение:  “Нет,  дельфин  не является рыбой”. Косвенным называется ответ, который берут из  более  широкой  области, нежели область поиска ответа,  и  из  которого  лишь  выводным  путем  можно получить прямой ответ. Так, на   вопрос “Является ли дельфин рыбой?” косвенным будет  ответ:  “Дельфин  относится  к млекопитающим животным”. При реконструировании косвенного ответа на    вопрос  отвечающий располагал дополнительной информацией, о том  что дельфин - это млекопитающее животное  и что млекопитающие и рыбы  образуют  два непересекающихся класса.

         По грамматической форме ответы  могут быть краткими и развернутыми. Краткие - это односложные -  утвердительный  и  отрицательный   ответы: “да” или “нет”. Развернутые - это ответы, в каждом  из  которых  повторяются все элементы вопроса. Например, на вопрос  “Был  ли  Карл  Маркс  атеистом?” могут быть получены утвердительные ответы: краткий - “Да”;   развернутый   - “Да, Карл Маркс был атеистом. ”;  отрицательные  ответы:  краткий  -  “Нет”; развернутый  -  “Нет, Карл Маркс  не был атеистом. ” Краткие ответы наиболее подходящие для простых вопросов;  при  сложных вопросах  целесообразно  пользоваться   развернутыми   ответами,   поскольку односложные ответы в этом случае нередко оказываются двусмысленными. По объему представленной в ответе информации они  могут  быть  полными или неполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на  сложные вопросы. Полный ответ включает  информацию  по  всем  элементам или составным частям вопроса. Неполный  ответ  включает  информацию  относительно  лишь   отдельных элементов или составных частей вопроса.

   Неопределенность  в  ответах   может   быть   результатом   неясности

используемых  при  постановке  вопроса  понятий.  Точность  ответа  на   восполняющий   вопрос   зависит   от   степени определенности вопросительных слов - кто? что?  где?  когда?  как?  и  т.п., которые сами по себе не отличаются достаточной точностью.  Особые трудности могут  возникать  при  ответах  на  сложные  вопросы. Неопределенность в ответе возникает в случае краткого  утверждения  на дизъюнктивный  вопрос.  Например,  если  на  вопрос  “Курение   вредно   или

   аморально?”  ответить “Да”, то не ясно что имеется в виду:

   - Курение  и вредно и аморально;

   - Курение вредно, но не аморально;

   - Курение не вредно, но аморально.

          Неопределенность  кратких  ответов   снимается  в  первом   случае   -развернутым  отрицательным,  а  во  втором  -   развернутым   утвердительным ответами.

          

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Формирование самого человеческого характера и ментальности происходит при непосредственном участии вопросов и ответов. Ведь будучи существом непостоянным, крайне переменчивым, человек беспрестанно ищет ответы на волнующие его вопросы. И именно в этом поиске заключается его истинная цель, именно в этом противоборстве двух полярных начал проявляется его внутренняя сущность, именно в этом умении находить неизвестное и заключается то основное, что делает его неповторимым и непревзойденным, то, что дает ему право называть себя гордым именем представителя рода человеческого. 
        Знание логического механизма  постановки  вопросов  и  конструирования ответов на них играет важную роль уголовном  процессе,  служит  рациональной основой  успешного  проведения  допросов,  свидетельствований,  опознания  и других судебно-следственных действий, а также  продуктивных  социологических опросов путем анкетирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бочаров  В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. - М., 2005.

2. Васильченко  В.П. Логика для юристов: Учебное  пособие. - Белгород, 2004.

3. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения  по логике. Под ред. Кириллова В.И. М., 2000. 
4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник. М., 2002. 
5. Скорик Е.Ф. Логика в схемах. М.: изд-во «Прометей», 2004.
 

Информация о работе Формальная логика. логическая форма вопросов и ответов